Слайд 1Международное частное право
Тема № 9: Трудовые, наследственные правоотношения
Подготовили студенты 4
курса
группы 26ЮРД4410
Ширшова Екатерина и Тараско Лана
Слайд 2План
Международные трудовые правоотношения
1. Общие положения;
2. Коллизионные вопросы в области трудовых
отношений;
3. Трудовые права иностранцев в РФ;
4. Трудовые права российских граждан
за рубежом;
Международные наследственные правоотношения
1. Общие положения;
2. Коллизионные вопросы наследования;
3. Международно-правовое регулирование наследственных правоотношений;
4. Выморочное имущество;
5. Наследственные права российских граждан за границей;
6. Производство по наследственным делам
Слайд 3Международные трудовые отношения
Слайд 41.Общие положения
Трудовые отношения международного характера представляют собой неоднородный по своей
правовой природе комплекс отношений, являющийся объектом воздействия норм разной системной
и отраслевой принадлежности. Так, часть международных трудовых отношений регулируется нормами международного публичного права, другая часть - нормами внутреннего гражданского, административного материального и процессуального права. Однако в значительной своей части трудовые отношения с иностранным составом, несмотря на их неоднородность, по правовой природе являются объектом регулирования международного частного права.
К трудовым отношениям, затрагивающим сферу действия российского МЧП, относятся отношения иностранных работодателей в России, работа иностранцев в России, условия выплаты и определение размера заработной платы, регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем и т.д.
Слайд 5В настоящее время все трудовые отношения в России регулируются трудовым
законодательством РФ, в частности, в ст. 11 ТК РФ сказано,
что «На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации».
Слайд 6В регулировании трудовых отношений, связанных с иностранным правопорядком, важную роль
играют международные организации, в первую очередь Международная организация труда (МОТ).
Международная
организация труда (МОТ) - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве.
Деятельность МОТ основана на принципе трипартизма — участие в выработке решений представителей работников, работодателей и правительства страны.
Главная задача МОТ — защита прав трудящихся, развитие социального партнерства, обеспечение права на труд, борьба с безработицей.
Устав МОТ обязывает каждого государства-участника вводить в его национальное законодательство нормы конвенций, принятых в рамках МОТ, либо непосредственно применять их положения в национальных судах и иных компетентных органах.
Слайд 7Виды конвенций и рекомендаций МОТ
Сферы регулирования
вопросы защиты прав человека в
области труда
обеспечение занятости и борьбы с последствиями безработицы
вопросы труда
и отдыха
отношения между работодателем и работником
Конвенция относительно принудительного и обязательного труда (1930)
Конвенция об организации службы занятости (1950)
Конвенция о ночном труде (1990)
Рекомендация о добровольном примирении и арбитраже (1961)
Слайд 82.Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
Коллизионное регулирование международных трудовых отношений
предполагает применение общих категорий коллизионного права, но с существенными оговорками.
Как правило, трудовые отношения на территории какого-либо государства подчиняются его праву.
Государство может согласиться на изъятие из правила о применении к трудовому договору своего внутреннего права и допустить применение иностранного права. Последнее должно иметь тесную связь с данными трудовыми отношениями, не ухудшать положение работника по сравнению с местным законодательством и не нарушать императивные нормы трудового права
Слайд 9КОЛЛИЗИОННАЯ ПРИВЯЗКА - составная часть коллизионной нормы, представляющая собой указание
на закон (правовую систему), который применим к данному виду правоотношений.
Основные
общие и специальные коллизионные привязки
Основные
- закон места заключения трудового договора;
- закон места производственной деятельности;
- закон флага на морском и воздушном транспорте;
- личный закон работника;
- закон места нахождения работодателя;
- закон места постоянной работы;
Специальные
- закон места нахождения предприятия, пославшего работника в служебную командировку;
- закон места регистрации транспортных средств;
- закон перевозчика;
Слайд 10В действующем российском законодательстве, за редким исключением, коллизионных норм в
рассматриваемой области не имеется.
Однако, в ч. 1 ст. 10 ТК
РФ содержится правовое положение, аналогичное ст. 15 Конституции РФ: основные принципы и нормы международного права и международные договоры России в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы нашей страны.
В ч. 2 ст. 10 ТК РФ конкретизируется, что, если международным договором России установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Слайд 11ПРИМЕР. В соответствии со ст. 44 Договора между Россией и
Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и
уголовным делам (1996) стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано, то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа.
Т.о. международным договором предусмотрено исключение из общего правила, что допускается трудовым законодательством. Несмотря на то, что имеется общая норма, закрепленная в ст. 11 ТК РФ, в случае если стороны выберут законодательство Польши, оно будет применяться к соответствующим отношениям даже на территории России.
Слайд 123.Трудовые права иностранцев в РФ
ТК РФ не содержит специальных правил
труда для иностранцев, не регулирует особенности их правового положения в
сфере трудового права. Эти проблемы регламентируются в специальных федеральных законах, которые определяют и категории иностранных физических лиц, и особые категории иностранных работников на территории РФ, а именно ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом статусе иностранных граждан в РФ».
Слайд 13Согласно ст. 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранный гражданин не
имеет права:
1) находиться на государственной или муниципальной службе;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Слайд 14Согласно п. 4 ст. 13 Закона работодатель и заказчик работ
(услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при
наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.
Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, регулируются ФЗ от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах« и аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение.1
См. Приложение. Слайд № 14.
Слайд 15Документы, необходимые для пересечения границы иностранцами для осуществления работы в
России:
заграничный паспорт;
миграционная карта (получается на границе, заполняется самостоятельно, указывается цель
въезда);
постановка на миграционный учет (является обязательной процедурой, связанной с тем, что территориальный орган Миграционной службы уведомляется о временном пребывании иностранца в РФ)
Документы, необходимые для оформления патента на работу:
прохождение медицинской комиссии;
сдача тестирования на знание русского языка, российской истории и законов;
оформление годового полиса ДМС (страховки);
оплата налога по патенту за один месяц;
получение нотариального перевода паспорта;
прохождение дактилоскопической экспертизы;
заполнение требуемых заявлений и фотографирование;
работодатель, в свою очередь, должен отправить в ФМС уведомление о заключении трудового договора, может запросить такие документы для устройства на работу иностранного гражданина, как СНИЛС и ИНН.
Слайд 16Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. N
1315 г. Москва "Об установлении на 2017 год допустимой доли
иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации» устанавливает количество иностранцев для принятия на работу в 2018 году:
выращивание овощей – 50% (распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории РФ, за исключением Краснодарского края, Ставропольского края и Хабаровского края, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской и Саратовской областей);
розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах, – 15%;
розничная торговля табачными изделиями в специализированных магазинах – 15%;
деятельность прочего сухопутного транспорта – 30%;
деятельность автомобильного грузового транспорта – 30%;
прочая деятельность в области спорта – 25%.
Запрещено использовать труд иностранных работников в розничной торговле лекарственными средствами в специализированных магазинах, розничной торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках, прочей розничной торговле вне магазинов, палаток, рынков.
Слайд 17При заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о
выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с
коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.
По законодательству ряда стран (и в частности, США) государство не пользуется иммунитетом в случаях предъявления к нему исков, касающихся трудовых отношений. Согласно ст. 5 Европейской конвенции от 16 мая 1972 г. «Об иммунитете государств» государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в области трудовых отношений. В случае, когда работа будет исполняться на территории страны суда, работник (если он не является гражданином государства- нанимателя) может предъявить иск к иностранному государству-нанимателю.
Слайд 18ПРИМЕР. В марте 2000 г. российская гражданка К, работавшая ведущим
специалистом информационной службы посольства США в России, была уволена согласно
п. 3 ст. 33 действовавшего тогда КЗоТ РСФСР (обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности), о чем была сделана запись в трудовой книжке.Гражданка К обратилась за защитой своих прав в суд, требуя восстановления на работе, оплаты вынужденного прогула и возмещения морального вреда. Суд первой инстанции своим определением отказал в приеме искового заявления, которое было оставлено в силе судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда. При этом суд сослался на ст. 435 действовавшего в то время ГПК РСФСР, которая предусматривала возможность предъявления исков к иностранному государству только с согласия его компетентных органов. Подтвердить наличие такого согласия она не могла. Впоследствии гражданка К обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой, в которой утверждала, что норма ст. 435 ГПК РСФСР ущемляет ее конституционное право на судебную защиту и не соответствует ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Конституционный Суд в своем Определении от 2 ноября 2000 г. отметил, что "права гражданки К были нарушены не самой по себе ч. 1 ст. 435 ГПК РСФСР, а вынесенными на ее основе правоприменительными решениями".
В литературе отмечалось, что в этом конкретном случае посольство США выступало в качестве работодателя и не осуществляло каких-либо суверенных функций. В аналогичных условиях в США американской гражданке было бы предоставлено право на судебную защиту в соответствии с Законом США 1976 г. в случае предъявления иска к посольству иностранного государства.
Слайд 194.Трудовые права российских граждан за рубежом
Труд российских граждан, с одной
стороны, используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих в РФ,
когда наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, либо в служебные командировки. Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ определяются российским правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся (например, труд граждан, направляемых для работы в посольства РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций - глава 53 ТК РФ)
От работы российских граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки, отдельные положения которого определены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»
Слайд 20С другой стороны, трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых
контрактов за рубежом, когда правовое регулирование труда осуществляется уже в
соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Трудовая деятельность такого работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке Стороны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством Стороны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.
Слайд 21Программа Work and Travel – это программа культурного международного обмена,
которая собирает сотни тысяч студентов со всего мира в США
во время летних каникул, в период с мая по сентябрь.
Уникальность программы состоит в том, что каждый студент сможет реализовать несколько целей одновременно: познакомиться с традициями и культурой США, получить международный опыт работы, улучшить уровень владения английским языком путем каждодневного общения с носителями языка и, в то же время, совершить увлекательное путешествие по всем 50 штатам и округу Колумбия.
Программа Work and Travel состоит из двух частей, первая часть – это работа. Каждый студент имеет право работать ТОЛЬКО в период с 15 мая по 15 сентября, даты работы каждый студент может подбирать индивидуально, согласно планам сдачи летней сессии и личных планов, но в рамках периода 15 мая - 15 сентября. Работы предлагаются только в сфере обслуживания, это парки развлечений, рестораны, магазины, Национальные парки, отели.
Существует список запрещенных видов работ, который опубликован на сайте посольства США в Москве в разделе «Job Placement Requirements».
Слайд 22Среди международных договоров, посвященных регулированию непосредственно вопросов трудовой миграции и
принятых за время существования СНГ, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве
в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. (Россия является участницей).
Согласно ст. 4 каждое государство - участник Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории государства выезда порядке их перевод на государственный язык государства трудоустройства или русский язык.
Слайд 23Федеральная миграционная служба (ФМС) России в соответствии с Положением о
ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г.
№ 711, содействует гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, осуществляет контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции.
Также, следует отметить, что в соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, и негосударственные организации могут осуществлять деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, а именно: оказывать гражданам Российской Федерации услуги по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, в получении разрешения на работу в иностранном государстве, в заключении трудового договора с иностранным работодателем.
Слайд 24ВЫВОД. В условиях современной тенденции стремления российских граждан к получению
доходов вне пределов территории РФ, регулирование труда этой категории лиц
может осуществляться как в рамках российского права, так и права стороны государства трудоустройства в зависимости от того, на каких основаниях гражданин РФ трудится на территории иностранного государства.
Следовательно, можно выделить два коллизионных принципа – закон страны предприятия и закон места работы. Если гражданин РФ направляется на работу в учреждения и организации РФ, находящиеся за рубежом, либо в служебную командировку, то труд регулируется правом РФ, а если заключает трудовой контракт за рубежом, то правом страны трудоустройства.
Слайд 25Международные наследственные отношения
Слайд 261.Общие положения
Наследственное право представляет собой один из институтов гражданского права,
под которым понимается совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с переходом
прав и обязанностей умершего к другим лицам.
Международное наследственное право, характеризуется наличием иностранного элемента в наследственных отношениях.
Иностранный элемент в наследственных отношениях проявляется в том, что:
наследодатель, все наследники или некоторые из них могут быть гражданами различных государств, проживать в разных странах;
наследуемое имущество может находиться в разных государствах;
завещание может быть составлено за границей и т.п.
Слайд 27Основным источником регулирования в этой сфере международного частного права в
современных условиях является внутреннее законодательство государств. В России - это
положения разд. VI части третьей ГК РФ (ст. 1224).
В отношениях России со странами СНГ основную роль в этой области призваны играть двусторонние договоры о правовой помощи, а также консульские конвенции с этими странами. Подробные правила по вопросам наследования содержатся в Минской конвенции 1993 г. (ст. ст. 44 - 50) и в Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. ст. 47 - 53).
В целом ряде договоров о правовой помощи, заключенных с другими странами, имеются подробные правила о наследовании. К ним относятся коллизионные правила о праве, применимом к наследованию движимого и к наследованию недвижимого имущества, к форме завещания и др., материальные (об исчислении срока на принятие наследства, о выморочном имуществе и др.), нормы о юрисдикции по наследственным делам, о мерах по охране наследственного имущества и интересов наследников.
В других договорах, нормы о наследовании немногочисленны и касаются лишь предоставления национального режима в этой области и определения права, применимого к форме завещаний.
Слайд 28Стремлением не допустить ограничений наследственных прав своих граждан, когда эти
права должны возникнуть или осуществляться в другом государстве, объясняется включение
в двусторонние договоры России о правовой помощи специальных условий о безоговорочном применении в сфере наследования национального режима.
Общее положение о национальном режиме предусмотрено в ст. 4 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации 2002 г.:
"Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом".
Слайд 29ПРИМЕР. Согласно ст. 38 договора между Российской Федерацией и Республикой
Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и
уголовным делам 1996 г. :
1. Граждане одной Договаривающейся Стороны могут получать на территории другой Договаривающейся Стороны имущество и другие права путем наследования по закону или по завещанию на тех же условиях и в том же объеме, как и граждане этой Стороны.
2. Граждане одной Договаривающейся Стороны могут давать распоряжения на случай смерти в отношении имущества, находящегося на территории другой Договаривающейся Стороны".
Слайд 302.Коллизионные вопросы наследования
Коллизионные ситуации
наследование по закону
наследование по завещанию
наследование движимого
и недвижимого имущества
Слайд 31Указанные вопросы решаются на основе статута наследования.
Под статутом наследования
обычно понимается определяемое на основании коллизионной нормы право (закон страны),
которое подлежит применению ко всей совокупности наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, или, по крайней мере, к основной их части.
Слайд 32Первая группа коллизионных ситуаций связана с наследованием по закону. В
международной практике, как правило, используется два коллизионных принципа: «закон последнего
места жительства наследодателя», «закон гражданства наследодателя».
Вторую группу коллизионных ситуаций составляют вопросы, связанные с наследованием по закону. Любое завещательное распоряжение, если оно составлено дееспособным лицом и приобрело необходимую юридическую силу, должно отвечать ряду признаков. Основополагающей в этом плане является форма завещания. Вместе с тем завещание представляет собой особый вид односторонней гражданско-правовой сделки. Поэтому обращение к другому коллизионному принципу (закон той страны, где завещание было подписано) является вполне обоснованным. Эта коллизионная привязка известна судебной практике Великобритании, законодательной практике Литвы.
Третья группа коллизионных ситуаций связана с правовым режимом наследования движимого и недвижимого имущества. В международной практике объективно сложились различные способы разрешения возникающих при этом коллизионных ситуаций. Так, можно не разделять наследственную массу на движимое и недвижимое имущество и руководствоваться коллизионной привязкой, общей для всех видов вещей.2
2. См. Приложение. Слайд № 32.
Слайд 33В России в соответствии со ст. 1124 ГК РФ последняя
воля индивида должна быть представлена в письменной форме вне зависимости
от того, в каких обстоятельствах она совершается и какого имущества касается. Исключения из этого правила строго регламентированы законодателем (ст. 1129 ГК РФ). В виде общеобязательной нормы закон предусматривает, что завещателю следует удостоверить свое распоряжение.
Согласно действующему законодательству завещание не может быть признано недействительным в силу несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления, акта отмены либо общим требованиям российского права. Таким образом, коллизионные принципы ст. 1224 ГК РФ признают, что завещатель обладает относительной свободой выбора права, подлежащего применению к форме завещания или акта его отмены. Множественность коллизионных привязок создает своеобразные «цепочки» коллизионных норм в качестве гибких инструментов регламентации наследственных отношений.
Слайд 34Для определения завещательной дееспособности гражданина не имеют значения такие обстоятельства,
как то, что:
- завещание совершено не в той стране, где
завещатель имел в это время место жительства, а в стране его временного пребывания или даже вне территории какого-либо государства (например, на морском судне во время плавания в открытом море);
- право страны места жительства завещателя в момент составления завещания может не совпадать с его личным законом в этот момент;
- отношения по наследованию завещанного имущества могут определяться правом иного государства, чем то, которым в соответствии с п. 2 ст. 1224 определяется завещательная дееспособность этого лица (если место его жительства в момент составления завещания не совпадает с его последним местом жительства или с местом нахождения принадлежавшей ему недвижимости).
Слайд 353.Международно-правовое регулирование наследственных отношений
Опыт Российской Федерации в сфере международно-правовой регламентации
отношений по наследованию можно изучать на примере региональных и двусторонних
соглашений об оказании правовой помощи и консульских конвенций.
Прежде всего к ним относятся договоры об оказании правовой поддержки:
Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовым отношения по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1994 г;
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Литва о правовой помощи и правовым отношения по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1993 г.;
Конвенция СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;
другие ратифицированные РФ договоры об оказании правовой помощи.3
3. См. Приложение. Слайд № 35.
Слайд 364.Выморочное имущество
Имущество, которое остается после смерти лица при отсутствии наследников,
называется выморочным. Оно признается таковым, если у умершего гражданина нет
наследников по закону и по каким-либо причинам не было составлено завещание или завещание составлено, но оно было признано недействительным.
Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Вопрос о судьбе выморочного имущества решается в договорах о правовой помощи, заключенных с рядом государств. Согласно этим договорам выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится.
Слайд 375.Наследственные права российских граждан за границей
Положение о Консульском учреждении РФ,
утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., в
числе основных задач консульских учреждений предусматривает осуществление в пределах своей компетенции функций в отношении наследства (наследственных прав российских граждан) с соблюдением законодательства государства пребывания.
Слайд 38Консул принимает меры к охране оставшегося после смерти российского гражданина
его заграничного имущества. Последующие действия консула в отношении наследственной массы
такого имущества определяются соответствующим соглашением РФ с государством пребывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях РФ с этой страной. Консульские конвенции, заключенные с другими странами, предусматривают обычно, что консул должен уведомляться о смерти гражданина своей страны.
Если консулу станет известно об открывшемся наследстве в пользу проживающих в России российских граждан, то он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в Министерство иностранных дел РФ.
Консул имеет право представлять граждан своей страны без особой доверенности, в том числе и по наследственным делам, в стране пребывания, если граждане отсутствуют и не поручали ведения своего дела какому-либо лицу.
Консул принимает меры к охране наследственного имущества, выдает свидетельства о праве наследования, принимает наследственное имущество для передачи находящимся в России наследникам.
Слайд 39Производство по наследственным делам
Действующее российское законодательство (разд. V части
третьей ГК РФ) устанавливает порядок принятия наследства, которое, как правило,
осуществляется путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства. Свидетельство о праве на наследство так же, как правило, выдается по месту открытия наследства нотариусом. Им же принимаются меры по охране наследства и управлению им. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок.
В судебной практике срок для принятия наследства иностранцами продлевался на тех же общих основаниях, что и для российских граждан, а не в силу постоянного проживания наследника за границей или самого факта иностранного гражданства наследника.
Обычно в договорах о правовой помощи предусматривается, что производство дел о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а производство дел о наследовании недвижимого имущества - учреждения юстиции страны, на территории которой оно находится.
Слайд 40ПРИМЕР. Постоянно проживающий в Иван-городе (Ленинградская область) гражданин России К.
работал водителем на предприятии в Нарве (Эстония). Его жена, гражданка
Эстонии, проживала вместе с ним. Она родилась в 1930 г. в эстонской деревне, в семье старообрядцев.
К. погиб при аварии в 1997 г., после его смерти остались сын (проживает в Нарве), дочь (проживает в Иван-городе) и брат (проживает в Таллине). Завещание составлено не было. После смерти К. возникли разногласия по поводу имущества умершего. В Иван-городе он имел жилой дом и автомашину, в Усть-Нарве (Эстония) - летний домик и каменный гараж, а также вклад в эстонском банке (в Нарве).
В соответствии со ст. 45 Договора между Россией и Эстонией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 5 августа 1994 г., вступившего в силу 19 марта 1995 г., производство по делам о наследовании движимого имущества ведут учреждения договаривающейся стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а производство по делам о наследовании недвижимого имущества - учреждения той стороны, на территории которой находится это имущество. В Договоре предусмотрено, что эти положения применяются соответственно и к спорам по делам о наследовании. В договоре с Эстонией, как и в некоторых других договорах, имеется и особое правило о распределении компетенции, согласно которому в случае, если все движимое наследственное имущество находится на территории государства, где наследодатель не имел последнего постоянного местожительства, то по заявлению наследника, если с этим согласны все наследники, производство по делу о наследовании ведут учреждения этого государства.
Слайд 41ВЫВОД. Наследственные отношения на международном уровне тесно связаны со сложившимися
в обществе нравственными представлениями, семейными устоями и национальными традициями. Принципиальные
различия национальных материально правовых норм наследственного права порождают трудно разрешимые коллизионные проблемы. Практика по наследственным делам наглядно показывает, какие трудности могут быть на пути наследников, стремящихся получить наследственное имущество за пределами своей страны. Необходим сбор соответствующих документов, доказательств.
Слайд 42Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
г. (с изм. и доп.)..
2. Гражданский кодекс Российской Федерации) от
30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (с изм. и доп.).
3. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (с изм. и доп.).
между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам«.
4. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (с изм. и доп.)
5. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994г.
Слайд 436. Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от
27.12.2014) "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с "Положением о
Федеральной миграционной службе").
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. N 1315 г. Москва "Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации«.
8. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации».
9. Положением о ФМС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711.
10. Положение о Консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г.
11. Договор между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (1996).
12. Международное частное право. Богуславский М.М_2005 5-е изд.
13. В.Т.Батычко Международное частное право. Конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Слайд 45СЛАЙД № 14.
Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в
РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в
России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул.
Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.
Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.
Слайд 46Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления
трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем
разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец - подтверждение на право работы в России.
Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.
Проблемы, связанные с миграцией: первопричина изменений
В 2016 году сложилась такая ситуация, что нелегально прибывшие граждане за счет незнания языка и норм права в России, взаимодействуя с обществом, становятся причиной массы проблем. По статистическим данным, за последние несколько лет возросло число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.
Стало понятно, что проблематика вопроса, а точнее то, как миграция влияет на внутреннюю жизнь России, представляет собой очень серьезный конфликт интересов. Более того, многие эксперты прогнозируют, что поток мигрирующих граждан только будет увеличиваться в будущем году. Это обусловлено сложной экономической и политической ситуацией в мире. Конфликты в Украине и Сирии, повсеместное ухудшение уровня жизни по странам, менее развитых по сравнению с РФ, – это все причины того, почему люди так желают попасть на территорию России, и 2016 год стал тому подтверждением. Именно поэтому возникла необходимость более жесткого контроля граждан и перемен в законодательной базе.
Трудовая миграция: изменения и последние новости
Слайд 47Чаще всего для России характерна трудовая миграция. Говоря простым языком,
люди едут в страну с целью найти себе новую работу.
Согласно данным статистики в 2017 году, к странам, для жителей которых миграция в Россию является наиболее типичной, относят:
1.Узбекистан (более 2 миллионов человек).
2.Украину (более 2 миллионов).
3.Таджикистан (около миллиона).
4.Казахстан (45 тысяч).
5.Армению (30-35 тысяч).
В 2017 году, как ожидается, количество граждан из Украины будет только расти. Поэтому важно знать те изменения, которые были внесены в законодательство в 2015 году. Ужесточились и наказания за нарушения режима пребывания в стране. Например, выросли суммы штрафов. В некоторых случаях людей депортируют домой на срок до 10-ти лет без права пересмотра.
Перечень новых поправок для мигрантов с 2016 года
Стоит отметить, что не только в России миграция является серьезной проблемой. Сегодня многие европейские страны страдают от наплыва переселенцев. Обусловлено это неспокойной ситуацией на Востоке, в том числе и в Сирии. Люди пытаются всеми силами покинуть захваченные террористами области.
За счет этого процветают нелегальное пересечение границы. Из-за этого начинаются всплески преступности, вплоть до торговли людьми, ввоза наркотиков. Поэтому не только Россия ужесточила законодательную базу. Так, в Ирландии за нарушение миграционного режима предусмотрено до 10 лет тюрьмы. В США могут депортировать без права повторного пересечения границы.
Слайд 48Например, с января 2016 года граждане других стран уже не
могут пользоваться на территории России обычным паспортом. Исключение теперь не
делают ни для жителей Таджикистана, ни для Украины, ни для любых других государств. Котируется в РФ для иностранных граждан только загранпаспорт. Не коснутся такие поправки только выходцев из Евразийского союза, в который входят Армения, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан. Что примечательно, правительство уточнило, что те трудящиеся, которые уже находятся в России, могут оформить такой паспорт в течение 2017 года.
Другие изменения
Иностранцы, которые приезжают в Российскую Федерацию с целью найти работу, должны указывать это в графе о намерениях приезда. В противном случае они не смогут потом получить официальную должность. Действует такая поправка и относительно безвизового режима. Если гражданин указывает целью приезда туризм, то в получение разрешения на трудовую деятельность или патента ему будет оказано.
Также по приезду в Россию с 2016 года на регистрацию дается 15 дней. В этот срок нужно успеть встать на учет. Изначально этот период должен был составлять неделю, но ее явно было бы недостаточно при таком наплыве мигрантов. Но если человек не успеет зарегистрироваться, то его пребывание в стране является незаконным.
Коснулись перемены и патентов. Напомним, что без такого документа устроиться на официальную работу мигранту невозможно. Однако теперь, начиная с 2016 года, для участников безвизового режима стирается грань между таким документом для юридического и физического лица. Достаточно одной общей бумаги для всех видов деятельности. Также размер обязательного взноса при получении теперь назначают региональные власти.
Таким образом, в разных регионах стоимость может отличаться. Но статистика показывает, что в основном, они возросли примерно на 1000-2000 рублей. Раньше для некоторых категорий граждан можно было получить разрешение на работу на три года. Теперь абсолютно для всех этот срок равняется году, после чего нужно переоформление.
Решили власти бороться и с тем, что некоторые иностранцы, которые планируют трудиться в России, банально не могут говорить на русском. Поэтому теперь все граждане сдают экзамены по языку, истории и основам права. Экзамены проходят в виде тестов, и действительно бывали случаи, когда из-за низкой оценки человеку не давали разрешение на работу. Чтобы их сдать, нужно уплатить пошлину (3000 рублей).
Слайд 49Также работники-иностранцы должны выплачивать из своих зарплат 1.8% на страхование.
Это гарантирует не только обеспечение медицинской помощи, но и возможность
стать на учет в Центр занятости и получать компенсацию за потерю работы. Чтобы оформить ее, необходимо делать взносы минимум 6 месяцев. Если у будущего работника нет медицинского полиса, то его не имеют права брать на работу. Полис оформляется минимум на один год.
Иностранцы, которые закончили любое русское учебное заведение (не только институт, но и колледж), имеют право получить работу в упрощенном режиме. Не требуется в данном случае и опыт работы, а срок получения гражданства может составлять всего 9 месяцев. Таким образом, миграционные пути получают больше систематизации, ведь поток граждан только будет увеличиваться в будущих годах.
Слайд 50Слайд № 32
В отношении наследования для иностранных граждан установлен национальный
режим.
С принятием части третьей Гражданского кодекса Россия попала в категорию
тех государств, которые используют несколько критериев подчинения отношений по наследованию своему законодательству. Статут наследования определен ст. 1224 ГК РФ. Приведем п. 1 ст. 1224:
"1. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву".
В Российской Федерации законодательство по существу воспроизводит общепринятую формулу о том, что завещание должно быть совершено лицом, обладающим дееспособностью в полном объеме (ст. 1118 ГК РФ). Природа завещательной дееспособности отличается известной двойственностью. С одной стороны, способность лица к составлению завещания представляет собой одно из проявлений его общей гражданской дееспособности и входит в содержание личного статуса. В то же время в практическом плане она проявляется лишь тогда, когда рассматривается как предпосылка действительности наследственных правоотношений. Разрешая возникшую коллизию, законодатель предусматривает отдельную коллизионную норму применительно к завещательной дееспособности и предпочитает согласовывать способность индивида к составлению завещания с требованиями того государства, где он проживал в момент его составления (п. 2 ст. 1224 ГК РФ):
Отдельная норма установлена и в отношении формы завещательного распоряжения. Как указывает действующее законодательство Российской Федерации, форма завещания также определяется в соответствии с законодательством той страны, где проживает наследодатель в момент составления распоряжения на случай смерти.
Слайд 51Слайд № 35.
Россия пока не участвует ни в одной из
приведенных конвенций. Поэтому опыт Российской Федерации в сфере международно-правовой регламентации
отношений по наследованию можно изучать на примере региональных и двусторонних соглашений об оказании правовой помощи и консульских конвенций.
Прежде всего к ним относятся договоры об оказании правовой поддержки. Роль этих актов в процессе регламентации наследования состоит в том, что они комплексно регулируют все существенные аспекты правоотношений по данному вопросы. Во-первых, они устанавливают один из важнейших принципов, которому подчиняются правоотношения по наследованию. Это принцип уравнивания в правах. Во-вторых, такие документы традиционно определяют право государства, которое полномочно регламентировать порядок наследования движимого и недвижимого имущества. Применительно к движимому имуществу, договоры о правовой помощи придерживаются правила, что порядок наследования определяется по законодательству той страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянной место жительства. Подобные формулировки можно найти в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовым отношения по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1994 г.
Договоры, заключенные РФ с государствами не членами СНГ (например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Литва о правовой помощи и правовым отношения по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1993 г.) также предлагают использовать закон последнего места жительства для определения правовой системы, регламентирующей право наследования движимого имущества
Право наследования недвижимого имущества определяется по законам государства - места его нахождения. Такой порядок установлен, например, Конвенцией СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
В-третьих, соглашения об оказании правовой помощи и правовым отношения по гражданским, семейным и уголовным делам определяют какому законодательству подчиняется форма завещания.
Слайд 52В-четвертых, договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и
уголовным делам регулируют порядок производства по делам о наследовании. Рассматриваемы
документы обычно устанавливают, что производство по делам о наследовании недвижимого имущества ведут учреждения той договаривающейся страны, на территории которой это имущество находится.
В-пятых, договоры о правовой помощи предусматривают, что органы одного договаривающегося государства обязаны предпринять весь предусмотренный национальным законодательством комплекс мер по охране наследуемого имущества.
Необходимо отметить, что существуют и другие ратифицированные РФ договоры об оказании правовой помощи.