Слайд 1Международные рынки
нефти и газа
Т.2. Рынок, его механизмы и функции
Слайд 2Вопросы:
Понятие рынка, его виды и условия возникновения. Функции и классификация.
Спрос.
Кривая спроса. Закон спроса
Предложение. Закон предложения. Кривая предложения
Рыночное равновесие. Равновесная
цена.
Эластичность спроса и эластичность предложения, факторы их определяющие
Слайд 3Понятие рынка
Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей
и продавцов отдельных товаров и услуг.
Рынок – это способ взаимодействия
производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров.
Слайд 4Принципы функционирования рынков
Свобода. Главный принцип – это свободный выбор
формы, сферы и формы ведения экономической деятельности. Все, что не
противоречит законодательству, может стать предметом предпринимательской деятельности.
Главенство потребителя. Рынок функционирует для удовлетворения нужд потребителя, а прибыль производителя вторична.
Конкуренция. На рынке ничто не должно ограничивать свободную конкуренцию производителей товаров.
Равноправие собственников любой формы собственности.
Свободное ценообразование. Цена должна формироваться на основе рыночных механизмов, а не под влиянием регуляторов.
Ответственность. Все субъекты должны нести экономическую ответственность за свои действия.
Всеобщность. Рынок должен быть доступен для всех.
Слайд 5Функции рынка
Регулирующая. Самая важная из всех, она заключается в установлении
баланса между спросом и предложением. Регуляция позволяет найти производителям пустующие
ниши и снизить конкуренцию на перенасыщенных рынках.
Информационная. Рынок предоставляет информацию производителям и потребителям о товаре, состоянии рынка, ценах, выгодах.
Санирующая. Рынок является инструментом удаления с рынка слабых, неконкурентоспособных компаний, что способствует к росту и оздоровлению экономики.
Распределительная. Рынок обеспечивает движение товара в те области, где спрос выше, ликвидируя дефицит и затоваривание.
Посредническая. Рынок обеспечивает нахождение потребителем товара и производителя.
Ценообразующая. Рынок ищет баланс между предложением и покупательской способностью потребителя, формируя адекватную цену.
Стимулирующая. Рынок мотивирует производителей к использованию научно-технических инноваций, поиску более экономичного и безопасного производства.
Слайд 6Разновидности классификаций рынков
С точки зрения отдельных товарных групп (рынок нефти,
компьютерный рынок и т.д.)
По степени зрелости (развитый, формирующийся)
По степени конкуренции
(совершенно конкурентный – монополистический)
По территориальным границам и масштабам (местный, национальный (внутренний), мировой (внешний))
С точки зрения соответствия законодательства: легальный (белый), полулегальный (серый), нелегальный (черный)
Слайд 8Основные элементы инфраструктуры рынка
биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их
организационно оформленное посредничество;
аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
кредитная
система, коммерческие банки
эмиссионная система, эмиссионные банки
система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
информационные технологии и средства деловой коммуникации;
налоговая система и налоговая инспекция;
система страхования различных рисков и страховые компании и др.
Слайд 9Рыночная конкуренция
По рыночной конкуренции различают =
рынок чистой конкуренции
рынок чистой монополии
рынок
монополистической конкуренции (вступить в отрасль не так то просто -
напр. высокотехнологичная область )
олигопольный рынок(тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм)
Слайд 10Спрос
Желание и возможность потребителей приобрести определенное количество продуктов по некоторой
цене из возможных в течении определенного периода времени
Слайд 12Закон спроса
На рынке существует обратная зависимость между ценой и количеством
спроса, т. е. при прочих равных условиях снижение цены ведет к
возрастанию величины спроса, а возрастание цены – к уменьшению величины спроса.
Слайд 13Неценовые факторы, влияющие на спрос
вкусы и предпочтения потребителей
число потребителей на
рынке
доходы потребителей
цены взаимосвязанных товаров(субститутов)
ожидания покупателей относительно цен и доходов
Слайд 14Эффект дохода
при более низкой цене человек может позволить себе купить
больше данного продукта, не отказываясь от потребления альтернативных товаров.
Слайд 15Эффект замещения
При более низкой цене
у человека появляется стимул
приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно
дороже.
Слайд 16Предложение
Определенное количество продуктов, которое производители желают и способны произвести и
предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в
течении определенного периода времени.
Слайд 17Предложение и кривая предложения
Слайд 18Закон предложения
Чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы,
и наоборот.
Слайд 19Неценовые факторы, влияющие на предложение
цены на ресурсы,
технология производства;
ценовые
и дефицитные ожидания агентов рынка,
размер налогов и субсидий,
цены
на другие товары,
число продавцов на рынке.
Слайд 20Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя
на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина
предложения равна величине спроса.
Равновесная цена – это та цена, которая позволяет продать все количество товара, которое производители при данной цене согласны произвести.
Слайд 21Равновесие на рынке
PE = PS = PD,
где PE – цена
равновесия; PS – цена предложения; PD – цена спроса.
QE =
QS = QD ,
где QE – объем равновесный; QS – объем предложения; QD – объем спроса.
Слайд 22Влияние колебания спроса и предложения на равновесную цену и равновесное
количество
– увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и
равновесного количества товара;
– уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
– рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
– сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Слайд 23Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения
к различным
факторам.
Слайд 24Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на
товар к изменению его цены.
Точечная эластичность:
Слайд 25Спрос эластичный:
Спрос неэластичный:
Спрос единичной эластичности:
Спрос абсолютно эластичный:
Спрос абсолютно неэластичный:
Слайд 26Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене
1) наличие заменителей;
2)
степень насущности потребности в данном товаре;
3) удельный вес в
доходе потребителя;
4) качество товара и размер дохода потребителя;
5) степень ограниченности доступа к товару;
6) ожидания потребителей;
7) фактор времени.
Слайд 27Вопросы для самопроверки:
Дайте определение рынка.
Назовите основных субъектов рынка.
Что такое спрос,
предложение, равновесие?
Сформулируйте законы спроса и предложения; постройте кривые спроса и
предложения.
Напишите известные вам формулы эластичности.