Слайд 1МГУПС, кафедра АСУ
Информационные технологии управления пассажирскими перевозками
АСУ
«ЭКСПРЕСС-3»
М.П.Березка, главный конструктор,
Отделение
«Пассажирские перевозки и АСУ «Экспресс» ОАО «ВНИИЖТ»
Слайд 2Структура системы «Экспресс-3»
Комплекс обработки заказов реального времени (КОЗРВ)
База данных аналитических
приложений (АБД)
Слайд 3Подсистемы и функции
Управление бизнес процессами
Эксплуатация и ремонт парка вагонов
Нормативно-справочная
информация и оперативная корректировка НСИ
Продажа услуг по перевозке пассажиров
Информационно
-справочное обслуживание и реклама
Продажа сервисных услуг
Финансовая и статистической отчетность, прогноз и планирование
Продажа услуг по перевозке багажа и грузобагажа
Слайд 4Сеть ТСP/IP
Сервера приложений
информационных
систем
ОАО «РЖД»
Региональный Центр-1
…
Региональный Центр-6
Сетевая АБД
Московский ИВЦ
КОЗРВ
Сбор
информации
Модуль ИБ
Модуль
ИБ
Тонкий
клиент
GUI
клиент
АСУ «Экспресс-3»
HTTP/HTTPS
MQS
Модуль ИБ
Спец. GUI
Клиент (ТМ)
Модуль ИБ
Спец. GUI
Клиент (АРМ)
MQS
Сервера приложений
информационных
систем
СНГ, Европы.
Узел обеспечения информационной безопасности (ИБ)
GD
Структура системы «Экспресс-3»
Коммуникационный сервер
MVGATEW
Интерфейсы
Сервер приложений
EXPRESS
Доступ к данным
Модуль ИБ
Спец. GUI
(ТМ, АРМ)
Сервера приложений
информационных
систем РФ, СНГ,
Европы.
Комплекс обработки заказов реального времени
К смежным
системам
MQS
К клиентам
TCP/IP
К центрам
Экспресс-3
MQS
«Экспресс3» РЖД, СНГ
Сервер
оперативной
базы данных
DB/2
Сервер приложений фин. и стат. отчетн.
Общий
архив
К АБД
Узел обеспечения информационной безопасности (ИБ)
Слайд 6Аналитическая база данных АСУ «Экспресс-3»
РСУБД
IBM DB/2
Сервер приложений
IBM WAS
Подсистема
сбора,
анализа и
интеграции
данных
Узел обеспечения информационной безопасности (ИБ)
Сеть ТСP/IP
Сервера приложений
информационных
систем
ОАО
«РЖД»
Региональный Центр-1
Региональный Центр-6
Экспресс-3 СНГ (5 ц-ов)
АБД
КОЗРВ
Сбор
информации
Заполнение
первичных
данных и
агрегатов
Доступ к
данным
Модуль ИБ
Модуль ИБ
Тонкий
клиент
GUI
клиент
Объектные
протоколы
(IIOP/SOAP)
АСУ «Экспресс-3»
HTTP/HTTPS
Слайд 8База данных аналитических приложений
Слайд 9ЦОД Москва
- регион Московской (+Интернет); коммуникационный сервер связи с
внешними системами (СНГ, ГВЦ, VR, Литва, Hermes)
- сетевая
аналитическая база данных (АБД);
коммуникационный сервер связи с КИХ и ЕК АСУФР
регион Северо-Кавказской (Сев-Кав, Ю-Вост)
регион Куйбышевской (Кбш, Прив, Гор, Тадж)
тестовый полигон АБД
Слайд 10ЦОД С-Петербург
- регион Октябрьской (Сев, Клг)
регион Свердловской (Сврдл, Ю-Ур)
регион Восточно-Сибирской
(В-Сиб, Д-в, Збк, З-Сиб, Крас, Якутия)
полигон разработки, внедрения и
сопровождения (ВНИИЖТ)
Слайд 11Технические средства
Два центра обработки данных – IBM z10, z11.
Периферийное
оборудование – кассовые терминалы, специализированные АРМ, специализированные принтеры для печати
билетов и багажных ярлыков, технологические принтеры, сканеры машиночитаемых документов, информационно-справочные установки, визуальные системы коллективного пользования.
Сетевое оборудование – сети TCP/IP.
Средства обеспечения информационной безопасности на основе VipNet
Слайд 12Основные технические характеристики
Срок резервирования - 60 дней.
Региональных центров в РЖД
- 6
Максимальная фактическая нагрузка – 630 заказов в секунду, 17
800 000 в сутки
Максимальное число обслуживаемых касс – 27648 шт (Фактически сейчас около 13000 )
Количество абонентов АБД – около 7000
Системное программное обеспечение – z0S v1.11, СУБД DB2 V9, MQSeries, WEBSphere
Прикладное ПО – специализированный структурный макроАссемблер, JAVA.
Слайд 13АСУ «Экспресс»
Информация о поездах, вагонах и станциях
Слайд 14Информация о поездах
Эталон – вариант поезда, действующий на определенный интервал
дат, с учетом календаря поезда
Эталонный файл вагонов: варианты вагонов, действующие
на определенный перечень дат (календаря варианта вагона)
Рабочий файл – рейс поезда на каждую дату, на которую открыта продажа (период резервирования – 45 или 60 дней, даты «в пути следования»)
Рабочий файл вагонов – рейсы вагоны, действующие на каждую дату периода резервирования
Слайд 15Информация о поезде
Поезд. Номер поезда – 3 цифры и буква.
2 логических поезда по одному маршруту.
Нитки (до 16 ниток в
поезде)
- код нитки (буква)
- станции отправления и назначения
- станция отцепки и поезд отцепки
- «чужая» нитка, поезд формирования
- основные, прицепные, беспересадочные нитки и нитки «с электричкой»
Календари (только в эталоне): поезда, нитки, вагонов, багажных вагонов,
Слайд 16Кодирование станций
XXYYNNN – Код станции
XX – государство (20 – РФ,22
– Украина..)
YY – может определять дорогу
2000001 – Москва – Курская
2006004
– Москва – Октябрьская (Лениградский вокзал)
2210001 – Симферополь
Города. Тарифные «столбы». «Пункты продажи»
Граф сети. Линии и узлы линий.
Слайд 17Маршрут поезда
Станция, время стоянки и отправления, константа времени, перечень ниток,
проходящих через станцию
Признаки: станция «предварительной продажи», техстоянка, город, запрет продажи
от/до станции, «исключена из маршрута»
Петли.
Нитки, следующие после отцепки разными маршрутами. Номер поезда отправления со станции.
«узел линий» - станции перехода с одной логической линии на другую.
Понятие «уровень станции» (уровень учета мест)
Слайд 19Вагон
Информация о вагоне (тип, класс обслуживания, режим продажи, ограничение продажи,
срок открытия продажи, процент загрузки, признак аренды, второй тип и
второй класс обслуживания, признак сервиса)
Информация о поездках
Номер места станция1 станция2 состояние признаки
Номер места станция1 станция 2 состояние признаки
Спецвагоны (без поездок – не для пассажиров)
Слайд 20Пример
Место 1 Москва-Адлер свободно Целое
Место 2 Москва-Адлер свободно Целое
---------------------------------------------------
Место 1
Москва –Ростов занято мужск
Место 1 Ростов – Адлер свободно мужс
Место
2 Москва – Адлер свободно муж
Слайд 21Основные свойства объектов «вагон» и «поездка»
Варианты вагона в эталоне
Трафаретные нормы
Закрытые
места
Классификатор подтипов. Схема вагона (номера мест и купе).
Ввод вагона на
часть маршрута
Мужские/женские купе
Поместная тарификация
Технологический квоты. Владелец и срок снятия.
Открытие вагона за определенное время или при достижении определенного коэффициента загрузки.
Ограничение предварительной продажи, снятие ограничения по времени
Запрет продажи до/от отдельных станций, снятие по времени
Режимы продажи ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ЗИМА1-ЗИМА9, ЗИМА+, ВЕСНА+
Слайд 23Основные показатели
Отправлено пассажиров
Перевезено пассажиров (на всем маршруте/в пределах дороги, государства)
Предложено
мест (вместимость поезда)
Пассажиро-километры (Сумма: кол-во пасс * расстояние поездки)
Место-километры (Сумма:
кол-во мест * длину маршрута)
пасс
Вагоно-километры (Сумма: кол-во вагонов * длину маршрута)
Поездо-километры (Сумма: кол-во поездов * длину маршрута)
Коэффициент использования вместимости: Пасс-км/Место-км
Населенность (чел/вагон): Пассажиро-километры/Вагоно-км
Коэффициент сменяемости: Отправл.пасс/Предлож.мест
Средн дальность поездки: Пасс-километры/Отправлено Средняя дальность поезда: Поездо-километры/число поездов
Средняя составность поезда: Вагоно-км/Поездо-км
Сезонная неравномерность: отношение максимального месяца к минимальному
Недельная неравномерность: отношение максимального дня недели к минимальному
Слайд 25АСУ «Экспресс»
Билетно-кассовые операции
Слайд 26Виды сообщения
Международное (дальнее зарубежье)
Межгосударственное (СНГ и Балтия)
Внутригосударственное
Пригородное с резервированием мест
Пригородное
без резервирования мест
Слайд 27Виды бланков
Бланк АСУ «Экспресс» (в кассах), 3-х слойный
Межгосударственное
и внутреннее сообщения, пригородное с резервированием
Бланк «РСТ-2» (в кассах), 3-х
слойный
Международное сообщение
Бланк ТТС (в автоматах)
Межгосударственное, внутреннее, пригородное с резервированием, Финляндия
Будет: Универсальный бланк (в кассах и автоматах). Нанесение разметки бланка при печати
Электронный билет (Home print)
Слайд 30 ВНИИЖТ
Пример печати информации бланка «Проездной документ» для
проезда в международном сообщении по «глобальным ценам»
Слайд 31Средства защиты бланка
Полиграфические (сетка, микрошрифт, водяные знаки, голограмма и т.п.)
