Слайд 1
Методы и средства классификационного анализа данных
Трунков Сергей Владимирович, к.т.н., доцент
кафедры ЭФ-2
Лекция №2
Слайд 2Вопросы лекции:
1. Понятие о процедуре классификации и методах ее выполнения
2.
Особенности и средства проведения ABC-анализа данных в экономике
3. Особенности и
средства проведения XYZ-анализа данных в экономике
4. Особенности совместного выполнения ABC- и XYZ -анализа данных
Слайд 3Вопрос №1
Понятие о процедуре классификации и методах ее выполнения
Слайд 4Что такое КЛАССИФИКАЦИЯ ?
Классификация (классифицирование) — это процедура группировки объектов
исследования (или наблюдения) в соответствии с их общими признаками.
Прим.
Традиционно классификацию рассматривают как один из разделов ЛОГИКИ.
Слайд 5Смысл КЛАССИФИКАЦИИ
Смысл процедуры в том, что все многообразие объектов, требующих
осмысления или какой-либо обработки, организуется в виде упорядоченной системы.
Для
этой системы разрабатываются определенные правила «деления» и «навигации»(поиска объекта).
Слайд 6Основные правила логического деления
1. Деление должно проводиться только по одному
основанию
Пример нарушения: на одном предприятии в управленческом учете расходы на
транспорт делятся по следующим статьям: «транспорт свой», «транспорт чужой» и «транспорт автокомбината».
Слайд 7Основные правила логического деления
2. Деление должно быть соразмерным или исчерпывающим
(то есть сумма объемов членов деления должна быть в точности
равна объему делимого понятия)
Пример нарушения: Например, деление конфет на карамель и шоколадные конфеты – не есть исчерпывающее деление.
Слайд 8Основные правила логического деления
3. Члены деления должны быть альтернативными (это
позволяет найти каждому конкретному объекту одно единственное место в ряду
членов деления)
Пример нарушения: наличие группы «другое» или «прочее», что сводит на нет самую корректную и продуманную классификацию.
Слайд 9Основные правила логического деления
4. Деление должно быть непрерывным, однопорядковым (это
означает, что нельзя часть родового понятия делить на виды, а
другую часть – на подвиды таких видов)
Пример нарушения: продукты питания и детское питание или, например, неверен такой ряд: напитки, воды, соки.
Слайд 10Примечание
Наука логика включает весь аппарат, необходимый для проведения классификации множеств.
Классификация
как логический оператор – это многоступенчатое логическое деление, когда каждый
из членов деления в свою очередь становится делимым понятием, но уже по иному основанию деления.
Слайд 11РЕЗУЛЬТАТ
В результате разработанной классификации создаётся классифицированная система (часто называемая так
же, как и процесс — классификацией).
В системе каждому объекту отведено
определенное место, причем это сделано таким образом, что не возникает сомнений ни в том, куда поместить данный объект, ни в том, где его искать
Слайд 12Почему сейчас так популярна классификация товаров?
(во-первых):
На предприятии обычно классификации товаров
и услуг никем не контролируется.
Следствием такой бесконтрольности является огромный «клубок»
проблем, связанных с управлением деятельностью этих предприятий и обеспечением конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг.
Слайд 13ПРИМЕЧАНИЕ
Можно с уверенностью утверждать, что каталог товаров, построенный с учетом
логических правил классификации позволит не только абсолютно правильно вести учет
движения товаров внутри компании, но и даст неоспоримые преимущества в решении маркетинговых задач.
Слайд 14Почему сейчас так популярна классификация товаров?
(во-вторых):
Товарные запасы торговых предприятий составляют
достаточно большую часть всех активов предприятия и представляют собой мощный
центр затрат предприятия.
Даже незначительное сокращение товарных запасов может привести к значительному увеличению чистой прибыли предприятия.
Слайд 15ПРИМЕЧАНИЕ
Основная цель анализа и классификации товаров — это повышение эффективности
управления товарными запасами.
