Слайд 1Методы в психологии
Основа основ!!!
Слайд 2Методы в психологии
Наблюдение
Беседа
Эксперимент
Архивный метод
Слайд 3Методы в психологии
БЕСЕДА
Чтобы получить информацию о внутреннем мире человека: о
его переживаниях, чувствах, мыслях и т. п. необходима беседа (поскольку
напрямую их пронаблюдать невозможно).
АРХИВНЫЙ МЕТОД
Анализ продуктов деятельности человека, например, текстов, рисунков и тому подобное.
Слайд 4Метод наблюдения
Заключается в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения
изучаемого объекта
Применяется тогда, когда цель – минимизировать вмешательство наблюдающего, пронаблюдать
реальность as it is
Слайд 5Метод наблюдения: Особенности
непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения;
одновременность события и
его наблюдения;
данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
целостное восприятие
наблюдаемой ситуации;
зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
влияние наблюдателя на объект наблюдения;
влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
Слайд 6Виды наблюдения
Контролируемое (наблюдатель знаком с наблюдаемой реальностью) /неконтролируемое (не знаком,
нужны предварительные данные)
Открытое/скрытое
Включенное/невключенное
Полевое/лабораторное
Систематическое/случайное
Стандартизированное /нестандартизированное
Сплошное/выборочное
Слайд 7Что можно наблюдать
ФОРМАЛЬНО ДИНАМИЧЕСКИЕ параметры
1. Точность (или ошибочность) действий.
2. Латентность.
Время от момента предъявления сигнала до выбора ответа называется латентным
временем. В некоторых случаях латентное время является важнейшей характеристикой процесса, например при решении мыслительных задач.
3. Длительность, или скорость, исполнения.
4. Темп, или частота, действий.
5. Продуктивность. Отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения.
Слайд 8ЧТО МОЖНО НАБЛЮДАТЬ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ параметры. Пример: система категорий Бейлса.
Слайд 9Этапы наблюдения
1. Этап подготовки: составление исходных представлений об «объекте» наблюдения,
ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.
2.
Этап разработки схемы наблюдения, или конкретного плана, включает выбор «техник» наблюдения и последовательность их применения.
3. Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол, т.е. документ, фиксирующий наблюдавшиеся события.
4. Этап обработки и интерпретации результатов
Слайд 10Ошибки наблюдения
Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию
поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку
происходящему.
Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Слайд 11Как относиться к полученным данным?
1. Проводить многократные систематические наблюдения данного
поведения в повторяющихся и меняющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные
совпадения от устойчивых закономерных связей.
2. Не делать скоропалительных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.
3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку – стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого