Разделы презентаций


Психология и педагогика

Содержание

Выписка из стандартаПсихология и педагогика.Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Психология и педагогика
Лектор –

Попова Людмила Львовна


Кафедра социологии,

психологии и права, 302 ауд. 19 корпуса
900igr.net

Психология и педагогика   Лектор – Попова Людмила ЛьвовнаКафедра социологии, психологии

Слайд 2Выписка из стандарта
Психология и педагогика.
Психология: предмет, объект и методы психологии.

Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и

основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Выписка из стандартаПсихология и педагогика.Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития

Слайд 3ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТА
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные

категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая

технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

ВЫПИСКА ИЗ СТАНДАРТАПедагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность,

Слайд 4ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА литература
1.Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр,2002. – 256 с.

2. Реан А.А.,

Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 80 с.

4. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА литература1.Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр,2002. –

Слайд 5
5. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и

общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.:

Прайм-Еврознак, 2007. – 896 с.

6. Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук.. – Минск: Элайда, 2000. – 704 с.

7. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

8. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие / Сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 366 с.
5. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П.

Слайд 6ПСИХОЛОГИЯ
Психология (греч. ψυχη — душа и логос — наука) —

наука о закономерностях развития и функционирования психики. (Наука, изучающая процессы

и закономерности психической деятельности.)

ПСИХОЛОГИЯПсихология (греч. ψυχη — душа и логос — наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики.

Слайд 7Психология
«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно,

- это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания…,- то

есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…».
С.Л. Рубинштейн.
Психология«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно, - это наши восприятия, чувства, мысли, стремления,

Слайд 8Психика
Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия

предметов и явлений реального мира

ПсихикаСвойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира

Слайд 9Объект психологии
- психические явления
- индивид
- группа
- общность

Объект психологии- психические явления- индивид- группа- общность

Слайд 10ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную

систему наук.

Их в свою очередь можно разделить на
фундаментальные

и прикладные,
общие и специальные.
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Их в свою очередь

Слайд 11СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ
ПСИХОЛОГИИ
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
(НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ)
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ВОЗРАСТНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ
ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПСИХОТЕРАПИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ     ПСИХОЛОГИИГЕНЕТИЧЕСКАЯПСИХОФИЗИОЛОГИЯ(НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ)ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЗРАСТНАЯСОЦИАЛЬНАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯМЕДИЦИНСКАЯПАТОПСИХОЛОГИЯЮРИДИЧЕСКАЯПСИХОДИАГНОСТИКАПСИХОТЕРАПИЯ

Слайд 12ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
МЕДИЦИНСКАЯ
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Каждая из них имеют дело с отклонениями от нормы

в психике
и поведении человека.
Задача этих отраслей психологической науки

– объяснить
причины возможных психологических нарушений и обосновать
методы их предупреждения и лечения.
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИМЕДИЦИНСКАЯПАТОПСИХОЛОГИЯПСИХОТЕРАПИЯКаждая из них имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих

Слайд 13Психологическая педагогика
Область психологической науки, которая изучает психологические основы обучения, воспитания,

педагогической деятельности

Психологическая педагогикаОбласть психологической науки, которая изучает психологические основы обучения, воспитания, педагогической деятельности

Слайд 14Основные типы явлений, которые
изучает общая психология.
ПРОЦЕССЫ
СОСТОЯНИЕ
СВОЙСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ГРУППОВЫЕ
ВНУТРЕННИЕ
(ПСИХИЧЕСКИЕ)

ВНЕШНИЕ
(ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)

Основные типы явлений, которыеизучает общая психология.ПРОЦЕССЫСОСТОЯНИЕСВОЙСТВАИНДИВИДУАЛЬНЫЕГРУППОВЫЕ  ВНУТРЕННИЕ(ПСИХИЧЕСКИЕ)     ВНЕШНИЕ(ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)

Слайд 15ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
ОЩУЩЕНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ВНИМАНИЕ
ПАМЯТЬ
ВООБРАЖЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
РЕЧЬ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ЭМОЦИИ
СПОСОБНОСТИ
МОТИВАЦИЯ
ТЕМПЕРАМЕНТ
ХАРАКТЕР
ВОЛЯ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВОЩУЩЕНИЕВОСПРИЯТИЕВНИМАНИЕПАМЯТЬВООБРАЖЕНИЕМЫШЛЕНИЕРЕЧЬПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИЭМОЦИИСПОСОБНОСТИМОТИВАЦИЯТЕМПЕРАМЕНТХАРАКТЕРВОЛЯ

Слайд 16Методы психологии

Описательный метод:

- внешнее наблюдение
-свободное наблюдение
-стандартизированное наблюдение
- внутреннее наблюдение
(самонаблюдение,

или интроспекция)
- включенное наблюдение

- опрос
- анкеты
- тесты

Экспериментальный

метод:

- естественный эксперимент
лабораторный эксперимент
Методы психологииОписательный метод:- внешнее наблюдение-свободное наблюдение-стандартизированное наблюдение- внутреннее наблюдение (самонаблюдение, или интроспекция)- включенное наблюдение - опрос -

Слайд 17Методы психологических исследований

Стороннее
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Внешнее (со стороны)
Стандартизированное
Включенное
Устный
Стандартизи
рованный
Тест-задание
Проективный тест
Письменный
Свободный
Тест-опросник
Естественный
Лабораторный


Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое

Методы психологических исследованийСтороннее Внутреннее (самонаблюдение)СвободноеВнешнее (со стороны)СтандартизированноеВключенноеУстныйСтандартизированный Тест-заданиеПроективный тест ПисьменныйСвободныйТест-опросникЕстественныйЛабораторный МатематическоеЛогическое ТехническоеКибернетическое

Слайд 18Определение педагогики:

Педагогика (от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго»

- вести, в дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель») -наука, которая

изучает закономерности, возникновение, функционирование процессов обучения и воспитания детей и взрослых в институтах их наиболее полного развития).
Определение педагогики:Педагогика (от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести, в дословном переводе «пайдагогос» означает

Слайд 19Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле

слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его

в школу.
Педагогика – это наука о воспитании человека. В мировом педагогическом лексиконе употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести)
Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина

Слайд 20Возникновение и развитие педагогики, ее представители.

Уже в наиболее развитых государствах

древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты

попытки обобщения опыта воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; и в ней же были сделаны первые педагогические обобщения.
Возникновение и развитие педагогики, ее представители.Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции

Слайд 21Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия:
Демокрит (460 – 370

гг. до н.э.)
Сократ (469 – з99 гг. до н.э.)
Платон (427

– 347 гг. до н.э.)
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
Марк Квинтилиан (35 -96 гг.)
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия:  Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.)Сократ (469 –

Слайд 22 В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание

в религиозное русло.
Тертулиан (160 – 222 гг.)
Августин (354 -430 гг.)
Аквинат

(1225 – 1274 гг.)
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло.Тертулиан (160 –

Слайд 23«Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». –

лозунг Эпохи Возрождения.
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 гг.)
Витторино де Фельтрэ

(1378 – 1446 гг.)
Франссуа Рабле (1494 -1553 гг.)
Ян Амос Коменский (1592 1670 гг.) выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему!
Джон Локк (1632 – 1704 гг.)
Д. Дидро (1713 – 1784 гг.)
К. Гильвеций (1715 -1771 гг.)
П. Гольбах (1723 – 1789 гг.)
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.)
«Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». – лозунг Эпохи Возрождения.Эразм Роттердамский (1466 – 1536

Слайд 24Представители русской педагогической мысли:
В.Г. Белинский (1811 -1848 гг.)
А.И. Герцен

(1812 – 1870 гг.)
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.)
Н.А. Добролюбов

(1836 -1861 гг.)
Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.)
К.Д. Ушинский (1824 – 1871 гг.)
- Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Представители русской педагогической мысли: В.Г. Белинский (1811 -1848 гг.)А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.)Н.Г. Чернышевский (1828 –

Слайд 25В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических

проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли.

Были сформулированы общие принципы, выделены закономерности воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования.

Джон Дьюи (1859 – 1952 гг.)
Эдвард Торндайк (1874 – 1949 гг.)

В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается

Слайд 26Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания

человека в новом обществе
С.Т. Шацкий (1878 – 1934 гг.)
П.П. Блонский

(1884 – 1941 гг.)
А.П. Пинкевич (1884 – 1939 гг.)
Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.)
А.С. Макаренко (1888 – 1939 гг.)
В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 гг.)
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществеС.Т. Шацкий (1878 –

Слайд 27Система педагогических наук.
Общая педагогика:

- общие основы

- дидактика (теория обучения)
- теория воспитания
- школоведение
Возрастная педагогика:
- дошкольная педагогика
- школьная
3. Педагогика высшей: школы занимается педагогическими проблемами взрослых.
Система педагогических наук.Общая педагогика:         - общие основы

Слайд 28Система педагогических наук.
4. Социальная педагогика:

- семейная педагогика

- перевоспитание правонарушителей - и др. 5. Сурдопедагогика – воспитание глухонемых и слепых. 6. Тифлопедагогика – воспитание слепых. 7. Олигофренопедагогика – Воспитание умственно отсталых.
Система педагогических наук.4. Социальная педагогика:         - семейная педагогика

Слайд 29Педагогика развивается в тесной связи с другими науками:
1. Философские науки:

- этика

- эстетика
- науковедение
- …
2. Анатомия
3. Физиология
4. Психология
5. История, литература, медицина, экология, экономика, археология…
Педагогика развивается в тесной связи с другими науками:1. Философские науки:       -

Слайд 30
Интеграция наук привела к возникновению пограничных наук – педагогической психологии

и психопедагогики. Педагогика также находится на стыке точных и технических наук

– кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.
Интеграция наук привела к возникновению пограничных наук – педагогической психологии и психопедагогики.

Слайд 31Педагогика
Это наука, изучающая закономерности воспитания, обучения и образования детей

и взрослых в интересах их всестороннего развития

Педагогика Это наука, изучающая закономерности воспитания, обучения и образования детей и взрослых в интересах их всестороннего развития

Слайд 32Основные категории педагогики:
Воспитание
Обучение
Образование
Формирование
Развитие

Основные категории педагогики:ВоспитаниеОбучениеОбразованиеФормированиеРазвитие

Слайд 33Категории педагогики
Самосознание
Образование
Обучение
Воспитание
Знание
Умения
Навыки
Отношения
Мировоззрение
Поведение
Преподавание
Учение

Категории педагогикиСамосознаниеОбразованиеОбучениеВоспитаниеЗнаниеУменияНавыкиОтношенияМировоззрениеПоведениеПреподаваниеУчение

Слайд 34– Обучение
это специально организованный, целеполагаемый, управляемый процесс взаимодействия

учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование

мировоззрения, развитие умственных сил, потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
–      Обучение это специально организованный, целеполагаемый, управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся,

Слайд 35Знания - это отражения человеком объективной деятельности в форме фактов,

представлений, понятий.
Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические

и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта.
Навыки – это компоненты практической деятельности проявляющееся при выполнении необходимых действий.
Знания - это отражения человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий.Умения – это готовность сознательно и

Слайд 36Образование-
это объем систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.
Образование –

результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных

представлений об изучаемых предметах.
PS: Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний
Образование-это объем систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает

Слайд 37Воспитание
это целенаправленный и организационный процесс формирования личности.
1)в широком смысле –

это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (под

опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе развития духовное наследие человечества); 2)в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и т.д.

Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются усилия.
Воспитаниеэто целенаправленный и организационный процесс формирования личности.1)в широком смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений

Слайд 38Формирование
– процесс становления человека как социального существа под воздействием всех

без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, психологических…

Формирование– процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических,

Слайд 39Развитие
-это процесс количественных и качественных изменений в организме человека.
Результат развития

– становление человека как биологического вида и как социального существа.

Социальное развитие находит выражение, в психологическом, духовном, интеллектуальном росте.
Развитие-это процесс количественных и качественных изменений в организме человека.Результат развития – становление человека как биологического вида и

Слайд 40Методы педагогики
педагогическое наблюдение;
исследовательская беседа;
изучение школьной документации

и продуктов деятельности учащихся;
педагогический эксперимент;
изучение и обобщение

передового педагогического опыта.
Педагогическое наблюдение применяется в любой исследовательской деятельности. Наблюдение - основной источник накопления фактов и сведений.








Методы педагогики педагогическое наблюдение; исследовательская беседа; изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; изучение и

Слайд 41Педагогический эксперимент - это метод исследования, ориентированный на подтверждение или

отрицание. Каких-либо теоретических выкладок опытным путем.
В зависимости от имеющихся

целей различают следующие виды экспериментов:
констатирующий;
созидательно-преобразующий;
контрольный;
естественный.
 

Педагогический эксперимент - это метод исследования, ориентированный на подтверждение или отрицание. Каких-либо теоретических выкладок опытным путем. В

Слайд 42Словарь:
Воспитание – целенаправленный и организационный процесс формирования личности.1)в широком смысле

В – это передача накопленного опыта от старших поколений к

младшим (под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе развития духовное наследие человечества); 2)в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и т.д.
Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение знаний, умений, навыков и т.д.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, психологических, …
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Словарь:Воспитание – целенаправленный и организационный процесс формирования личности.1)в широком смысле В – это передача накопленного опыта от

Слайд 43Лекция окончена

Лекция окончена

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика