Разделы презентаций


Методы педагогической психологии

Содержание

Ме́тод (от др. гр. —«путь», путь исследования или познания)   — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. Метод в широком смысле слова – это подход к изучению реальной действительности,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы педагогической психологии

Методы педагогической психологии

Слайд 2Ме́тод (от др. гр. —«путь», путь исследования или познания)   — систематизированная совокупность шагов, действий, которые

необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. Метод в широком смысле

слова – это подход к изучению реальной действительности, к исследованию явлений природы и общества. Метод – это принципиальная теоретическая основа науки.  
Ме́тод (от др. гр. —«путь»,  путь  исследования или познания)   — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь

Слайд 3Наблюдение
целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
позволяет

выявить психологические особенности ребенка, учителя или родителя в естественных для

них условиях.
За ребенком можно понаблюдать во время урока или игры со сверстниками, за родителем - во время праздника, организованного в классе, причем наблюдатель должен опираться на объективно наблюдаемые параметры поведения, а не интерпретировать их.

Наблюдениецеленаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. позволяет выявить психологические особенности ребенка, учителя или родителя

Слайд 4Ошибки наблюдения
Ошибка « Эффект ореола»
Ошибка «Ложного согласия»
Ошибка «Средней

тенденции»
Ошибка «Первого впечатления»

Ошибки наблюденияОшибка « Эффект ореола» Ошибка «Ложного согласия» Ошибка «Средней тенденции»Ошибка «Первого впечатления»

Слайд 5Чтобы избежать данных ошибок желательно:
наблюдать за поведением конкретного человека

длительное время;
сопоставлять свои данные с результатами наблюдений других людей;
Наблюдатель

должен хорошо представлять, что, для чего и каким образом он собирается наблюдать;
должна быть создана программа, определены параметры наблюдаемого поведения, способы фиксации.
Чтобы избежать данных ошибок желательно: наблюдать за поведением конкретного человека длительное время; сопоставлять свои данные с результатами

Слайд 6- дневники, которые могут вести родители и педагоги, описывая особенности

развития детей, их взаимоотношений с окружающими. Ценный материал психолог может

получить из дневниковых записей и самоотчетов, которые ведут участники тренингов и групп личностного роста.

Разновидность наблюдения

- дневники, которые могут вести родители и педагоги, описывая особенности развития детей, их взаимоотношений с окружающими. Ценный

Слайд 7 Виды наблюдения:
  1. Объективное – самонаблюдение.
2.      Полевое – лабораторное.
4.      Случайное – преднамеренное.

5.      Систематическое – несистематическое.
6.       Полное – неполное.
8.      Констатирующее – оценивающее.
9.

Стандартизированное -нестандартизированное.
10.  Открытое – скрытое.
11.  Включенное – невключенное.
12.  Прямое – косвенное.
13.  Спровоцированное – неспровоцированное.

 Виды наблюдения:  1. Объективное – самонаблюдение. 2.      Полевое – лабораторное. 4.      Случайное – преднамеренное. 5.      Систематическое – несистематическое. 6.       Полное – неполное. 8.      Констатирующее

Слайд 8Самонаблюдение
— метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного

мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятель­ности).

Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он характеризуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный (на рубеже XIX-XX вв. самонаблюдение было основой интроспективной психологии).

Самонаблюдение— метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы

Слайд 9Самонаблюдение является разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе

наблюдения за собственными психическими явлениями. Для его проведения у испытуемого должен

быть сформирован: - высокий уровень абстрактно-логического мышления; - способность к рефлексии.
Самонаблюдение является разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями.  Для

Слайд 10Беседа
- широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике)

эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с

ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваряющим эксперимент, терапию и т.д.
Беседа- широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке

Слайд 11Виды беседы:
Терапевтическая беседа
Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
Автобиографическая беседа
Сбор субъективного анамнеза (сбор

информации о личности субъекта) —интервью
Сбор объективного анамнеза (сбор информации о

знакомых субъекта)

Виды беседы:Терапевтическая беседаЭкспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)Автобиографическая беседаСбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) —интервьюСбор объективного анамнеза

Слайд 12Эксперимент
центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической

психологии.
Проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных

знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Экспериментцентральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. Проводимый в специальных условиях опыт для

Слайд 13По форме проведения выделяют:
Естественный эксперимент, был предложен А.Ф. Лазурским

в 1910 г. на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике.

Естественный эксперимент проводится в условиях привычной для испытуемого деятельности (на занятиях, в игре). Педагог может широко использовать этот метод в своей работе. В частности, изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение материала, особенности его понимания и запоминания.
По форме проведения выделяют: Естественный эксперимент, был предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г. на I Всероссийском съезде

Слайд 14По форме выделяют:
Лабораторный эксперимент, проводится в специально созданных

условиях. В частности, особенности познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и

др.) могут изучаться с помощью специально созданной аппаратуры. В педагогической психологии данный вид эксперимента практически не используется, так как возникает проблема переноса полученных в лабораторных условиях данных в реальную педагогическую практику.

По форме выделяют:  Лабораторный эксперимент, проводится в специально созданных условиях. В частности, особенности познавательных процессов (памяти,

Слайд 15По целям проведения выделяют:
Констатирующий, цель констатирующего эксперимента

- измерение наличного уровня развития (например, уровня развития абстрактно-логического мышления,

степени сформированости моральных представлений). В этом случае разновидностью констатирующего эксперимента являются тесты. Полученные данные составляют основу формирующего эксперимента.

По целям проведения выделяют:  Констатирующий, цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития (например, уровня развития

Слайд 16 Формирующий, рамках формирующего эксперимента доказана возможность формирования у младших

школьников научно-теоретического мышления, созданы условия для интенсивного изучения иностранного языка,

обеспечено сближение учебной и профессиональной деятельности.

Формирующий, рамках формирующего эксперимента доказана возможность формирования у младших школьников научно-теоретического мышления, созданы условия для интенсивного

Слайд 17Метод изучения продуктов деятельности (творчества)
— метод опосредствованного эмпирического изучения человека

через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись

и т.д.) продуктов его дея­тельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) использу­ется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д
Метод изучения продуктов деятельности (творчества)— метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных

Слайд 18Требования к методу
Анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли

они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы

случайно;
Необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность;
Анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.

Требования к методу Анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека

Слайд 19 Анкетирование
- эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов

на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка

анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело.
Анкетирование- эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче

Слайд 20При составлении анкеты учитывается:
Содержание вопросов;
Их форма — открытые

и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет»;
Их

формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.);
Количество и порядок следования вопросов. В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30—40 мин. Порядок сле­дования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.

При составлении анкеты учитывается: Содержание вопросов; Их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да»

Слайд 21 Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым,

но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям —

репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать

Слайд 22 Социометрия
метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах.(Он состоит

в том, что основным измерительным приемом является вопрос, отвечая на

который каждый член группы проявляет свое отношение к другим).
Результаты заносятся на социограмму - график, либо в таблицу. Используются групповые и индивидуальные формы социометрии, а также модификации в виде игры, рисуночных тестов и др.
Социометрияметод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах.(Он состоит в том, что основным измерительным приемом является

Слайд 23Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы.
Негативный - дезорганизующие

тенденции в поведении личности.

Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Негативный - дезорганизующие тенденции в поведении личности.

Слайд 24Тестирование
Тесты - стандартизированные задания, предназначенные для измерения в

сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и

навыков.
Тестирование  Тесты - стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также

Слайд 25 - Впервые тесты стали использоваться в 1864

г. в Великобритании для проверки знаний учащихся; - Ф. Гальтоном,

основатель тестологии, конец XIX в; - Термин «тест» был введен американским психологом Дж. М. Кеттелом (1890 г.) - Известны шкалы, созданные А. Бине в 1905 г. для обследования детей в возрасте 3-11 лет. - В 1911 г. В. Штерном введено понятие коэффициента интеллекта (IQ), измерение которого остается одной из целей тестирования. - В России тесты начали применяться в начале XX в. А.П. Болтуновым в 1928 г. была создана «измерительная шкала ума» на основе шкалы А. Бине.
- Впервые тесты стали использоваться в 1864 г. в Великобритании для проверки знаний учащихся;

Слайд 26Проективные тесты
- особенность заключается в исследовании личностных характеристик по непроизвольным

реакциям. (порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций, описание картинок с неопределенным

сюжетом, рисование на тему).
Проективные тесты- особенность заключается в исследовании личностных характеристик по непроизвольным реакциям. (порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций,

Слайд 27Опрос
Обеспечивает получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью)

или опосредованного (анкетирование, опрос) общения. Для грамотного проведения анкетирования и

интервью важно четкое формулирование вопросов, так, чтобы их однозначно понимали испытуемые. . В психологии разработаны правила составления вопросов (открытых и закрытых), расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки.
Опрос  Обеспечивает получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения. Для грамотного

Слайд 28Ошибки метода опроса
Используются слова, являющиеся научными терминами или непонятными опрашиваемому;
В

качестве значений признака применяются неконкретные и общие понятия («часто -

редко», «много - мало»), их следует конкретизировать (регулярно - «раз в неделю», «раз в месяц», «раз в год» и т.д.);
Психолог пытается увлечь опрашиваемого, предлагая неравноценные ответы или используя сленг.

Для проведения беседы важна обстановка доверия между психологом и тем, кого он опрашивает. Необходимо знать правила установления контакта, владеть техниками эффективного общения, способами расположения к себе собеседника.


Ошибки метода опросаИспользуются слова, являющиеся научными терминами или непонятными опрашиваемому;В качестве значений признака применяются неконкретные и общие

Слайд 29Биографический метод
Сбор и анализ данных о жизненном пути

личности. Исследование жизненного стиля и сценария личности (метод генограммы, анализа

ранних детских воспоминаний).
Биографический метод  Сбор и анализ данных о жизненном пути личности. Исследование жизненного стиля и сценария личности

Слайд 30Оказания психологической помощи и поддержки
- субъектам образовательного процесса направлены

на создание условий для целостного психологического развития школьников и на

решение конкретных проблем, возникающих в процессе развития. К ним относятся: - активное социальное обучение (тренинг); - индивидуальное и групповое консультирование; - психологическая коррекция.
Оказания психологической помощи и поддержки-  субъектам образовательного процесса направлены на создание условий для целостного психологического развития

Слайд 31Активное социальное обучение (тренинг)
- это совокупность методов, направленных на

развитие знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции,

общения и межличностного взаимодействия. Приемы, которые использует психолог при проведении тренинга: - ролевая игра; - групповая дискуссия; - психогимнастика; - тренировка поведенческих навыков; - анализ ситуаций; - элементы психодиагностики и др.
Активное социальное обучение (тренинг) - это совокупность методов, направленных на развитие знаний, социальных установок, умений и навыков

Слайд 32Целью психологического консультирования
является культурно-продуктивная личность, обладающая

чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и

анализировать ситуацию с различных точек зрения. В практике успешно используются: - поведенческий; - транзактный; - гуманистический и когнитивно-ориентированный подходы;
- элементы гештальт-терапии; - психосинтез; - телесно-ориентированная терапия.
Целью психологического консультирования    является культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные

Слайд 33Психологическая коррекция
- направленное психологическое воздействие на те или иные психологические

структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

Психологическая коррекция- направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры  с целью обеспечения полноценного развития

Слайд 34Математические методы в психолого-педагогическом исследовании
- используются как вспомогательные при

планировании и обработке результатов эксперимента, тестовых обследований, анкетирования и опроса.

Математические методы в психолого-педагогическом исследовании-  используются как вспомогательные при планировании и обработке результатов эксперимента, тестовых обследований,

Слайд 35Список литературы
Зимняя, Н.А. Педагогическая психология: Учебник для для вузов /

Н.А. Зимняя. – М.: Академический проект, 2006.
Клюева, Н.В. Педагогическая психология:

Учебник для студентов высших учебных заведений / Н. В. Клюева.- М. .:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Список литературыЗимняя, Н.А. Педагогическая психология: Учебник для для вузов / Н.А. Зимняя. – М.: Академический проект, 2006.Клюева,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика