Слайд 1МХК
Становление и расцвет
мирового кинематографа
11
класс
Слайд 2Виды киноискусства
*Игровое ;
*Документальное;
*Научно-популярное;
*Анимационное.
Жанры кинематографа
*драма;
*исторический фильм;
*боевик;
*приключенческий фильм;
*триллер;
*детектив;
*кинокомедия;
*фантастика.
Слайд 3 Создание аппарата для съемки и проецирования «движущихся фотографий»
братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1985г. Положило начало успешному
развитию кино в XX в. Кино быстро завоевало сердца миллионов зрителей на разных континентах. За 100 с лишним лет кино достигло потрясающих успехов и стало одним их самых популярных видов искусства.
Луи́ Жа́н и Огю́ст Луи́ Мари́ Николя́ Люмье́р
Одним из первых фильмов, снятых и публично показанных братьями Люмьер был документальный короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (фр. L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat, 1986)
Слайд 6Так выглядел первый киноаппарат
Слайд 7Устройства для съемки
Фонограф с трубой
Проекционный аппарат
Слайд 8Афиша синематографа Братьев Люмьер
Слайд 10«И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является
поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас —
берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока.» (Максим Горький)
Слайд 11Кадр из фильма Братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики» (1895)
Слайд 12«Завтрак младенца» (фр.Repas de bébé,1895) — документальный короткометражный фильм; один из
первых фильмов, снятых Братьями Люмьер. В фильме показано, как Огюст
Люмьер и его жена кормят с ложечки младенца, сидящего между ними за столом.
Слайд 13«Политый поливальщик» — первая в мире короткометражная постановочная комедия; один
из первых фильмов, снятых братьями Люмьер.
Сюжет
Садовник поливает растения из шланга. Мальчик незаметно для садовника наступает на шланг и вода перестаёт течь. Садовник удивлённо заглядывает в наконечник, мальчик освобождает шланг и вода под давлением ударяет садовнику в лицо. Он роняет шланг и бросается за хулиганом.
Слайд 14Кадры из фильма «Казнь Марии Шотландской» (1895)
Фильм иллюстрирует известный исторический
эпизод казни Марии Стюарт по приказу королевы Елизаветы Английской 1587
г
Сюжет 11-секундного фильма укладывается всего в несколько движений: Мария подходит к плахе, вокруг которой стоят стражники и дворяне, кладёт на неё голову; палач размахивается и наносит удар топором, а затем поднимает и показывает отрубленную голову.
Фильм снят в августе 1895 года.
Фильм снят одним общим планом, однако с использованием стоп-кадра:: перед ударом топором камеру остановили, актёра Роберта Томаэ, игравшего Марию, заменили манекеном, которому палач и отрубил голову после запуска камеры. Судя по всему, это один из самых ранних примеров сознательного применения стоп-кадра и/или монтажа при киносъёмке одного эпизода.
Фильм считается первым в истории постановочным фильмом, снятым с привлечением профессиональных актёров.
Фильм производил сильное впечатление на зрителей, некоторые из которых под влиянием увиденного искренне полагали, что ради его съёмки была по-настоящему обезглавлена женщина.
Слайд 15На первом сеансе братьев Люмьер присутствовал человек, который поверил в
будущее кинематографа гораздо больше, чем его первооткрыватели. Этим человеком был
фокусник и иллюзионист Жорж Мельес (1861-1938). Именно он сделал следующий шаг в истории киноискусства. Получив отказ братьев Люмьер на приобретение их киноаппарата, он вскоре по собственным чертежам заказал камеру и приступил к производству фильмов с короткими бытовыми сценками. Очень скоро он понял возможности нового зрелища и значительно расширил их, используя свой талант иллюзиониста. Его главное открытие — эффект «стоп-кадра».
Слайд 16В предместье Парижа Мельес выстроил стеклянный павильон, оборудованный всем необходимым
для съемок при искусственном освещении. Ручка аппарата крутилась с разными
скоростями, в зависимости от съемки. Мельес также открыл принцип обратного действия и двойной экспозиции (в одном кадре два или несколько изображений, снятых в разное время). Кроме того он пробовал перейти от черно – белого к цветному кино, с помощью обыкновенной кисточки он кадр за кадром раскрашивал все 15 или 20 метров пленки. Попробовал создать звуковое кино: записал синхронно голос певца на валик фонографа. Основные произведения Мельеса: «Золушка», «Синяя борода», «Красная шапочка» и т.д.
Слайд 17Его самая знаменитая «Путешествие на Луну», 1902 г. Поставлена по
романам Ж.Верна и Г.Уэллса.
Снят с использованием волшебных и фантастических спецэффектов,
это пародия на театральное зрелище. Были и творческие находки. Группа очаровательных статисток из мюзик-холла заряжает в огромную пушку снаряд. Раздается выстрел, и снаряд движется по «звездному небу» театральных декораций. Попадает врямо в глаз кривляющейся и гримасничающей Луне.
Фильмы Мельеса были лишь «экранизированным театром». Аппарат неподвижный, ограничение возможности съемки. Отказывался снимать на открытом воздухе. Зритель требовал от кино не театральности, а реальной и современной жизни. Фильмы Мельеса перестали пользоваться спросом.
Слайд 18В дальнейшем кино пошло по пути объединения достижений братьев Люмьер
и Жоржа Мельеса. Значительных успехов в этом добился американский режиссер
Дэувид Уорк Гриффит(1875-1948).
В Голливуде под его руководством снимались драмы из жизни фермеров, комедии, мелодрамы, исторические эпопеи. Гриффит снимает на открытом воздухе, а не в замкнутом помещении. Открыл эффект крупного плана. Работы: «Нетерпимость» (1916), «Путь на Восток»(1920), «Америка»(1924). Заявил о себе как мастер массовых и психологических сцен, пользующийся приемами параллельного монтажа, когда сюжеты чередовались, переплетались между собой, переходя от исторической картины к изображению современной действительности.
К заслугам Гриффита следует отнести и умелое использование монтажа – «сборки» фильма из отдельных кадров. В его фильмах было много символики, иносказаний, метафоры. К сожалению, и этого талантливого режиссера постигла неудача.
Слайд 19Великий немой
В начале 20 века первые шаги делало и отечественное
кино. Первые российские фильмы – это документальная хроника, фильмы –
репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II, маневры эскадры в Черном море, эпизоды последних лет жизни Л.Н.Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой…
В 1908 г. Журналист и фоторепортер А. Дранков снял первый отечественный фильм «Понизовая вольщина» (о Стеньке Разине). Фильм снимался в окрестностях Петербурга. На плоту среди пруда были актеры наряженные в театральные костюмы, плохо загримированные, с наклеенными бородами. Неумело жестикулировали картонными кинжалами и кубками, изображая ссору с атаманом, который их «на бабу променял». В финале Стенька Разин бросал в «набежавшую волну» пленную персидскую княжну. Фильм имел огромный успех. Композитор М.М.Ипполитов-Иванов написал симфоническую музыку, сопровождавшую демонстрацию фильма.
Афиша к фильму «Понизовая вольница»
Слайд 20Настоящим открытием стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925),
созданный к двадцатилетию первой российский революции. До сих пор этот
фильм, получивший огромное количество международных призов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времен и народов». Причина такого успеха — гениальность его режиссера.
Слайд 21С. Эйзенштейн
Афиша фильма
«Броненосец Потемкин»
Слайд 22В фильме были воссозданы исторические события нескольких дней броненосца Черноморского
флота «Князь Потемкин-Таврический». Начинается со сцены возмущения моряков из-за несъедобного
борща и попытки офицеров расправиться с зачинщиками. В ходе бунта был убит вожак матросов Вакуленчук. Тогда матросы бросили за борт враждебно настроенных офицеров. Волнения на корабле перенеслись в Одессу, здесь разыгралась настоящая человеческая драма.
В сцене расстрела на одесской лестнице – солдаты-каратели и мирные жители. Солдаты сверху вниз спускались с винтовками наперевес. Раздался первый залп, толпа людей пришла в беспорядочное движение. Молодая мать несла в руках мертвого ребенка, сраженная пулей, падала на ступени.
«Броненосец “Потемкин”»
Слайд 23Эйзенштейн внимательно следил за новейшими достижениями мирового кинематографа: они пригодились
ему во время съемок фильма. Но главное завоевание Эйзенштейна —
это искусство монтажа. Используя опыт Гриффита, он пошел значительно дальше американского режиссера.
Слайд 24Чарльз Спенсер Чаплин
(1889 – 1977) - «король комедии»
С первого же
появления на экране в 1915 г. он покорил сердца зрителей.
Блистательный успех Чарли Чаплина был определен сочетанием трагического и комического, серьезного и смешного, реальности и фантастики. На экране он создал образ «маленького человека» с печальными глазами, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрепанной шляпе-котелке и с гибкой тросточкой в руках.
С помощью великолепных мимики и жестов он мог передать широчайший спектр человеческих переживаний, сделать смешной любую, даже самую серьезную, ситуацию.
Слайд 25Мастер немого кино, Чарли Чаплин с болью переживал наступление эры
звукового кино. Но остановить ход истории и развития техники уже
было не в его силах.
Слайд 26 С киноэкранов звук зазвучал еще на рубеже 20—30-х годов.
У зрителей, привыкших к титрам, к комментариям специальных актеров за
экраном, к музыке таперов или целых оркестров, сопровождавших демонстрацию фильма, появилась возможность услышать живой звук, синхронно звучащую с игрой речь актеров.
Первый звуковой фильм «Певец джаза» был снят в Америке в 1927 г.
Слайд 27Первым отечественным звуковым фильмом стала «Путевка в жизнь» (1931) режиссера
Николая Экка. Звук был записан неумело, слова актеры произносили медленно.
В фильме звучали шум шагов, пение птиц, кваканье лягушек. Хоть он и был снят неумело, но все таки вошел в историю отечественного кино.
Эпоха «великого немого»
приближалась к концу.
Слайд 28
Киноавангард
Киноискусство первых трех десятилетий 20 века развивалось по многим направлениям.
Экспрессионизм нашел яркое воплощение в творчестве немецких кинематографистов (лента Роберта
Вине «Кабинет доктора Калигари», 1920г.), сюрреализм – в картинах испанского режиссера Луиса Бунюэля(1900 – 1983 гг.). Самая значительная кинолента -
«Андалусский пес», 1928 г.
Слайд 29В годы Второй мировой войны кинематограф сделал множество интереснейших открытий,
главным из которых стал неореализм. Путь, пройденный кино 20 века
– это путь поисков и экспериментов, творческих взлетов и режиссерских находок. В каждой стране кинематограф развивался по – своему.
Слайд 31н
и
л
ю
ч
п
р
а
о
г
п
е
з
д
а
т
а
м
е
н
и
к
ш
т
е
й
н
л
п
н
к
а
е
з
й
э
ф
м
ь
е
р
1
2
3
1
2
3
Кроссворд на тему: «Кинематограф»
Слайд 32По горизонтали:
1.Вид искусства
2.На чем снимали первые фильм
3.Кто изобрел кинематограф
По
вертикали:
1.Режиссер снявший фильм «Броненосец Потемкин»
2.Певый фильм назывался
« Прибытие ….»
3.
.Актер-комик немого кино
Слайд 33 Домашнее задание
Презентация или
сообщение по теме «Пионеры зарубежного киноискусства»