Информационные
(состав и размещение служебной информации, защитный код бланка)
Двумерный штрихкод с
электронной подписью
Проверка билета по базе данных системы резервирования или по выборке из нее (ведомость по поезду)
Слайд 35Виды тарифов
Внутренний (билет + плацкарта вместе)
билет: инфраструктурная, локомотивная,
вокзальная составляющие
плацкарта: вагонная составляющая
Межгосударственный (МГПТ)
плацкарта
+ билет по каждой стране
Международный – глобальные или суммарные цены (плацкарта + билет по каждой стране в одном документе)
Международные классические – 2 отдельных док-та
- Билет (по каждой стране, в одном документе)
- Плацкарта
Тарифные соглашения: «Восток-Запад» (Европа) МПТ (Китай, Монголия, Корея)
Слайд 36Распределение стоимости проездного документа между участниками перевозки
Тарифный принцип: каждый получает
свою составляющую (ж.д. администрация каждой страны следования, перевозчик)
Принцип глобальных цен:
перевозчик получает стоимость проездного документа полностью и оплачивает владельцам инфраструктуры стоимость пропуска поезда
Смешанные варианты: с некоторыми странами маршрута расчет по тарифному принципу, с некоторыми – за пропуск поезда
Слайд 37Способы тарификации
В зависимости от расстояния
- Внутренние
-
Межгосударственные (МГПТ)
В зависимости от станции отправления и назначения (сегментные тарифы)
- Международные
- Внутренние с динамической тарификацией
Слайд 38Тарифная индексация
Регулируемый сектор (плацкартные и общие вагоны)
- в
зависимости от даты отправления
Дерегулируемый сектор
- в зависимости от
даты отправления, дня недели, количества дней до отправления, направления, номера поезда
В зависимости от расположения места в вагоне (верхние/нижние/боковые,откидные)
В зависимости от загрузки поезда
Слайд 39Специальные тарифы (маркетинговые предложения)
«Туда и обратно»
«Купе целиком»
По картам постоянного пассажира
(«Сапсан»)
Праздничные , мини-группы и т.д.
Программа лояльности (премиальные поездки)
Слайд 40АСУ «Экспресс»
Электронный билет и электронная регистрация
Слайд 41Организация оформления электронного билета
Присвоение статуса
ЭБ
Формирование
ЭБ
Выдача
контрольного
купона
или
Прохождение процедуры
регистрации на поезд
Слайд 42Организация оформления электронных билетов с использованием веб-ресурсов сети Интернет
Запрос на
оформление ЭБ
Данные ЭБ
Веб-ресурс
Клиент
Оплата
Контрольный
купон
Контрольный купон – выписка из автоматизированной системы
управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Контрольный купон является документом строгой отчетности.
Электронный билет – документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира, в котором информация о железнодорожной перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме и содержится в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.
Прохождение регистрации
АСУ «ЭКСПРЕСС-3»
Подтверждение оплаты
Слайд 43Организация прохождения процедуры регистрации
Веб-портал.
Электронная регистрация
Варианты оборудования поезда:
УКЭБ:
Регистрация возможна до момента
прибытия поезда на конечную станцию. Отмена регистрации не позднее, чем
за 1 час до отправления поезда с начальной станции.
МАСКПП:
Регистрация возможна до момента прибытия поезда на конечную станцию. Отмена регистрации не позднее, чем за 1 час до отправления пассажира со станции.
Посадочный купон
II. Билетная касса, ТТС(ТТР)
Наземная регистрация
Существующие бланки строгой отчетности (БСО)
Регистрация - обязательная для прохождения пассажирами, оформившими электронные билеты, процедура, необходимая для организации их посадки в поезд.
Посадочный купон - контрольный купон электронного проездного документа (билета), получаемый пассажиром в процессе регистрации и предназначенный для организации его посадки в поезд.
Слайд 44Организация посадки пассажиров в поезд
Условие: прохождение ЭР ранее, чем за
1 час до отправления поезда с начальной станции.
Возможность посадки как
с предъявлением посадочного купона, так и с предъявлением только документа, удостоверяющего личность пассажира и указанного в ЭБ.
Условие: прохождение ЭР позднее, чем за 1 час до отправления поезда с начальной станции.
Для посадки обязательно предъявление посадочного билета и документа, удостоверяющего личность пассажира и указанного в ЭБ.
Проверка по ведомости электронной регистрации, включая проверку в «черном» списке
Наличие УКЭБ или МАСКПП
Слайд 45Возврат электронных билетов
Веб-портал.
Веб-ресурс
АСУ «ЭКСПРЕСС-3»
Запрос на возврат ЭБ
Условие возврата ЭБ на
сайте:
1. В любой момент времени до прохождения регистрации.
2. В случае
прохождения электронной регистрации:
- до 1 часа (или 6 часов для ЭБ по «глобальным ценам») от момента отправления
поезда с начальной станции для поездов, не оборудованных МАСКПП;
- до 1 часа от момента отправления поезда со станции отправления пассажира для поездов, оборудованных МАСКПП (кроме ЭБ по «глобальным ценам»).
3. Не осуществляется в случае прохождения наземной регистрации.
Возврат денежных средств:
На основании специализированных реестров, сформированных АСУ «Экспресс».
Контрольный купон ЭБ
Слайд 46Возврат электронных билетов
II. Билетная касса
Возврат денежных средств только в претензионном
порядке
1. Возврат ЭБ, по которым не была пройдена ни наземная
(с выдачей посадочного купона на БСО), ни электронная регистрация, осуществляется существующим порядком без предварительной выдачи посадочного купона на БСО.
2. Возврат ЭБ, по которым была пройдена наземная регистрация с выдачей посадочного купона на БСО, осуществляется существующим порядком при условии предъявления в кассу выданного посадочного купона.
3. Возврат ЭБ, по которым была пройдена электронная регистрация, при условии остатка более 1 часа до отправления поезда с начальной станции осуществляется существующим порядком без предварительной выдачи посадочного купона на БСО.
4. Возврат ЭБ, по которым была пройдена электронная регистрация, при условии остатка менее 1 часа до отправления поезда с начальной станции осуществляется в претензионном порядке.
+
остаток менее 1 часа до отправления поезда с начальной станции
Слайд 47Организация информирования о совершенных поездках
Функции системы:
Выдача пассажиру по его запросу
копий контрольных купонов электронных билетов.
Подтверждение легитимности информации электронного билета.
АСУ «ЭКСПРЕСС-3»
Заявка
пассажира
Результат обработки заявки
Контрольный купон
Подтверждение или опровержение факта оформления электронного билета.
Слайд 48II этап. Организация оформления электронных билетов в билетных кассах
Запрос на
оформление ЭБ
Данные ЭБ
Билетные кассы
Клиент
Оплата
АСУ «ЭКСПРЕСС-3»
Автоматическое прохождение наземной регистрации при покупке
ЭБ
Посадочный купон
Посадочный купон - контрольный купон электронного проездного документа (билета), получаемый пассажиром в процессе регистрации и предназначенный для организации его посадки в поезд.
Слайд 49II этап. Организация оформления электронных билетов в ТТС
Запрос на оформление
ЭБ
Данные ЭБ
Билетные кассы
Оплата
АСУ «ЭКСПРЕСС-3»
Бланк заказа
Прохождение
наземной регистрации
Посадочный купон
или
Примечание: прохождение процедуры наземной
регистрации отменяет электронную регистрацию
Посадочный купон - контрольный купон электронного проездного документа (билета), получаемый пассажиром в процессе регистрации и предназначенный для организации его посадки в поезд.
Слайд 50II этап. Организация прохождения процедуры регистрации
Посадочный купон
I. Билетная касса
Наземная регистрация
Регистрация
- обязательная для прохождения пассажирами, оформившими электронные билеты, процедура, необходимая
для организации их посадки в поезд.
Посадочный купон - Контрольный купон - электронного проездного документа (билета), получаемый пассажиром в процессе регистрации и предназначенный для организации его посадки в поезд.
Прохождение
наземной регистрации
ТТР
Посадочный купон
Слайд 51АСУ «Экспресс»
Пригородное сообщение
Слайд 52Виды документов
Разовый
Абонемент на число дней или месяцев
Абонемент выходного дня
Абонемент
рабочего дня
Абонемент на конкретные числа месяца
Абонемент на число поездок
Слайд 53Параметры для выбора тарифа
Вид тарифа (зонный, километровый)
Категория поезда (О,С,7,А,Б,Г)
Класс (1,2,3)
Вид
спецтарифа (пусто, от 1 до 9)
Номер маршрута
Номер поезда
Слайд 54Тарифные таблицы
ROWN (маршруты – перевозчики – виды документов)
TSIND (параметры расчета
тарифа – коэффициент – номер тарифной таблицы)
TSTSB (тарифные таблицы:
- по количеству зон
- по паре номеров зон (шахматка)
- по расстоянию)
TSUBKL (льготы)
Слайд 55АСУ «Пригород» на базе системы «Экспресс-3»
Единый терминал для продажи в
дальнем и пригородном сообщении (без фискального блока, с продажей на
специальном бланке строгого учета)
Взаимодействие с «Экспресс» - получение НСИ и сдача отчета о продаже. Собственно продажа пригородных документов – возможны как в online, так и в автономном режиме.
