Разделы презентаций


Международные универсальные и экономические институты

Содержание

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Международные универсальные и экономические институты

Международные универсальные и экономические институты

Слайд 4


Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания

и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы

её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50

Пан Ги Мун –
генеральный секретарь ООН

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития

Слайд 544тыс. Сотрудников
193 страны

44тыс. Сотрудников193 страны

Слайд 8Европейский союз (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28

европейских государств.
Цель создания: региональная интеграция
Население стран – членов: около пятисот

миллионов жителей
Доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн $) — по ППС
Европейский союз (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.Цель создания: региональная интеграцияНаселение стран –

Слайд 11
Европейский парламент делит законодательные функции
с Советом ЕС, который также

принимает
законы (директивы, распоряжения, решения).
не имеет права законодательной инициативы


Разногласия между парламентом и Советом ЕС должны быть
разрешены в течение 3-го чтения.
Европейский парламент и Совет ЕС совместно
формируют бюджетную комиссию,
которая формирует бюджет ЕС
(например, в 2009 году — 133,8 млрд. €)
Парламент также осуществляет контроль
над деятельностью Европейской комиссии.
Количество депутатов от каждой страны
пропорционально численности ее населения
Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). не имеет

Слайд 12наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского

союза
В Совет входят 27 министров правительств стран-членов Европейского союза

в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов.
Также без права голоса в Совете участвует соответствующий еврокомиссар. Например, вопросами охраны труда занимаются 27 соответствующих министров государств-членов, ведающие охраной труда, — министров труда или социального обеспечения — а также комиссар по вопросам занятости, социальным вопросам и политике обеспечения равных возможностей.
Совет ЕС собирается в составе 10 формаций:
Совет по общим вопросам
Совет по внешним отношениям
Совет по экономическим и финансовым вопросам (Экофин)
Совет по правосудию и внутренним делам
Совет по сельскому хозяйству и рыболовству
Совет по окружающей среде
Совет по образованию, делам молодежи и культуре
Совет по занятости, социальной политике, здравоохранению и защите потребителей
Совет по транспорту, телекоммуникациям и энергетике
Совет по конкурентоспособности (внутренний рынок, промышленность и исследования)
наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза В Совет входят 27 министров правительств

Слайд 13
Европейский совет (англ. European Council) — высший политический орган Европейского

союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС.
Членами

Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года, и председатель Еврокомиссии
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Дональд Туск
Польша

Европейский совет (англ. European Council) — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств

Слайд 14

Европе́йская коми́ссия — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за

выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и,

если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.
В её состав входят 28 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок
Функции:
внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС,
наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека,
проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.
все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств.

Жан Клод Юнкер
Люксембург

Европе́йская коми́ссия — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов

Слайд 15
В штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим

от остальных органов ЕС.
Главные функции банка:
выработка и осуществление валютной политики

зоны евро;
содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими;
эмиссия банкнот евро;
установление основных процентных ставок.
поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.
В штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.Главные функции банка:выработка и

Слайд 16Главный политический критерий.
Обеспечение стабильности институтов гарантирующих демократию, защиту прав человека,

верховенства закона, защиту меньшинств
Главный экономический критерий
Эффективность рыночной экономики, ее способность

адаптироваться к конкурентной среде ЕС
Главный правовой критерий
Реализовать общие правила, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного соза.
Главный политический критерий.Обеспечение стабильности институтов гарантирующих демократию, защиту прав человека, верховенства закона, защиту меньшинствГлавный экономический критерийЭффективность рыночной

Слайд 18Организа́ция экономи́ческого сотрудничества и разви́тия (сокр. ОЭСР, Organisation for Economic Co-operation and

Development, OECD) 

международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной

экономики.
Организа́ция экономи́ческого сотрудничества и разви́тия (сокр. ОЭСР, Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной

Слайд 20достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня

стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;
продвижение разумных экономических взглядов и методов

в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;
развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.
достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;продвижение разумных экономических

Слайд 21 Ценность ОЭСР (и ее особенность) в том, что она является

как бы своеобразным клубом по обмену передовым опытом экономической и

социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций.

ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие еще и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.
В ряде случаев согласованные мнения стран-участниц привели к заключению формальных соглашений, которые обязаны соблюдать все члены ОЭСР. Таковы, например
Кодекс либерализации движения капиталов,
Кодекс либерализации текущих невидимых операций, соглашения о борьбе со взяточничеством в международной торговле или соглашение о прекращении субсидий судостроению.
 Ценность ОЭСР (и ее особенность) в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену передовым

Слайд 22ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и

служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.
Значительная

доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. ОЭСР разработала “Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок”. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам..
При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».
ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по

Слайд 23Каких либо количественных критериев членства не существует.
Для того, чтобы

принять решение о принятии новой страны в члены организации, все

страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала:
а. приверженность принципам рыночной экономики,
б. приверженность принципам плюралистической демократии.
Решение принимается единогласно Советом ОЭСР
Каких либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в

Слайд 24Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в

области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений.
Целью АТЭС

является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли


Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации

Слайд 26

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатски -Тихоокеанского региона  (АТР),

особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в

энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами АТЕС и Европой
Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатски -Тихоокеанского региона  (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток,

Слайд 27
ВТО отвечает за разработку и внедрение правил международной торговли, а

также следит за их соблюдением членами организации
Штаб-квартира ВТО расположена

в Женеве, Швейцария.
Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.
На  1 января 2012 в ВТО состояло 157 стран.


ВТО отвечает за разработку и внедрение правил международной торговли, а также следит за их соблюдением членами организации

Слайд 28
Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных

лиц из членов ВТО на тот или иной рынок услуг

(деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.).
Если же такие ограничения страной не оговорены или не закреплены в национальном праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа:
1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для лиц данной страны;
2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если страна предоставит какой-то благоприятный правовой режим для одного из члена ВТО ,то он должен автоматически действовать и для любого другого члена ВТО.
Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или

Слайд 29

Экономический и юридический термин.
Режим наибольшего благоприятствования предусматривает представление таможенных льгот, а также преимуществ в

отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и

обращение импортируемых товаров, и.т.д.

Экономический и юридический термин.Режим наибольшего благоприятствования предусматривает представление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается

Слайд 30Цели присоединения России к ВТО :
Получение лучших, в сравнении с

существующими, условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к

международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Возможность вступления России в ОЭСР (членство в ВТО — обязательное условие).

Цели присоединения России к ВТО :Получение лучших, в сравнении с существующими, условий для доступа российской продукции на

Слайд 31В течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина

не будет снижена.
По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды

от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %.
Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви).
Будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование.
Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объём помощи составляет 4,5 млрд долларов в год)
В течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров

Слайд 33 Выиграют экспортеры сырьевых товаров
Например, Россия сможет рассчитывать на отмену

квот на импорт стали в ЕС, США и Турцию. (выигрыш

– 15 млрд. дол.)
Российские производители калийных удобрений после вступления в ВТО смогут рассчитывать на отмену квот на экспорт своей продукции в страны ЕС.
Выиграют частные потребители

 Выиграют экспортеры сырьевых товаров Например, Россия сможет рассчитывать на отмену квот на импорт стали в ЕС, США

Слайд 34станкостроение,
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение,
химико-фармацевтическая, микробиологическая и биотехнологическая промышленность,


производство медицинской техники,
пищевая промышленность и сельское хозяйство,
авто-

и авиастроение
Суммарные потери – 90 млрд. дол.
станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, химико-фармацевтическая, микробиологическая и биотехнологическая промышленность, производство медицинской техники, пищевая промышленность и сельское

Слайд 36Таможенный союз
Форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах

которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и

ограничения экономического характера, за исключением специальных антидемпинговых мер.

Страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Таможенный союзФорма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются

Слайд 37Зона свободной торговли СНГ
Свободная торговля — это торговля без импортных тарифов

и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда

они могут вводиться.
Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в переходе от двухсторонних соглашений к одному многостороннему соглашению.
Зона свободной торговли СНГСвободная торговля — это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго

Слайд 38Члены ЗСТ

Члены ЗСТ

Слайд 39

Международный валютный фонд(МВФ)
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Международный валютный фонд(МВФ)Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Слайд 40Основные функции МВФ:
расширение мировой торговли
кредитование стран с целью сбалансирования их

платежных балансов
стабилизация денежных обменных курсов
консультирование стран-дебиторов (должников)

Основные функции МВФ:расширение мировой торговликредитование стран с целью сбалансирования их платежных балансовстабилизация денежных обменных курсовконсультирование стран-дебиторов (должников)

Слайд 41Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР

равнялся примерно 1,5доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое

из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.


Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5доллар США). Формируется за счет

Слайд 42
Предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в

результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты.

Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел.
Предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет

Слайд 43Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении

кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного

баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен.
Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года,, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов  является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ.
Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное

Слайд 44Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей

в течение определенного периода (года) и поступивших в страну в

течение того же периода

Разницу между поступлением и денежных средств и их расходом называют «сальдо». Сальдо по каждой статье платежного баланса может быть положительным или отрицательным

Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование (положительное сальдо), называют активным, а в противоположном случае(отрицательное сальдо) — пассивным.
Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода (года) и поступивших

Слайд 46Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются

квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами

МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд

Слайд 47

Основная цель МБРР – помощь в развитии инфраструктуры развивающихся стран

и стран с переходной экономикой
С середины 50-х гг., деятельность МБРР

во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
МБРР сосредоточивает свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор

Основная цель МБРР – помощь в развитии инфраструктуры развивающихся стран и стран с переходной экономикойС середины 50-х

Слайд 48

Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов.
Займы выделяются под

процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев.
Займы предоставляются, как

правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.
Банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта,
Основные кредиты направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь.
Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев.

Слайд 49Тип макроэкономической политики, который в конце XX века был рекомендован

руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих

финансовые и экономические проблемы
Отражали общую позицию администрации США, главных международных финансовых организаций — МВФ и Всемирного банка, а также ведущих американских аналитических центров. Их штаб-квартиры находились в Вашингтоне — отсюда и термин «Вашингтонский консенсус».

Поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета);
Приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов;
Снижение предельных ставок налогов;
Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но всё же положительном уровне;
Свободный  обменный курс национальной валюты;
Либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин);
Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций;
Приватизация
Дерегулирование экономики;
Защита прав собственности.

Тип макроэкономической политики, который в конце XX века был рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению

Слайд 51Общественная организация при Торговой палате Стокгольма, призванная разрешать коммерческие споры,

в том числе, с участием иностранных хозяйствующих субъектов. Поскольку Стокгольмский

арбитраж в судопроизводстве применяет юрисдикцию Швеции, нейтрального государства, далекого от политических баталий, его решения, в основе своей, не ставятся под сомнения в большинстве развитых государств.
Запись в контракте «Любой спор, разногласие или претензия, вытекающие из настоящего контракта или в связи с ним, в том числе касающиеся его нарушения, прекращения или недействительности, будут окончательно разрешены путем арбитража в соответствии с Арбитражным Регламентом Арбитражного института Торговой палаты города Стокгольма».
Легитимность решений Стокгольмского арбитража, обеспечивается Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 1958 года, принятую именовать «Нью-йоркской Конвенцией 1958 года», к которой Советский Союз присоединился еще в 1960 году. Этим объясняется то обстоятельство, что государственные арбитражные суды Российской Федерации, как правопреемника СССР, утверждают Решения Стокгольмского арбитража без пересмотра дела по существ
Общественная организация при Торговой палате Стокгольма, призванная разрешать коммерческие споры, в том числе, с участием иностранных хозяйствующих

Слайд 52Задание к семинару
Подготовить доклад - презентацию по следующим международным организациям

(история, цели и задачи, достижения и провалы )
Всемирная торговая организация


Международный валютный фонд -
МБРР
Задание к семинаруПодготовить доклад - презентацию по следующим международным организациям (история, цели и задачи, достижения и провалы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика