Слайд 1Методы педагогической психологии
Слайд 2Ме́тод (от др. гр. —«путь»,
путь исследования или познания) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые
необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
Метод в широком смысле
слова – это подход к изучению реальной действительности, к исследованию явлений природы и общества.
Метод – это принципиальная теоретическая основа науки.
Слайд 3Наблюдение
целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
позволяет
выявить психологические особенности ребенка, учителя или родителя в естественных для
них условиях.
За ребенком можно понаблюдать во время урока или игры со сверстниками, за родителем - во время праздника, организованного в классе, причем наблюдатель должен опираться на объективно наблюдаемые параметры поведения, а не интерпретировать их.
Слайд 4Ошибки наблюдения
Ошибка « Эффект ореола»
Ошибка «Ложного согласия»
Ошибка «Средней
тенденции»
Ошибка «Первого впечатления»
Слайд 5Чтобы избежать данных ошибок желательно:
наблюдать за поведением конкретного человека
длительное время;
сопоставлять свои данные с результатами наблюдений других людей;
Наблюдатель
должен хорошо представлять, что, для чего и каким образом он собирается наблюдать;
должна быть создана программа, определены параметры наблюдаемого поведения, способы фиксации.
Слайд 6- дневники, которые могут вести родители и педагоги, описывая особенности
развития детей, их взаимоотношений с окружающими. Ценный материал психолог может
получить из дневниковых записей и самоотчетов, которые ведут участники тренингов и групп личностного роста.
Разновидность наблюдения
Слайд 7 Виды наблюдения:
1. Объективное – самонаблюдение.
2. Полевое – лабораторное.
4. Случайное – преднамеренное.
5. Систематическое – несистематическое.
6. Полное – неполное.
8. Констатирующее – оценивающее.
9.
Стандартизированное -нестандартизированное.
10. Открытое – скрытое.
11. Включенное – невключенное.
12. Прямое – косвенное.
13. Спровоцированное – неспровоцированное.
Слайд 8Самонаблюдение
— метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного
мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности).
Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он характеризуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный (на рубеже XIX-XX вв. самонаблюдение было основой интроспективной психологии).
Слайд 9Самонаблюдение является разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе
наблюдения за собственными психическими явлениями.
Для его проведения у испытуемого должен
быть сформирован:
- высокий уровень абстрактно-логического мышления;
- способность к рефлексии.
Слайд 10Беседа
- широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике)
эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с
ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваряющим эксперимент, терапию и т.д.
Слайд 11Виды беседы:
Терапевтическая беседа
Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
Автобиографическая беседа
Сбор субъективного анамнеза (сбор
информации о личности субъекта) —интервью
Сбор объективного анамнеза (сбор информации о
знакомых субъекта)
Слайд 12Эксперимент
центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической
психологии.
Проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных
знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Слайд 13По форме проведения выделяют:
Естественный эксперимент, был предложен А.Ф. Лазурским
в 1910 г. на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике.
Естественный эксперимент проводится в условиях привычной для испытуемого деятельности (на занятиях, в игре). Педагог может широко использовать этот метод в своей работе. В частности, изменяя формы и методы обучения, можно выявить, как они влияют на усвоение материала, особенности его понимания и запоминания.
Слайд 14По форме выделяют:
Лабораторный эксперимент, проводится в специально созданных
условиях. В частности, особенности познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и
др.) могут изучаться с помощью специально созданной аппаратуры. В педагогической психологии данный вид эксперимента практически не используется, так как возникает проблема переноса полученных в лабораторных условиях данных в реальную педагогическую практику.
Слайд 15По целям проведения выделяют:
Констатирующий, цель констатирующего эксперимента
- измерение наличного уровня развития (например, уровня развития абстрактно-логического мышления,
степени сформированости моральных представлений). В этом случае разновидностью констатирующего эксперимента являются тесты. Полученные данные составляют основу формирующего эксперимента.
Слайд 16 Формирующий, рамках формирующего эксперимента доказана возможность формирования у младших
школьников научно-теоретического мышления, созданы условия для интенсивного изучения иностранного языка,
обеспечено сближение учебной и профессиональной деятельности.
Слайд 17Метод изучения продуктов деятельности (творчества)
— метод опосредствованного эмпирического изучения человека
через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись
и т.д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д
Слайд 18Требования к методу
Анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли
они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы
случайно;
Необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность;
Анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.
Слайд 19 Анкетирование
- эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов
на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка
анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело.
Слайд 20При составлении анкеты учитывается:
Содержание вопросов;
Их форма — открытые
и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет»;
Их
формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.);
Количество и порядок следования вопросов. В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30—40 мин. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.
Слайд 21 Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым,
но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям —
репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
Слайд 22 Социометрия
метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах.(Он состоит
в том, что основным измерительным приемом является вопрос, отвечая на
который каждый член группы проявляет свое отношение к другим).
Результаты заносятся на социограмму - график, либо в таблицу.
Используются групповые и индивидуальные формы социометрии, а также модификации в виде игры, рисуночных тестов и др.
Слайд 23Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы.
Негативный - дезорганизующие
тенденции в поведении личности.
Слайд 24Тестирование
Тесты - стандартизированные задания, предназначенные для измерения в
сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и
навыков.
Слайд 25 - Впервые тесты стали использоваться в 1864
г. в Великобритании для проверки знаний учащихся;
- Ф. Гальтоном,
основатель тестологии, конец XIX в;
- Термин «тест» был введен американским психологом Дж. М. Кеттелом (1890 г.)
- Известны шкалы, созданные А. Бине в 1905 г. для обследования детей в возрасте 3-11 лет.
- В 1911 г. В. Штерном введено понятие коэффициента интеллекта (IQ), измерение которого остается одной из целей тестирования.
- В России тесты начали применяться в начале XX в. А.П. Болтуновым в 1928 г. была создана «измерительная шкала ума» на основе шкалы А. Бине.
Слайд 26Проективные тесты
- особенность заключается в исследовании личностных характеристик по непроизвольным
реакциям.
(порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций, описание картинок с неопределенным
сюжетом, рисование на тему).
Слайд 27Опрос
Обеспечивает получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью)
или опосредованного (анкетирование, опрос) общения. Для грамотного проведения анкетирования и
интервью важно четкое формулирование вопросов, так, чтобы их однозначно понимали испытуемые. . В психологии разработаны правила составления вопросов (открытых и закрытых), расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки.
Слайд 28Ошибки метода опроса
Используются слова, являющиеся научными терминами или непонятными опрашиваемому;
В
качестве значений признака применяются неконкретные и общие понятия («часто -
редко», «много - мало»), их следует конкретизировать (регулярно - «раз в неделю», «раз в месяц», «раз в год» и т.д.);
Психолог пытается увлечь опрашиваемого, предлагая неравноценные ответы или используя сленг.
Для проведения беседы важна обстановка доверия между психологом и тем, кого он опрашивает. Необходимо знать правила установления контакта, владеть техниками эффективного общения, способами расположения к себе собеседника.
Слайд 29Биографический метод
Сбор и анализ данных о жизненном пути
личности. Исследование жизненного стиля и сценария личности (метод генограммы, анализа
ранних детских воспоминаний).
Слайд 30Оказания психологической помощи и поддержки
- субъектам образовательного процесса направлены
на создание условий для целостного психологического развития школьников и на
решение конкретных проблем, возникающих в процессе развития.
К ним относятся:
- активное социальное обучение (тренинг);
- индивидуальное и групповое консультирование;
- психологическая коррекция.
Слайд 31Активное социальное обучение (тренинг)
- это совокупность методов, направленных на
развитие знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции,
общения и межличностного взаимодействия.
Приемы, которые использует психолог при проведении тренинга:
- ролевая игра;
- групповая дискуссия;
- психогимнастика;
- тренировка поведенческих навыков;
- анализ ситуаций;
- элементы психодиагностики и др.
Слайд 32Целью психологического консультирования
является культурно-продуктивная личность, обладающая
чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и
анализировать ситуацию с различных точек зрения.
В практике успешно используются:
- поведенческий;
- транзактный;
- гуманистический и когнитивно-ориентированный подходы;
- элементы гештальт-терапии;
- психосинтез;
- телесно-ориентированная терапия.
Слайд 33Психологическая коррекция
- направленное психологическое воздействие на те или иные психологические
структуры
с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Слайд 34Математические методы в психолого-педагогическом исследовании
- используются как вспомогательные при
планировании и обработке результатов эксперимента, тестовых обследований, анкетирования и опроса.
Слайд 35Список литературы
Зимняя, Н.А. Педагогическая психология: Учебник для для вузов /
Н.А. Зимняя. – М.: Академический проект, 2006.
Клюева, Н.В. Педагогическая психология:
Учебник для студентов высших учебных заведений / Н. В. Клюева.- М. .:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.