Слайд 1Методы профилактики и коррекции различных форм девиантного поведения
Слайд 4Методы коррекции девиантного поведения
Стимулирование позитивной мотивации.
Методы коррекции эмоциональных состояний.
Методы саморегуляции.
Когнитивное переструктурирование.
Методы прекращения нежелательного поведения (санкции).
Методы
формирования позитивного поведения.
Слайд 5Стимулирование позитивной мотивации:
желания изменения себя, своего поведения.
прием оценки негативных
последствий девиантного поведения (просят как можно подробнее, с конкретными примерами,
рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям);
Слайд 6Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение:
Для этого специально
собирается группа значимых для девианта людей (друзья, родственники, в том
числе дети не моложе восьми лет); достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него.
Слайд 7
Методы коррекции эмоциональных состояний:
Арт-терапия, игровая терапия.
Отреагирование эмоций в социально
приемлемой форме.
Слайд 8Методы саморегуляции:
Обучение релаксации (расслаблению)
Нервно- мышечная релаксация - цикл «фокусировка
напряжение фиксация освобождение расслабление».
Ментальная релаксация подразумевает представление (воображение) конкретной
спокойной, приятной сцены.
Слайд 9Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля:
1. Самонаблюдение
за собственным поведением.
2. После развития навыков самонаблюдения переходят к
формированию самоконтроля (положительное самоподкрепление).
Слайд 10Когнитивное переструктурирование:
идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей, убеждений: «Я плохая (плохой)»,
«Меня нельзя любить» и др. Важно, чтобы ребенок сам исследовал
свое поведение и убедился в неправильности дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются причиной многих его бед;
обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе ребенка.
Слайд 11 Методы прекращения нежелательного поведения
Стороны договариваются о своих действиях
в случае нарушения свода правил (санкциях за нарушение или не
исполнение). Происходит стимулирование личной ответственности за свое поведение.
Слайд 12 Тайм-аут
это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при
работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка
просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс. При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведения и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение.
Слайд 13Позитивное подкрепление - главный метод изменения поведения
Условия успеха:
подкрепление должно
быть индивидуально значимым;
подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед
за желательным поведением;
связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.
Слайд 14
Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или
косвенно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть
опосредованным, когда дети наблюдают за другими детьми, которые получают награду за желательное поведение. С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов.
Слайд 15 Рекомендации для родителей и учителей при работе (общении) с
детьми с девиантным поведением:
Единые требования при воспитании (совместная работа
психолога, воспитателя, учителя и родителей).
Последовательность воспитательных, коррекционных воздействий.
Обучать детей отреагированию негативных эмоций, саморегуляции.
Адекватность требований.
Эмоциональный комфорт в семье и в школе.
Демократический стиль воспитания.
За содеянное не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния. Стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения.
Слайд 16Отказ от физического наказания (закрепляется агрессивное поведение), искать новые формы
влияния
Поощрение активности, загружать интересной и полезной деятельностью.
Предоставление необходимой
самостоятельности. Избегание приклеивания ярлыков.
Не сравнивать с достижениями других людей, только с самим собой.
Использование похвалы и поощрения.
Признание педагогами и родителями собственных ошибок и принесение в случае необходимости извинения.
Применение санкций только в необходимых случаях.
Оценивать не личность, а поступок.
Слайд 17Список использованной литературы
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2003г
Клейберг
Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001г
Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г.
Шнейдер Л. Б.Девиантное поведение детей и подростков Серия: Психологические технологии Издательства: Академический проект, Гаудеамус, 2007 г
Хомич А.В. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ,2008г