Слайд 1
Методология научных исследований
1. Понятие и структура методологии науки.
2. Методы
эмпирического исследования.
3. Формы эмпирического знания.
4. Методы научно-теоретического исследования.
5. Философские
и общенаучные методы и подходы, применяемые в научно-теоретических исследованиях.
Слайд 2
1. Понятие и структура методологии науки.
МЕТОДОЛОГИЯ – это:
1) совокупность методов и принципов научной деятельности
и рефлексия
по их поводу;
2) учение об активности субъекта познания, выясняющее отношение
теоретизирующего субъекта к готовому и добываемому знанию;
3) учение об основных методах.
МЕТОД - это:
1) способ теоретического и практического освоения действительности;
2) система регулятивных принципов преобразующей познавательной
теоретической и практической деятельности;
3) общее направление исследования, способ истолкования фактов,
прием , с помощью которого добывается, преобразуется или проверяется
знание.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ - это наиболее общие установки, формирующие
базис для познания
Методы научного знания представляют собой систему, в которой действуют
отношения субординации и координации.
Слайд 3Структура методологии научного исследования
(по степени общности)
философские методы;
общенаучные методы
– делятся условно на:
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование);
-
теоретические (идеализация, формализация, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический и др.);
- общелогические (аналогия, идеализация, анализ, синтез, абстрагирование, классификация, типология, систематизация, индукция, дедукция и др.)
частнонаучные методы специфичны для отдельных наук (для социологии – опрос и анкетирование референтных групп)
специальные методики – разрабатываются для конкретных научных задач.
Слайд 42. Методы эмпирического исследования (1)
НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное изучение и фиксирование
данных об объектах, явлениях и процессах окружающего мира.
Основные характеристики наблюдения:
концептуальная организованность, целеустремленность, техническая оснащенность, наличие специального языка.
Виды наблюдения:
- по воспринимаемому объекту – прямое и косвенное;
- по исследовательским средствам – непосредственное и опосредованное;
- по воздействию на объект – нейтральное и преобразующее;
- по отношению к совокупности изучаемых явлений – сплошное и выборочное;
- по временным параметрам – непрерывное и прерывное.
Задача наблюдения – получение совокупности первичных данных об
объекте.
Идеал объективности наблюдения: данные должны быть обработаны, очищены от случайности, результат должен достоверно воспроизводиться при наблюдениях, проводимых различными исследователями.
Слайд 5
Методы эмпирического исследования (2)
ЭКСПЕРИМЕНТ – представляет исследовательскую ситуацию изучения явления
в специально создаваемых контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом процесса,
видоизменять его в соответствии с исследовательскими задачами.
Виды эксперимента:
- по условиям проведения – естественные и искусственные;
- по целям исследования – преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые, решающие;
- по количеству факторов – однофакторный, многофакторный, математический.
Цель эксперимента: выделить в изучаемом объекте существенные взаимосвязи в чистом виде.
Этапы экспериментального исследования: разработка программы – проведение исследований – анализ результатов – дальнейшая разработка программы. Определенные блоки работ могут выполняться параллельно.
Валидность – степень совершенства эксперимента: внешняя валидность (когда результаты эксперимента хорошо экстраполируются в изучаемую предметную область) и внутренняя валидность (планирование и логика проведения эксперимента).
Слайд 6Методы эмпирического исследования (3)
ОПИСАНИЕ – получение и репрезентация эмпирических данных
в качественных терминах.
Для достижения единства описания в науке используются
специальные процедуры согласования терминологии, стандартизации форм описания, сравнение данных из независимых источников информации, уточнение критериев для использования той или иной оценки.
СРАВНЕНИЕ – исследовательская процедура и форма репрезентации эмпирического материала, позволяющая добиться значительной упорядоченности предметной области и уточнения понятий при построении шкал с упорядоченной структурой.
Сравнение может приобретать ведущее значение в конкретных исследовательских задачах, выступая в роли сравнительного метода и сравнительного подхода (например, в гуманитарных науках).
ИЗМЕРЕНИЕ – это осуществляемое по специальным правилам определение количественных характеристик изучаемых объектов, их свойств и отношений.
Концептуальный аппарат, поддерживающий процедуру измерения, включает специальные системы аксиом, касающиеся измерительных процедур (аксиомы Колмогорова, теория Бурбаки). Теория измерения – метрология.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – общенаучный метод, в котором для изучения объекта используется опосредующее звено – объект-заместитель.
Моделирование представляет цикл: объект-оригинал – создание модели –
модель – изучение модели – получение информации о модели – экстраполяция – объект-оригинал.
Слайд 73. Формы эмпирического знания
Опытные данные
Факты
Эмпирические закономерности
Эмпирические теории
Слайд 84. Методы научно-теоретического исследования
1. Группа общелогических методов:
(абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ, синтез, дедукция,
индукция, классификация, типология)
2. Группа развитых научно-познавательных методов и подходов:
а) аксиоматический метод
б) гипотетико-дедуктивный метод
в) мысленный эксперимент
г) математическое (информационное) моделирование
Слайд 9Общелогические методы
Абстрагирование – интеллектуальный акт отвлечения от некоторых сторон изучаемого
объекта, выделение в чистом виде наиболее существенных сторон объекта в
данной познавательной ситуации.
Идеализация – разновидность абстрагирования, с помощью которой конструируются абстрактные объекты (например, «идеальный газ»).
Аналогия – операция нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на его основе.
Формализация – построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области. В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык.
Анализ – совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на части, выявление его структуры.
Синтез – объединение изученных анализом частей, обнаружение общего.
Дедукция – логический вывод частных положений из более общих.
Индукция – восхождение от частных положений к общим законам.
Классификация и типология – это процедуры, основой которых является деление объема понятия (например, дихотомическое деление треугольников на правильные и неправильные).
Слайд 10Аксиоматический метод
В основе метода лежит идея аксиомы - утверждения, не
требующего доказательства.
Построение аксиоматической системы начинается с выявления в составе некоторой
содержательной концепции ее первоначальных фундаментальных понятий, которым можно придать статус неопределяемых.
Выбираются также исходные утверждения теории, которые принимаются без доказательства и которым придается статус аксиом. В естественнонаучных теориях в роли аксиом выступают их главные принципы, базисные допущения, основные законы.
Далее фиксируются допустимые правила рассуждений, согласно которым из одних положений можно выводить другие, они обычно совпадают с правилами дедуктивного вывода.
Логическое исчисление является частью аксиоматической системы.
Процесс аксиоматизации требует глубокого знания содержательных аспектов исходной теории.
Слайд 11Гипотетико-дедуктивный метод
Область научного знания, которая строится гипотетико-дедуктивным способом, представляет собой
теоретическую систему, которая упрощенно может быть представлена как состоящая из
двух областей: области гипотез и области фактов (или эмпирического базиса).
Между этими областями разворачивается концептуальное взаимодействие. Из гипотез дедуктивно выводятся следствия более частного характера, их них – еще более частного и т.д.
Процесс продолжается до тех пор, пока цель не приведет к фактам (уже установленным или только предсказываемым).
Эмпирический базис служит средством проверки гипотез и в случае несоответствия исходной гипотезы наблюдаемым фактам – становится основанием для ее свержения или корректировки.
Слайд 12Гипотетико-дедуктивная модель научного познания
Гипотезы
Логическое
следование
Проверка,
корректировка
Факты
Слайд 13Схема системного моделирования
Определение исходной системы (ее структуры, системных свойств, функционирования,
параметров внешней среды и др.;
анализ ее структурно-функциональной организации;
оптимизационное исследование и
выявление ее экстремальных состояний, критических точек, потенциала для повышения ее эффективности и т.п.;
подведение итогов, экстраполяция результатов на исходный объект или – при проектировании – на другие объекты.
При подобных исследованиях используется широкая совокупность математических концепций и методов, среди них: исследование операций, теория массового обслуживания, теория игр, вариационное исчисление, теория алгоритмов; для анализа структуры – теория множеств, теория графов, топология и другие математические методы.
Слайд 145. Философские и общенаучные методы и подходы, применяемые в научно-теоретических
исследованиях
Подход – более широкое понятие, чем метод. Ядро подхода включает
теоретические понятия, принципы. Подход служит основанием для более конкретных методологических предписаний.
Группа исторических подходов и методов:
а) конкретно-исторический
в) абстрактно-исторический (реконструкционный)
Группа системных методов и подходов:
а) системный подход
в) синергетический подход
с) информационный подход
д) конструктивный подход
Слайд 15Системный подход (СП)
СП – направление методологии общенаучного и специально-научного познания,
в основе которого лежит исследование объектов как систем.
СП ориентирует
исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Понятия и принципы СП выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (например, понятие биосферы в концепции В.И.Вернадского, понятие биогеоценоза в экологии).
СП содержит схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей.
Из тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает несколько расчленений. Критерием выбора адекватного расчленения изучаемого объекта может служить построение «единицы» анализа (такой как, например, «биогеоценоз» в экологии), позволяющей фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.
Ключевые понятия: элемент, система, структура, внешняя среда, тип связи, управление, иерархия, характер взаимодействия (открытые и закрытые системы), устойчивость, стационарность (нестационарность), детерминизм (детерминистские и стохастические системы), системный анализ.
Слайд 16Методологические принципы синергетического подхода
Синергетическая методология применяется для исследования сложных
самоорганизующихся
систем в различных областях естественных и социально-гуманитарных наук и
в простейшем
варианте включает два структурных принципа Бытия (1-2))и пять принципов Становления(3-7):
1. Гомеостатичность - цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза в
синергетике называют аттрактором (притягивателем);
2. Иерархичность – мир структурирован по масштабам длин, времен, энергий; то, что для
низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса,
строительный материал;
3. Нелинейность – нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат
суммы воздействий на систему не равен сумме результатов этих воздействий;
4. Незамкнутость (открытость) позволяет системе эволюционировать от простого к
сложному; иерархический уровень может усложняться при обмене веществом, энергией,
информацией с другими уровнями;
5. Неустойчивость – состояния выбора, точки бифуркаций.
6. Динамическая иерархичность – эмерджентность, принцип, описывающий
возникновение нового качества системы по горизонтали; процесс самоорганизации, рождения
параметров порядка, структур из хаоса микроуровня;
7. Наблюдаемость – этот принцип подчеркивает ограниченность и относительность наших
представлений о системе в конечном эксперименте; целостное описание иерархической
системы складывается из коммуникации между наблюдателями разных уровней.
/В.Г.Буданов/
Слайд 17Конструктивный подход (КП)
КП – способ построения научной теории, при котором
производится непосредственное конструирование теоретических объектов.
Конструктивный способ развертывания теории горазда
более нагляден, чем аксиоматический;
КП имеет важное значение в математике (конструктивная математика – А.Н.Колмогоров, А.А.Марков, Н.А.Шанин),существующими признаются только такие математические объекты, которые могут быть построены фиксированным набором операций;
Конструктивные математические объекты обладают различными полезными качествами, которые ведут к их дальнейшей реализуемости:
из конструктивного доказательства можно извлечь компьютерную программу;
КП основан на взаимодействии методов программирования и методов математической логики.