Слайд 2Смысл стандартизации состоит в упорядочении решений, правил, методов и т.д.
в целях их многократного использования. Любая работа в сфере стандартизации
начинается с анализа имеющегося массива информации и выделения основных, наиболее характерных признаков, в соответствии с которыми этот массив мог быть систематизирован.
В зависимости от поставленных целей и решаемых задач используют различные методы стандартизации. К методам стандартизации относятся:
систематизация;
классификация;
кодирование;
типизация;
унификация (основной метод стандартизации).
Слайд 3Простейший метод стандартизации — систематизация, т.е. распределение предметов исследования в
определенном порядке или последовательности, образующее систему, удобную для использования.
В технике
систематизация используется при делении машины на сборочные единицы, а последних — на детали с определенными принципами их обозначения, например, каталоги запасных частей автомобилей.
Слайд 4Систематизация является предпосылкой перехода к следующему методу стандартизации — классификации.
В этом случае явления, понятия, предметы или размеры располагаются по
определенным, как правило, наиболее характерным для группы изделий одного назначения признакам. На этом принципе в технике построены типоразмерные ряды главных параметров, производится классификация однотипных машин по основным параметрам.
Слайд 5Классификация и систематизация предполагает кодирование информации. Кодирование — группирование по
определенным правилам объектов или групп объектов и присвоение им кодов,
позволяющее заменить несколькими знаками (или символами) наименования этих объектов. Коды позволяют идентифицировать объекты наиболее коротким способом (минимальным количеством знаков), способствуя повышению эффективности сбора, учета, хранения и обработки информации.
Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от количества кодируемых признаков. Наиболее часто применяются десятизначные системы кодирования.
XX
Год регистрации стандарта
Порядковый номер стандарта в
классификационной группе
Номер, присвоенный
классификационной группе стандартов
Подкласс стандарта
Класс системы
(номер, присвоенный системе)
Категория стандарта
Классификация и кодирование применяются в стандартизации для обозначения стандартов, входящих в межотраслевые системы стандартов, например:
Слайд 7Порядок проведения работ по классификации и кодированию информации регламентирован комплексом
государственных стандартов «Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной
информации (ЕСКК ТЭН)», на основе которой разработаны классификаторы.
Слайд 8После того как собранный массив информации систематизирован и классифицирован по
определенным признакам, переход к следующему методу стандартизации — типизации.
Типизация конструкций
изделий — разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры общие для изделий сборочных единиц и деталей.
Слайд 9Итогом такой работы часто может стать установление соответствующих типоразмерных рядов
изделий, их составных частей деталей или даже их элементов. Естественным
продолжением конструктивной типизации является типизация технологических процессов
Слайд 10Наиболее распространенным и эффективным методом стандартизации является унификация.
Унификация — это
выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их
параметров и размеров. Унификация позволяет установить минимально необходимое, но достаточное количество видов, типов, типоразмеров, обладающих высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью.
Слайд 11Результаты унификации не обязательно оформляются в виде стандарта, но стандартизация
изделий и их элементов обязательно основывается на унификации.
Принципиальное отличие унификации
от других методов стандартизации состоит в том, что в процессе унификации предполагается внесение изменений в конструкцию изделия или иного объекта унификации с целью увеличения его применяемости и снижения, тем самым, его себестоимости с одновременным повышением качества.
Слайд 12Объектами унификации могут быть изделия массового, серийного и/или индивидуального производства,
в том числе:
отдельные размеры или элементы деталей;
детали аналогичного назначения;
агрегаты, сборочные
единицы и модули (например, гибкие производственные модули), если они выполняют близкие по характеру функции при незначительно отличающихся рабочих параметрах, габаритных размерах и эксплуатационных показателях;
машины, если они состоят из сравнительно небольшого количества сборочных единиц одинакового назначения и выполняют близкие по характеру операции или процессы.
Слайд 13Основными направлениями унификации являются:
использование во вновь создаваемых группах изделий одинакового
или близкого функционального назначения ранее спроектированных, освоенных в производстве и
показавших высокую надежность в эксплуатации одинаковых (повторяющихся в пределах группы изделий) составных элементов;
разработка унифицированных составных элементов для применения во вновь создаваемых или модернизируемых изделиях;
разработка конструктивно-унифицированных рядов изделий;
ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.
Слайд 14По содержанию унификация подразделяется:
на внутриразмерную — унификация охватывает все модификации
определенной машины как в отношении ее базовой модели, так и
в отношении модификаций этой модели;
межразмерную — унифицируют не только модификации одной базовой модели, но и базовые модели машин разных размеров данного параметрического ряда;
межтиповую — унификация распространяется на машины разных типов, входящих в различные параметрические ряды.
Слайд 15Внутриразмерная и межразмерная унификация наиболее часто проводится на заводском уровне.
Так, например, в коробке передач автомобиля ВАЗ-2110 используется 131 наименование
деталей из ранее созданных автомашин — от ВАЗ-11113 — «Ока» до ВАЗ-2109 «Самара» и лишь 60 новых, а в двигателе — 195 ранее используемых и 75 новых (их еще называют оригинальными). И это несмотря на то, что в ВАЗ-2110 новый инжекторный двигатель.
Межтиповая унификация широко используется в автомобильной промышленности крупнейших мировых производителей. Например, такие разные марки автомобилей, как Opel Signum V6, Audi A3 и Nissan Micra используют систему управления двигателем фирмы Bosch, усилитель рулевого управления автомобилей разного класса: Toyota Avensis и новой микролитражки Audi A3 поставляются фирмой ZF LENKSYSTEME и т.д.
Слайд 16Экономическая эффективность стандартизации (и, прежде всего, унификации) проявляется на всех
стадиях жизненного цикла изделия: от опытно-конструкторских работ — до утилизации
изделия. Это связано с экономией времени на исследования, разработку, изготовление и испытание новой техники.
Слайд 17Результатом использования всех методов стандартизации и в первую очередь унификации,
являются организация специализированных производств составных частей и деталей машин и
переход к проектированию изделий методами агрегатирования.
Агрегатирование — принцип создания машин, оборудования и приборов их унифицированных стандартных агрегатов (автономных узлов), устанавливаемых в изделии в различном количестве и комбинациях. Агрегаты должны обладать полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатационным параметрам и присоединительным размерам.
Слайд 18Внедрение унификации и агрегатирования позволяет обеспечить оптимальные эксплуатационные показатели, а
сроки проектирования и освоения новой техники сокращаются в 2—2,5 раза
при снижении в 1,5 — 2 раза соответствующих затрат.
Слайд 19В настоящее время до 80 % составных частей и деталей
переходят из изделия в изделие без изменений. Например, опытный образец
вертолета Ка-52 выполнен на 85 % на базе знаменитого Ка-50 — «Черной акулы». При этом двухместный вариант практически повторяет габариты одноместного Ка-50, а сама машина стала мощнее, маневреннее и способна летать ночью и в любых погодных условиях.
Слайд 20Контрольный тест
1. К методам стандартизации относятся:
А. долговечность
Б. классификация;
В. ремонтопригодность;
Г.
систематизация.
2. Кодирование …
А. наиболее часто проводится на заводском уровне
Б.
это группирование по определенным правилам объектов или групп объектов и присвоение им кодов
Слайд 213. Объектами унификации могут быть
А. отдельные размеры
Б. классы стандартов
В. параметрические
ряды.
4. Основным методом стандартизации является
А. систематизация;
Б. классификация;
В. унификация