Слайд 2Китайская мифология — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и
поздней народной мифологии.
Слайд 4Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений
(«Шуцзин», древнейшие части 14-11 столетия до нашей эры; «Ицзин», древнейшие
части 8-7 века до нашей эры; «Чжуаньцзы», 4-3 столетия до нашей эры; «Лецзы», с 4 века до нашей эры по конец 3 века нашей эры)
Слайд 5Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань
хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 века до нашей
эры), а также в поэзии Цюй Юаня (4 век до нашей эры).
Слайд 6Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей,
которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться
как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т. п.
Слайд 8Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали
своим тотемом ласточку, племена ся - змею. Постепенно змея трансформировалась
в дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан - мифическую птицу - символ государыни (дракон стал символом государя). Миф о хаосе (Хуньтунь), являвшем собой бесформенную массу, по-видимому, относится к числу древнейших.
Слайд 9Согласно трактату «Хуайнаньцзы», когда не было ещё ни неба, ни
земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса
возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразилось и в термине «кайпи» (букв. «отделение» - «начало мира», которое понималось как отделение неба от земли). В «Хронологических записях о трех и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна говорится, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Отделение неба от
Земли происходило по мере роста Паньгу, с
которым связывается и происхождение
явлений природы: с его вздохом рождается ветер
и дождь, с выдохом - гром и молния, он
открывает глаза - наступает день, закрывает
- наступает ночь. Когда Паньгу умирает, его
локти, колени и голова превращаются в пять
священных горных вершин, волосы на его теле –
в деревья и травы, паразиты на теле - в людей.
Слайд 10Миф о Паньгу свидетельствует о наличии в Китае характерного для
ряда древних космогонических систем уподобления космоса человеческому телу и соответственно
о единстве макро- и микрокосма. Более архаичным в стадиальном отношении следует признать, видимо, реконструируемый цикл мифов о прародительнице Нюйва, которая представлялась в виде получеловека-полузмеи, считалась создательницей всех вещей и людей.
Слайд 11Согласно одному из мифов, Паньгу вылепила людей из лёсса и
глины. Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного
ритуала. Если Паньгу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли (лишь средневековые гравюры изображают его с долотом и молотком в руках, отделяющим небо от земли), то Нюйва предстаёт и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает
тростниковую золу и преграждает путь разливу вод
(«Хуайнаньцзы»). Можно предполагать, что
Паньгу и Нюйва изначально входили
в различные племенные мифологические
системы, образ Нюйва возник либо в юго-
восточных областях древнекитайских земель,
либо в районе культуры Ба в юго-западной
провинции Сычуань, а образ Паньгу - в
южнокитайских областях.
Слайд 12Более широкое распространение имели предания о культурном герое Фуси, по-видимому,
первопредке племён и (Восточный Китай, нижнее течение реки Хуанхэ), которому
приписывалось изобретение рыболовных сетей, гадательных триграмм.
Слайд 14Фуси научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи (мяса) на огне.
Будучи первоначально культурным героем племён и, тотемом у которых была
птица, Фуси, возможно, представлялся в виде человекоптицы. Впоследствии, скорее всего к рубежу нашей эры, в процессе сложения общекитайской мифологической системы стал фигурировать в паре с Нюйва. На могильных рельефах первых веков н. э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и Нюйва изображаются
в виде пары сходных существ с туловищами
человека и переплетёнными хвостами змеи
(дракона), что символизирует супружескую
близость. Согласно мифам о Фуси и Нюйва,
зафиксированным в начале 60-х годов 20 века
в изустном бытовании у китайцев Сычуани,
они брат и сестра, спасшиеся от потопа и
затем вступившие в брак, чтобы возродить
погибшее человечество.