Персонифицированный учет и контроль льготных перевозок и перевозок по транспортным требованиям
Реинжениринг билетно-кассовых операций. Новая система тарифов и видов документов.
Справочно-информационная система на базе тиражирования решений ЗАО «Магистраль»
Слайд 56Схема взаимодействия терминалов пригорода
с системой "Экспресс-3"
Концентратор
Ethernet (UTP)
АРМ СП
Загрузка данных
и
ведение БД проходов;
формирование
отчетов о проходах
Печать отчетов
Сервер
(Накопление
и хранение
данных, печать)
Валидатор
пассажира
АРМ КТ
Запрет
повторного прохода;
ведение списка проходов;
мониторинг состояния турникетов.
Адаптер
формирования
сетевого
интерфейса
ВХОД
ВЫХОД
Билетно-кассовый терминал
Слайд 57ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Электронный билет
Слайд 58Существующее положение на сети ж.д.
Оформление пригородных билетов:
- через АСУ «Экспресс-3» с
печатью проездных документов на бланках строгой отчетности «Пригородный билет АСУ
«Экспресс» и «Пригородный билет ТТС».;
- через контрольно-кассовую технику (кассы и автоматы самообслуживания), автономно работающую или подключенную к серверу накопления информации;
- через стационарные кассы и автоматы самообслуживания, подключенные к внешним автоматизированным системам, с печатью проездных документов на бланках строгой отчетности «Пригородный билет ТТС».
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 59Электронный билет – запись в базу данных
Контрольный купон –
выписка из базы данных
Порядок оФормления
Приказ Министерства транспорта РФ № 322
от 21.08.2012 г. «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте» - для пригородного сообщения.
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 60пригородные пассажирские поезда 6000-й нумерации
скорые пригородные поезда без предоставления мест
7000-й нумерации
скорые пригородные поезда без предоставления мест типа «Спутник»
рельсовые автобусы
6000-й и 7000-й нумерации
пригородные поезда
всех категорий
виды проездных документов
I-й этап разовые билеты
II-й этап абонементные
билеты
Порядок оФормления
Оформление электронных билетов будет производиться только в беспересадочном пригородном сообщении по полному тарифу
Не должно производиться оформление проезда льготных категорий граждан, граждан, осуществляющих поездку по воинским и транспортным требованиям.
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 61- терминал
АСУ «Экспресс-3»;
автоматы
самообслуживания
ON-LINE;
WEB-ресурс
мобильный
телефон
платежный
терминал
WEB-сайт
ПЕРСПЕКТИВА
Каналы сбыта
электронного билета
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 62 с помощью банковской карты;
наличными деньгами;
через Мобильный банк;
через
систему Универсальной предоплаченной карты (УПК);
с помощью биллинговых систем российских операторов
сотовой связи
Электронный билет может быть оплачен
различными способами
Оплата электронного билета
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 63бумага
рулонная
лента
транспортная карта
MMS
NFC модуль
Способы получения контрольного купона
ОАО «Научно-исследовательский
институт железнодорожного транспорта»
Слайд 64Легитимность электронного билета может осуществляться
в поезде: кассир-контролер
Контрольный купон
Контроль
легитимности электронного билета
на станции: турникетные линии
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного
транспорта»
Слайд 65Защита информации билета СКЗИ
Набор данных о пассажире
Легитимность электронного билета может
осуществляться в существующих условиях только с условием внедрения следующих технологий:
Контроль
легитимности электронного билета
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 66Цели реализации
электронного билета
в пригородном
сообщении
повысить качество и удобство обслуживания
пассажиров
в пригородном комплексе
увеличить количество удобных способов оплаты
проезда для платежеспособной
части населения
расширить каналы сбыта пригородных билетов
сократить расходы на содержание бланков
строгой отчетности
привлечь дополнительных клиентов
на пригородный пассажирский транспорт
повысить имидж ОАО «РЖД» и пригородных пассажирских компаний на рынке транспортных услуг
Преимущества внедрения электронного билета
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 67Форма электронного билета
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 68Пригородные тарифы
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Слайд 69Создание постанционных тарифных таблиц в системе «Экспресс-3».
Автоматизированная передача постанционных тарифов
из систем продаж ППК в систему «Экспресс-3».
Создание АРМа по вводу
пригородных тарифов.
Возложение ответственности за ввод тарифов на ППК.
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
Пригородные тарифы
Слайд 70АСУ «Экспресс-3»
Организация вычислительного процесса
Язык общения пользователей с системой
Слайд 71OS 390
TCP/IP
Б.Д.
MQS
DB 2
ПЕРЕДАЧА
ФАЙЛОВ
FTP
К TCP/IP абонентам
К другим региональным
системам Экспресс
Вых. оч. ММ
Вых. оч. ММ
Вых. оч. ММ
Вх. оч.
ЭКСПР.
Вх. оч.
ШЛЮЗА
MVGATEW
Интерфейс со
смежными
системами
EXPRESS
Доступ к
DB2
Вых.оч.
ТРМ
Монитор транзакций
EXPRESS 3
Прием запросов
Сообщения
К другим региональ-ным
системам
К смежным системам
Общая схема программных компонентов комплекса КОЗРВ
ИНТЕРФ с TCP/IP
К смежным системам
Интерфс MQS
К абонентам
Слайд 72
Монитор транзакций КОЗРВ Экспресс-3
TEHNOL
Основной технологический процесс
Прием заявок
Регламентные задачи
Обработка заявок,
вносящих изменения в базу данных
Выдача ответов, завершение транзакции
TEHNOL 2
обработка
справочных
заявок
TEHNOL 3
обработка
справочных заявок
TRWORK
контроль
работоспособности
процессов
OPER
обработка
команд оператора
IOCHECK
IOCHECK 2
IOCHECK 3
Процессы
Процессы доступа к таблицам DB2
Слайд 73
Технологический цикл обработки заявки
Синтаксический контроль,
преобразование запроса
абонента в
фиксированную структуру
«Блок запроса - ответа (БЗО)»
Технологическая обработка запроса, логический
контроль по базе данных, формирование информации для ответа в БЗО
Формирование ответа
абоненту на основании информации БЗО
в формате терминала «Э3»
или в XML
Доступ к
объектам БД
Другие
региональные
центры Э3
Ошибки
Запрос
Ответ
Слайд 74Язык общения с системой «Экспресс»
Ключ (латинская буква) – значение
Вид работы (P)
Примеры запросов:
P62 G63 Cмосква Садлер
D1505
P10 N023С D1205 BК T1K M001-032
X01<ПН4501123456/иванов=и=и>
Слайд 75Кодирование станций
XXYYNNN – Код станции
XX – государство (20 – РФ,22
– Украина..)
YY – может определять дорогу
2000001 – Москва – Курская
2006004
– Москва – Октябрьская (Лениградский вокзал)
2210001 - Симферополь
Слайд 76Основные виды работы
P01 – отчет кассира
P10 – продажа
проездных документов
P62 – справочная информация
P20 – возврат проездных
документов
P25 – гашение проездных документов
P38 – справка о билетах, купленных через Интернет
P26 R010 – выдача проездных документов, купленных через Интернет
P26 R022 – выдача дубликатов проездных документов
P22 – частичный возврат проездных документов
Слайд 77Виды работы
P17 – резервирование и продажа групповых проездных документов
P12 – продажа проездных документов через бюро заказов
P14 –
продажа через диспетчерский терминал
P23 – переоформление билетов
P24 – прерывание поездки и остановка в пути следования
P28 – электронная регистрация проездного документа
Слайд 78Виды работы
P36 G1530 - Ведомость электронных билетов
P36 G1400
– Схема состава поезда
P36 G1510 – Занятые поездки в
вагоне
P36 G1520 – Cвободные поездки в вагоне
P06 – Ввод и оперативная корректировка нормативно – справочной информации
Слайд 79Виды работы
P71 – Оформление багажа, грузобагажа и почты
P64
– Оформление пригородных проездных документов
P02 – Оформление квитанций добровольного
страхования
P52 и P30 – Выдача оперативной финансовой отчетности
P41 – P47 – Оформление проездных документов в дальнее зарубежье
P63 – Справка о тарифах в пригородном сообщении
Слайд 80Основные ключи
D – дата D1505
N – номер
поезда N104M
С – станция (код или название)
X –
документ
G, R – подвид работы
B – вагон (категория, номер, класс обслуживания)
W – номер заказа, документа (штрихкод)
Слайд 81P62 – справочная информация
G11 – расписание между 2-мя станциями
G15 –
номера поездов
G18 – расписание поезда по маршруту
G19 – расписание поездов
по станции
G30 – стоимость проезда
G31 – стоимость проезда льготных пасс
G32 – курсы валют
G40 – даты курсирования поезда
G46 – cхема состава поезда
G50 – опоздание поезда по станции
G51 – список опаздывающих поездов
G53 – опоздания поезда по маршруту
Слайд 82P62 – справочная информация
G60 – наличие мест от станций Украины
G61 – наличие мест по поезду от Украины
G62 – наличие
мест и стоимость проезда по поезду (группе поездов)
G63 – наличие мест и стоимость проезда между заданными станциями
G69 – наличие мест для табло коллективного пользования
G72-77 – правила перевозки пассажиров
G90 – стоимость перевозки багажа и грузобагажа
Слайд 83Справочная информация
С префикс-названия – справка о названиях и кодах станций
P46
G31 – cправка о стоимости билетов в дальнее зарубежье
P46 G31
– cправка о стоимости плацкарт в дальнее зарубежье
P63 G30 – cправка о стоимости проезда в пригородном сообщении
Слайд 84АСУ «Экспресс-3»
Структура базы данных комплекса обработки заказов реального времени
Слайд 85База данных комплекса обработки заказов реального времени
Программные таблицы
Таблицы ОП
Таблицы DB2
Массивы
ОП
НСИ - условно постоянная информация
НСИ – переменная информация
Переменная информация -
изменяющася при обработке заказов пользователей
Вторичные таблицы
Временная информация
Слайд 86База данных комплекса обработки заказов реального времени - НСИ
Таблицы ОП:
-
Таблица поездов (TPZ)
Параметры системы (PARM)
Таблица городов (TGOR)
Программные таблицы
- Дороги, ж.д.администрации,
государства (TSNG)
Льготы и виды проездных документов (TLGOT)
Классы обслуживания (TKL)
Перевозчики (TOWN)
Таблицы DB2:
- Cтанции (STANV) и линии (LIN)
- Эталонный файл поездов (FPZ)
Эталонный файл вагонов (CARSE)
Слайд 87База данных КОЗРВ – резервирование мест и документы
Таблицы DB2:
-
Рабочий файл поездов – FPR
- Рабочий файл вагонов – CARS
-
Групповые заявки – GRA, GRP
- Проездные и перевозочные документы – DOKV
- Пригородные документы – DOKVS
- Международные плацкарты - ARXPL
Слайд 88База данных КОЗРВ – информация, связанная с кассами
Таблицы ОП:
Терминальная таблица
(ТТМ)
Таблица диспетчерских касс (ТDTM)
Дополнительные финансовые счетчики терминалов (ТЕХ) и диспетчерских
касс (ТDTMM)
Дороги (TDR) и пункты продажи (TSUT)
Таблица соответствия IP-адресов терминалов (#TRM30)
Слайд 89База данных КОЗРВ – информация, связанная с кассами
Таблицы DB2:
Суточные и
месячные счетчики терминалов (FIN)
Сводная месячная отчетность (SVOD)
Общий архив системы (OARH)
Слайд 90Тарифная информация
Таблицы DB2:
Тарифная индексация и услуги по поездам (TTINDP)
«Плечевые» тарифы
(TSTLEG)
Таблицы ОП:
Таблицы стоимостей (TST)
Таблица тарифной индексации (TTIND)
Таблица сборов (TSB)
Таблица курсов
валют (TWS)
Cтандартная стоимость услуг (TTINDP)
Тарифные коэффициенты по направлениям, перевозчикам, срокам продажи … (TTINDN)
Слайд 91Вторичные таблицы
Таблицы DB2:
FPRM – перечень поездов по станциям на каждую
дату и эталон (на год)
FPER – возможность проезда до пересадочных
станций на каждую дату
Массивы ОП:
- Результаты запросов на наличие мест и стоимость проезда (TBLS)
Слайд 92История системы «Экспресс»
1972 – внедрение системы «Экспресс-1» (Киевский в-л, г.
Москва). ЭВМ «Раздан» производства Ереван
1974 – Экспресс-1 обслуживает Московский ж.д.
узел полностью. Продажа билетов от начальной станции поезда
1982 – внедрение системы «Экспресс-2» в Москве. ЭВМ ЕС-1060, затем ЕС-1045 (Казань)
1983 – Предварительная продажа – в «Экспресс-2», суточная – в «Экспресс-1»
1984 – Внедрение «Экспресс-2» в Ленинграде и Киеве
1985 – Вывод из эксплуатации системы «Экспресс-1»
1988 – Запущена сеть передачи данных Москва-Ленинград-Киев
Слайд 93История системы «Экспресс»
1985 – 1990 внедрено и связано в сеть
15 систем «Экспресс-2»
1992 взаимодействие с системой Курс-90 ж.д. Германии и
через нее – с другими системами резервирования Европы
1993 глубокая модернизация прикладного ПО в связи с образованием независимых ж.д. администраций на территории бывшего СССР
Слайд 94История системы «Экспресс»
1993-1994 продажа билетов через «Экспресс-2» на всем пути
следования поезда
1994-1995 переход на ЭВМ IBM и Comparex (second hand)
1992-2002
В Самаре внедрена и в течение 10 лет работала задача оформления проездных документов на междугородные автобусы.
Слайд 95История системы «Экспресс»
1993-1994 продажа билетов через «Экспресс-2» на всем пути
следования поезда
1994-1995 переход на ЭВМ IBM и Comparex (second hand)
1992-2002
В Самаре внедрена и в течение 10 лет работала задача оформления проездных документов на междугородные автобусы.
Слайд 96История системы «Экспресс»
1998 начало разработки системы «Экспресс-3»
1993-1999 – внедрено еще
15 дорожных систем «Экспресс-2»
1998-1999 модернизация ПО к 2000 году
2001-2002 внедрение
Экспресс-3 в Москве (IBM,OS390-zOS,DB2,MQS,TCP/IP)
2004 завершен перевод РЖД на Экспресс
2006 завершен перевод абонентов и взимодействия систем на TCP/IP, вывод Экспресс-2 из эксплутации на РЖД
Слайд 97История системы «Экспресс»
2005 внедрение Экспресс-3 в Минске, Астане и Риге,
вывод Экспресс-2
2006 вывод из эксплуатации Экспресс-2 в Украине
2007 консолидация центров
обработки данных Экспресс-3 РЖД (2 ЦОД)
2007 продажа билетов через Интернет
2009-2010 внедрение Экспресс-3 в Кишиневе и Ташкенте. Окончательный вывод Экспресс-2 из эксплуатации
Слайд 98АСУ «Экспресс-3»
Структура аналитической базы данных
Слайд 99Таблицы АБД
1. Первичная информация (документы)
2. Накопительные таблицы
3. Результаты работы поездов
4.
Нормативно-справочная информация
5. Служебные таблицы
6. Отдельные подсистемы
По группам 1 и 2:
Заполняемые
в реальном режиме времени
Заполняемые ежесуточно
По группам 3 и 4: - Ежесуточно - Ежемесячно
Слайд 1001.1. Первичная информация, формируемая в реальном режиме времени
Проездные документы (Бланки,
Места, Паспорта, Стоимость, Возврат)
Запросы (Запросы, Тексты документов, выданных терминалам, Запросы
по P06)
Групповые заявки и заявки по паролю
Утерянные транспортные и воинские требования, попытки оформления по утерянным требованиям
Опоздания поездов
Перевозочные документы
Пригородные документы
Слайд 1011.2. Первичная информация, формируемая ежесуточно
Рейсы поездов и вагонов, норма мест,
предложенная к продаже - RNIT, RMRT, NMRVAG, NBRVAG
Маршруты поездов и
календари - NIT, MRT, KALEND
Суточные финансовые отчеты по ТМ – DOHOD, DOHODV
Характеристики терминалов - TERM
Слайд 1022.1. Накопительные таблицы, формируемые в реальном режиме времени
Корреспонденции пассажиропотоков с
учетом поезда, вагона, категории поездки, категории пассажира, даты продажи и
отправления, станции продажи, доходных поступлений – RMEST
Багажные отправки - BAGOTP
Багажные отправки по государствам следования - BAGGOS
Слайд 1032.2. Накопительные таблицы, формируемые ежесуточно
Корреспонденции пассажиропотоков по поездам, вагонам, категориям
поездки и пассажиров, станции продажи, дате отправления - IRMEST
MRMEST
(то же за месяц отправления)
Постанционное отправление (по категориям поездов и вагонов) – S3960
Багажные отправки за месяц - МBAGOTP
Багажные отправки по государствам следования за месяц - МBAGGOS
Слайд 1043.1. Результаты работы поездов - посуточные
Формируются ежесуточно по законченным рейсам
поездов
За каждый рейс поезда:
Пассажирские поезда - PZDP
Маршруты групп вагонов -
DVMRT
Результаты по группам вагонов - REZVAG
Результаты по дорогам следования - REZMRT
Накопительная таблица по категориям поездов и вагонов - NSREZD
Слайд 1053.2. Результаты работы поездов - месячные
3.2.1. Формируется ежесуточно по накоплению
с начала месяца – по категориям поездов и вагонов –
NMREZD, NMSREZD
3.2.2. Формируются 6-го числа месяца
За каждый рейс поезда:
Пассажирские поезда - MPZDP
Маршруты групп вагонов - MDVMRT
Результаты по группам вагонов - MREZVAG
Результаты по дорогам следования - MREZMRT
Слайд 1064.1. НСИ обновляемая ежесуточно
Вагонные предприятия (LINPR)
Валютные курсы (VKURS)
Сервисные услуги (TARIFS)
Константы
сервисных услуг (TARIFK)
Любая НСИ существует только с указанием даты либо
двух дат (отправления и продажи)
Слайд 1074.2. НСИ обновляемая при изменении
Станции - STAN
Линии – LINES
Льготы -
LGOT
Города – GOR
Дороги (DOR) и государства (GOS)
Перевозчики (SOBPER)
Классы обслуживания (KLOV)
Слайд 1085. Служебные таблицы
Регистрация пользователей (Пользователи, их IP адреса, Приложения, Допуск
пользователей к приложениям)
Статистка работы пользователей
Журнал запросов пользователей к таблицам с
информацией о пассажирах
Контроль заполнения первичных и накопительных таблиц
Профили пользователей в конкретных АРМ
АРМ’ы могут вносить изменения только в служебные таблицы
Слайд 1096. Отдельные подсистемы
АСУПВ
Финансовая и статистическая отчетность
Слайд 110Сроки хранения информации
Первичные документы – 13 месяцев
Накопительные таблицы и результаты
работы поездов – текущий и 2 предыдущих года
Архивная база –
основные таблицы с корреспонденцией пассажиропотоков и результатами работы поездов