Классификация товаров проводится с использованием различных видов
анализа.
Слайд 16Обычно в качестве основного классификационного признака товара принимается производитель этого
товара.
Это принципиально НЕПРАВИЛЬНЫЙ подход к классификации, который не дает возможности
решить основную маркетинговую и логистическую задачу:
на основании анализа поведения тех или иных товарных групп на рынке поддерживать оптимальные уровни запасов по соответствующим товарным группам.
Слайд 17Проблемы неправильной классификации
Первая проблема, которая является абсолютно типичной для классификаций
с отсутствием структуры (строго говоря, это деление нельзя даже назвать
классификацией), – это дублирование товаров.
Слайд 18Проблемы неправильной классификации
Вторая проблема, которая фактически является следствием первой, –
это неправильный учет, а раз появляется неправильный учет, то для
прогноза продаж и составления плана продаж в таком случае будут анализироваться некорректные исходные данные.
Слайд 19Что в итоге?
Поскольку исходные данные неверны, то прогноз будет соответствующим
(неправильным) и, поэтому план продаж может отличаться от фактических продаж
в десятки раз.
Слайд 20Следовательно,…
Изначально правильно определенная структура классификатора предполагает возможность развития бизнеса.
Отсутствие такой
структуры приведет к тому, что такая классификация «развалится» при малейшем
расширении сферы деятельности или просто при расширении ассортимента и опять же приведет к хаосу и в учете, и в анализе движения товаров.
Слайд 21Как известно,…
Классификация является основой для проведения различных видов экономического анализа,
в частности, самого распространенного – анализа материальных запасов.
Слайд 22Материальные запасы
Материальные запасы представляют собой находящиеся на разных стадиях производства
и обращения продукцию производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие
товары, ожидающие «вступления» в процесс производственного или личного потребления.
Слайд 23Как известно,…
Как известно, материальные запасы не только неоднородны по своей
структуре, но и различны по стоимости.
В процессе закупки происходит
уточнение ассортимента тех видов сырья, материалов, оборудования и услуг, которые необходимы предприятию для производства конечного продукта.
Слайд 24Методы классификационного анализа
По организационно-экономическим факторам материальные запасы предприятия традиционно классифицируются
с помощью двух широко применяемых в рыночной экономике методов:
-
АВС- анализа;
- XYZ- анализа.
Слайд 25ПРИМЕЧАНИЕ
Эти методы являются действенным средством классификации материальных ресурсов по ряду
параметров, значимость которых определяется спецификой предпринимательской деятельности данного предприятия.
В
основу их проведения положены такие критерии, как стоимость, частота потребления и объёмы потребления товара или услуги.
Слайд 26ABC- анализ
АВС-анализ представляет собой метод, который направлен на классификацию используемых
(реализуемых) фирмой товарно-материальных ценностей по ряду параметров с целью повышения
точности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения затрат.
Слайд 27ПРИМЕЧАНИЕ
В АВС-анализе с точки зрения снабжения материальными запасами анализируются количественная
и стоимостная структура потребности в сырье и материалах
Слайд 28XYZ- анализ
XYZ-анализ представляет собой метод, направленный на классификацию материальных запасов,
исходя из оценки значимости запасов в зависимости от частоты их
потребления.
Слайд 29ПРИМЕЧАНИЕ
Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода
времени, то можно установить, что в их числе есть:
- материалы,
имеющие постоянный и стабильный спрос;
- материалы, расход которых подвержен определенным, например, сезонным колебаниям;
- материалы, расход которых абсолютно незакономерен, т. е. носит случайный характер.
Слайд 30Особенность этих видов анализа
Оба вида анализа чрезвычайно важны не только
с точки зрения «продвижения» товаров и услуг на рынок (маркетинга),
но и, собственно, для непосредственного производства товаров на предприятии.
Но оба они относятся к простым видам классификационного анализа и осуществляют «группировку» («разбиение») только по одному классификационному признаку.
Слайд 31Коротко о КЛАСТЕРНОМ анализе
В отличие от ABC- и XYZ-методов кластерный
анализ позволяет «группировать» сразу по нескольким признакам, т.е. проводить МНОГОМЕРНУЮ
классификацию.
Об этом методе анализа мы поговорим на следующих лекциях.
Слайд 33Вопрос №2
Особенности и средства проведения ABC-анализа данных в экономике
Слайд 34Сущность ABC-анализа
Сущность ABC-анализа заключается в том, что производится классификация всех
номенклатурных позиций, данные о запасах которых оцениваются по признаку относительной
важности этих позиций (например по весу, стоимости, сроку хранения и др.) , и для каждой выделенной классификационной категории формируются свои методики управления запасами.
Слайд 35ПРИМЕЧАНИЕ
Обычно прибегают к трехступенчатому ранжированию номенклатурных позиций: на классы A,
B и C (хотя, можно использовать 4 или более классов).
При этом, для различных категорий номенклатурных позиций устанавливаются различные уровни контроля за их запасами.
Слайд 36На чем базируется ABC-анализ?
ABC-анализ базируется на принципе Парето.
Прим. Вильфредо Парето
- итальянский экономист и социолог. Годы жизни: 1848-1923. Он пытался
математически обосновать взаимосвязь всех экономических факторов.
Слайд 37Принцип ПАРЕТО:
Принцип (правило) Парето в наиболее общем виде формулируется так:
«20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80
% усилий — лишь 20 % результата».
Слайд 38ПРИМЕЧАНИЕ
Конечно, правило Парето, которое обычно именуют правилом 80/20 (или 20/80),
не везде принцип работает.
Но в условиях неопределенности планирования данный
принцип можно с успехом применять.
Слайд 39Формулировки принципа Парето
- «20% клиентов дает 80% выручки»;
- «20% пользователей
скачивают 80% информации»;
- «20% факторов оказывают 80% влияния»;
- надежный контроль
20% номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему продажи (или хранения) товаров.
Слайд 40Принцип Парето в действии
Сотовые операторы давно используют правило Парето, поскольку
на практике проверили, что при формировании тарифных планов, как правило
этот принцип очень хорошо работал: примерно 20% новых тарифных планов привлекают 80% клиентов.
Максимизируя прибыль по этим 20% тарифным планам, они добиваются лучших результатов при тех же затратах на привлечение клиентов.
Слайд 41Особенность ABC-анализа
Для успешного проведения ABC-анализа необходимо понимание того факта, что
товары (или материалы) имеют различную степень важности для предприятия.
Поэтому
необходимо выбрать параметр классификации, по которому все товары группируются в процессе классификации.
В разные «периоды» деятельности это могут быть различные параметры.
Слайд 42Перечень параметров классификации
1. Годовой объем использования (потребления) номенклатурных позиций в
стоимостном выражении
2. Цена единицы номенклатурной позиции
3. Дефицитность номенклатурной позиции
4. Доступность
ресурсов для производства номенклатурной позиции
5. Длительность цикла для номенклатурной позиции
6. Требования к хранению номенклатурной позиции (специальные требования к температурному режиму, влажности и т. п.) и т.п.
Слайд 43Этапы (шаги) ABC-анализа
Первый шаг: Определить объекты анализа
Например, Клиент, Поставщик, Товарная
группа/подгруппа, Номенклатурная единица и т.п.
Второй шаг: Определить параметр, по которому
будет проводиться анализ объекта
Например, Средний товарный запас (руб.); Объем продаж(руб.); Доход (руб.).; Количество единиц продаж (шт.).; Количество заказов (шт.) и т.п.
Слайд 44Этапы (шаги) ABC-анализа
Третий шаг: Сортировка объектов анализа в порядке убывания
значения анализируемого параметра.
Четвертый шаг: Определение классификационных групп А, В и
С (по специальной методике с использованием правила Парето).
Слайд 45ПРИМЕЧАНИЕ
Для определения принадлежности выбранного объекта к группе А, В или
С необходимо:
1. Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных
объектов
2. Рассчитать эту долю с накопительным итогом.
3. Присвоить значения групп выбранным объектам.
Слайд 46Рекомендуемое распределение:
Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом
которых, составляет первые 80 % от общей суммы параметров.
Группа В
– следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 80 % до 90 % от общей суммы параметров.
Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 90 % до 100 % от общей суммы параметров.
Слайд 47ПРИМЕЧАНИЕ
1. Самым важным этапом при проведении АВС-анализа является выбор критерия
классификации. Все остальное – дело техники.
2. Поскольку, все остальное –
дело техники, то появляется возможность использовать средства вычислительной техники (например, такие программные инструменты, как электронные таблицы)
Слайд 48Рассмотрим пример выполнения АВС-анализа с помощью двух инструментов:
1. MS Excel со
стандартными возможностями
2. MS Excel с дополнительными возможностями (с надстройкой Inventor).
Слайд 49Постановка учебной задачи
Пусть имеется десять номенклатурных позиций товаров, известен объем
их потребления в натуральном и стоимостном выражении за плановый период
один год.
Сводка по этим номенклатурным позициям приведена в таблице.
Слайд 51Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
1. Загрузить программу
MS Excel и ввести исходные данные в соответствии с таблицей.
2.
В таблицу добавить столбец «Процент от итога», данные в котором вычисляются по формуле:
Xj = cj / C (тип данных каждой ячейки должен быть «процентный»).
Слайд 55Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
3. Выделить ячейки
полученной таблицы и выполнить сортировку значений по столбцу Е («Процент
от итога») в порядке «убывания» значений элементов
Слайд 60Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
4. В таблицу
добавить еще один столбец «Процент с нарастающим итогом», данные в
котором формируются путем суммирования процента от итога текущей строки со значением процента от итога предыдущей строки.
Слайд 64Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
5. В таблицу
добавить еще один столбец «Классификация», данные в котором формируются классическим
способом, предложенным Парето (в группу А входят позиции, имеющие до 80% нарастающего итога, в группу В – от 80 до 90%, остальные позиции относятся к группе С).
Слайд 66Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
6. Сформировать итоговую
таблицу по столбцам «Классификация», «Номенклатурная позиция», «Процент от номенклатуры», «Процент
от использования в стоимостном выражении» и сделать соответствующие выводы о необходимости принятия каких-либо управленческих решений по результатам проведенного анализа (классификации).
Слайд 68Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
1. Подготовить надстройку
Inventor для работы с MS Excel.
2. Загрузить программу MS
Excel, имеющую надстройку Inventor, и ввести исходные данные в соответствии с таблицей.
Слайд 69
Подготовка надстройки Inventor для работы с MS Excel
1. Установить специальный шрифт
MicroCharts.ttf, который находится в одном архиве с надстройкой Inventor, для
чего:
- выполнить последовательность команд Пуск – Настройка – Панель управления – Шрифты;
- затем в открывшемся окне Шрифты открыть меню Файл и выполнить команду «Установить Шрифт»;
- в появившемся окне выбрать место хранения шрифта MicrChrtNormal (TrueType), выделить его и нажать кнопку ОК. Шрифт будет установлен в системе.
Слайд 70
Подготовка надстройки Inventor для работы с MS Excel
2. Загрузить программу MS
Excel, нажать кнопку «Office» и внизу справа щелкнуть на кнопке
«Параметры Excel»
3. В открывшемся окне Параметры Excel выбрать категорию «Надстройки», затем в нижней части окна щелкнуть кнопку «Перейти»
4. В открывшемся диалоге «Надстройки» щелкнуть кнопку «Обзор»
Слайд 76
Подготовка надстройки Inventor для работы с MS Excel
5. В появившемся
окне выбрать место хранения файла Inventor.xla, выделить этот файл и
нажать кнопку ОК.
6. Убедиться в том, что в строке МЕНЮ появился новый пункт «Надстройки», открыть его и проверить наличие набора инструментов надстройки Inventor.
Примечание. Подробный порядок подготовки надстройки Inventor к работе с MS Excel рассмотрен в файле «Инструкция по установке.doc».
Слайд 80Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
3. Выделить диапазон
данных по столбцу «Процент от использования в стоимостном выражении».
Слайд 82Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
4. На панели
инструментов надстройки Inventor выбрать инструмент «АВС»
Слайд 84Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
5. В появившемся
окне «Inventor: АВС-анализ» выбрать эвристический метод анализа, установив соответствующий флажок
(все остальные флажки снять).
Кроме того, для групп классификации установить соответствующие классическим значения процентов (группа А – 80%, группа В – 90%, группа С – 100%), после чего щелкнуть кнопку «ОК».
Слайд 86Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
6. После появления
в таблице нового столбца с именами классификационных групп А, В
и С, осуществить сортировку данных в таблице по значению элементов этого столбца и ввести имя нового столбца («Классификация»).
Слайд 89Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
7. Сформировать итоговую
таблицу по столбцам «Классификация», «Номенклатурная позиция», «Процент от номенклатуры», «Процент
от использования в стоимостном выражении» и сделать соответствующие выводы о необходимости принятия каких-либо управленческих решений по результатам проведенного анализа (классификации).
Слайд 92Вопрос №3
Особенности и средства проведения XYZ-анализа данных в экономике
Слайд 93Сущность XYZ-анализа
XYZ-анализ представляет собой метод, направленный на классификацию материальных запасов,
исходя из оценки значимости запасов в зависимости от частоты их
потребления.
Основная идея XYZ анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (эта мера определяется коэффициентом вариации).
Слайд 95Этапы (шаги) XYZ-анализа
Первый шаг: Определить объекты анализа
Например, Клиент, Поставщик, Товарная
группа/подгруппа, Номенклатурная единица и т.п.
Второй шаг: Определить параметр, по которому
будет проводиться анализ объекта
Например, Средний товарный запас (руб.); Объем продаж(руб.); Доход (руб.).; Количество единиц продаж (шт.).; Количество заказов (шт.) и т.п.
Слайд 96Этапы (шаги) XYZ-анализа
Третий шаг: Определить период и количество периодов, по
которым будет проводиться анализ.
Например, Неделя, Декада, Месяц, Квартал/Сезон, Полугодие, Год
Слайд 97ПРИМЕЧАНИЕ
Данный метод анализа имеет смысл, если количество анализируемых периодов больше
трех (чем больше количество периодов, тем более показательными будут результаты).
При этом сам период должен быть не меньше чем «горизонт планирования», принятый в Вашей компании.
Слайд 98Этапы (шаги) XYZ-анализа
Четвертый шаг: Определить коэффициент вариации для каждого объекта
анализа (по формуле, приведенной выше).
Пятый шаг: Отсортировать объекты анализа по
возрастанию значения коэффициента вариации.
Слайд 99Этапы (шаги) XYZ-анализа
Шестой шаг: Определение групп X, Y и Z.
Рекомендуемое распределение:
Группа X – объекты, коэффициент вариации
значение по которым не превышает 10%.
Группа Y – объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%.
Группа Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.
Слайд 100Рассмотрим пример выполнения XYZ-анализа с помощью двух инструментов:
1. MS Excel со
стандартными возможностями
2. MS Excel с дополнительными возможностями (с надстройкой Inventor).
Слайд 101Постановка учебной задачи
Пусть имеется десять позиций (видов) товаров, по которым
известен ежеквартальный объем их реализации в стоимостном выражении.
Данные по
реализации товаров приведены в таблице
Слайд 103Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
1. Загрузить программу
MS Excel и ввести исходные данные в соответствии с таблицей.
2.
В таблицу добавить столбец «Среднее», данные в котором вычисляются с помощью статистической функции СРЗНАЧ - среднее арифметическое значений поквартальных продаж товаров.
Слайд 105Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
3. В таблицу
добавить столбец с названием «СТДОТК» (стандартное отклонение), данные в котором
вычисляются с помощью статистической функции СТАНДОТКЛОНПА - стандартное отклонение значений поквартальных продаж товаров от среднего значения.
Слайд 107Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
4. В таблицу
добавить столбец «КОЭФ.ВАР» (коэффициент вариации), значение которого вычисляется по формуле:
V
= (S/Rср)*100%,
где:
S - стандартное отклонение поквартальных объемов реализации товаров от соответствующих средних значений;
Rср – среднее значение объема реализации товаров (за все кварталы).
Слайд 108ПРИМЕЧАНИЕ
Вычисление значения коэффициента вариации осуществляется путем деления значения содержимого ячейки
в столбце G (параметр S ) на значения содержимого ячейки
в столбце F (параметр Rср), причем результат «выражается» в процентах.
Слайд 112Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
5. В таблицу
добавить еще один столбец «Группа», данные в котором формируются путем
определения принадлежности коэффициента вариации к той или иной группе в соответствии со следующими правилами:
а) чем меньше значение коэффициента вариации, тем более стабильны продажи товаров;
Слайд 113Решение задачи с помощью стандартных возможностей MS Excel
5. (продолжение)
б) в
соответствии со значением коэффициента вариации все товарные позиции делятся на
три группы: X, Y, Z.
- в группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%;
- в группу Y попадают товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%;
- в группу Z попадают товары с коэффициентом вариации более 25%.
Слайд 115Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
1. Подготовить надстройку
Inventor для работы с MS Excel.
2. Загрузить программу MS
Excel, имеющую надстройку Inventor, и ввести исходные данные в соответствии с таблицей.
Слайд 117Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
3. Выделить диапазон
данных по квартальным объемам реализации товаров всех номеров позиций.
Слайд 119Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
4. На панели
инструментов надстройки Inventor выбрать инструмент «XYZ».
Слайд 121Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
5. В появившемся
окне «Inventor: XYZ-анализ» установить соответствующий флажок Квар, а также, для
групп классификации установить соответствующие классическим значения процентов (группа ХХ – 0%, группа Х – 10%, группа Y – 25%, группа Z – 100%), после чего щелкнуть кнопку «ОК».
Слайд 123Решение задачи с помощью дополнительных возможностей MS Excel
6. После щелчка
на кнопке «Обновить» и анализа графического решения задачи для получения
табличных значений коэффициента вариации и имени соответствующей группы щелкнуть кнопку «ОК».
В таблице появятся два новых столбца – имя группы классификации (X,Y или Z) и значение коэффициента вариации для соответствующей позиции товара
Слайд 125Сравнение результатов XYZ-анализа
1. Результаты анализа, полученные с помощью стандартных и
дополнительных возможностей совпали.
2. Распределение по группам следующее:
- группа Х: позиции
1,6,9;
- группа Y: позиции 2,7,10;
- группа Z: позиции 3,4,5,8.
3. Наиболее значимыми позициями являются 1, 6, 9 (с точки зрения частоты потребления); наименее – поз. 3,4,5,8.
Слайд 127Вопрос №4
Особенности совместного выполнения ABC- и XYZ -анализа данных в
экономике
Слайд 128Повторим еще раз…
В АВС - анализе обычно анализируются, например, объекты,
которые продает компания (товары распределяются по группам).
В XYZ - анализе
обычно анализируются, например, объекты по степени однородности их параметров с помощью коэффициента вариации (т.е., есть определяются товары, которые заказываются часто и продают тоже часто, а есть товары, которые реже заказываются и редко продаются).
Слайд 129Если совместить оба этих анализа, то:
1. Самое пристальное внимание мы
уделяем товарам АХ группы.
Это товары, которые приносят больше всего прибыли
и чаще всего «уходят» с наших полок.
Они должны быть у нас всегда и в нужном количестве. Для них обязательно должен быть страховой запас, чтобы не остаться без значительной доли прибыли.
Следовательно, планирование товаров этой группы должно быть доведено до «совершенства» (до автоматизма).
Слайд 130Если совместить оба этих анализа, то:
2. В группу CZ, напротив,
входят товары, которые нужны для «ассортимента» (прибыли от них мало,
продаются они редко, но, по разным причинам, они нам нужны в нашей торговой номенклатуре).
Если эта группа достаточно большая, то, может быть, имеет смысл ее сократить и что-то «вывести» из прайса.
Слайд 131Постановка учебной задачи
В целях укрепления позиции на рынке руководство фирмы
приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для
кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, «омертвленных» в запасах.
Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами.
Слайд 132К постановке задаче
Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а
также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице
Слайд 134Решение учебной задачи
1. Проведем АВС - анализ запасов по критерию
классификации «Средние запасы за год», в результате:
- группа А включает
товарные позиции 1, 9 и 8 (около 80% всех запасов фирмы);
- группа В включает товарные позиции 4 и 7 (остальные – группа С).
Слайд 136Примечание
С помощью Excel можно построить диаграмму Парето для иллюстрации полученных
результатов
Слайд 138ВЫВОДЫ
1. В первую очередь необходимо контролировать запасы товаров, входящих в
группу А.
2. Чтобы разобраться, оправдано ли такое количество хранимых
запасов, проведем еще один АВС - анализ.
Слайд 139Решение учебной задачи
2. Проведем АВС - анализ запасов по критерию
классификации «Объем реализации за год».
В результате проведенного АВС -
анализа в основную группу А попали товарные позиции 1, 9, 4 и 8.
В группе В оказались позиции 7 и 10, остальные в группе С.
Слайд 141Таким образом:
1. В первом ABC-анализе в группу А попали позиции
1, 8, 9.
2. Во втором ABC-анализе в группу А
попали позиции 1, 8, 9 и 4.
3. Наибольшую выручку приносят товарные позиции 1,8,9. Поэтому службе логистики необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров, причем создавая их запас.
Слайд 142Более точно «настроить» систему управления запасами позволят результаты XYZ-анализа.
Слайд 143Решение учебной задачи
3. Проведем XYZ - анализ запасов по критерию
«Коэффициент вариации».
Примечание. Чем меньше значение коэффициента вариации, тем более
стабильны продажи товаров, причем:
- группа X - менее 10%;
- группа Y - от 10% до 25%;
- группа Z – от 25% и более.
Слайд 145Результаты XYZ - анализа
В группу X вошли товарные позиции 1,
6 и 9.
В группу Y – 2, 7 и
10.
Остальные попали в группу Z – 3, 4, 5 и 8.
Слайд 146Решение учебной задачи
4. Совместим результаты АВС и XYZ-анализа.
При этом
в общем случае формируется девять групп товаров.
В нашем случае
получилась следующая товарная матрица.
Слайд 148Итоговые выводы:
1. Товары группы АХ (1 и 9) отличаются высоким
объемом продаж и стабильностью.
Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но
не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.
Слайд 149Итоговые выводы:
2. Товары группы BY (7 и 10) при достаточно
высоких продажах имеют недостаточную их стабильность.
Считается, что товары группы Y
имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост.
Чтобы обеспечить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас.
Слайд 150Итоговые выводы:
3. Товары группы AZ (8 и 4) отличаются высокими
продажами и низкой прогнозируемостью спроса.
Поэтому здесь можно рекомендовать перейти на
более частные поставки, работать с более надежными поставщиками, более тщательно организовать контроль за расходом этих товаров.
Слайд 151Итоговые выводы:
4. Для товаров группы СХ (6) можно уменьшить страховой
запас до минимального уровня и использовать систему управления запасами с
постоянной периодичностью между заказами.
Слайд 152Итоговые выводы:
5. По товарам группы CY (2) можно перейти на
систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой
запас, исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.
Слайд 153Итоговые выводы:
6. В группу товаров CZ попали позиции 3 и
5.
По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента.
В
любом случае их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.