Слайд 1Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
1826 - 1889
Жизнь и
творчество
Слайд 2Художник И. Н. Крамской
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы, А в диких звуках одобренья.
Н. А. Некрасов.
Круглова И. А.
Слайд 3Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии
Круглова
И. А.
Слайд 4О. М. Салтыкова
Е. В. Салтыков
Круглова И. А.
Слайд 5Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого
разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья".
Круглова
И. А.
Слайд 6Московский дворянский институт
Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет
был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два
года.
Круглова И. А.
Слайд 7Царскосельский лицей
В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать
стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.
Круглова И. А.
Слайд 8В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного
министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," —
такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение кружка Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.
Круглова И. А.
Слайд 9Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков
Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847),
"Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя
внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении..
Круглова И. А.
Слайд 10М.Е. Салтыков-Щедрин. Литография
А. Мюнстера. 1850-е
В конце 1855, после смерти Николая
I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной.
Круглова И. А.
Слайд 11Елизавета Аполлоновна - жена
Константин - сын
Елизавета - дочь
Круглова И.
Слайд 12М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото конца 1860-х
В 1858 — 1862 служил
вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел
в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.
Круглова И. А.
Слайд 13Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков
Круглова И. А.
Слайд 14Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов. 1869
В
1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани.
Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства.
Круглова И. А.
Слайд 15Щедрин в лесу реакции. Художники Д. Брызгалов, Н. Орлов. 1883
Круглова И. А.
Слайд 16Обложка журнала «Стрекоза» — первая попытка иллюстрирования произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина
Круглова И. А.
Слайд 17«Мое собранье насекомых открыто для моих знакомых». Художник А. Лебедев.
1877
В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе
и гротеске: "Современная идиллия" (1877 — 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883).
В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".
Круглова И. А.
Слайд 18М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник Н. Ярошенко. 1886
В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882
— 86); "Мелочи жизни" (1886 — 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 — 89).
Круглова И. А.
Слайд 19М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник В. Матэ. 1889
За несколько дней до
смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где
хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".
Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге.
Круглова И. А.
Слайд 20ВОПРОСЫ
Где и когда родился М.Е. Салтыков-Щедрин?
Образование писателя.
Когда и где начал
писать свои стихотворения, под влиянием каких критиков?
Посещение какого кружка привлекало
писателя в Петербурге и почему?
Почему писатель был выслан в Вятку?
После издания какого произведения писатель стал известен и под каким псевдонимом?
В 1862 году в редакцию какого журнала вошел писатель?
Какое произведение стало вершиной его сатирического исскуства?
В каких еще журналах работал писатель?
11. Назовите произведения писателя.
Слайд 22Что такое сказка?
вид устного повествования с фантастическим вымыслом, формы которого
исторически складывались в первоначальной связи с мифологией.
Слайд 23Какие виды сказок вам известны?
О животных
Волшебные
Бытовые
Слайд 24Самые известные собиратели сказок?
А.Н. Афанасьев
Д.Н. Садовников
Д.К. Зеленин
А.М. Смирнов
Слайд 25Основные художественные приёмы, использованные в сказках
М.Е. Салтыковым-Щедриным, следующие:
Гротеск
Гипербола
Аллюзия
Аллегория
Эзопов язык
Слайд 26Гротеск -
в литературе и искусстве одна из разновидностей комического,
сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное,
трагическое и комическое, переплетение реального и фантастического.
Гротескны в своей основе произведения разных эпох: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Крошка Цахес» Э.Т.А. Гофмана, «Нос» и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова – Щедрина, «Баня» и «Клоп» В.В. Маяковского
Слайд 27Гипербола -
средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Встречается в фольклорных
произведениях (пословицах, поговорках), в изречениях («море по колено», «слёзы текут
ручьём»), в художественных текстах:
И чего это барышни некоторые
Дрожат, пугливо поворачивают
Глаза громадные, как прожекторы? (В. Маяковский)
Слайд 28Аллюзия -
одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы,
цитаты в качестве намёка на общеизвестный факт – литературный, бытовой
или общественно-политический.
«Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?» (В. Маяковский) «И дым отечества нам сладок и приятен» (реплика Чацкого из «Горя от ума» А.С. Грибоедова) «Мила нам добра весть о нашей стороне: отечества и дым нам сладок и приятен» (стих-е «Арфа» Г.Р. Державина)
Слайд 29Аллегория -
изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ
(сердце – аллегория любви, образ богини Фемиды – аллегория правосудия).
Часто в баснях и сказках под видом животных изображаются определённые лица или социальные явления.
Слайд 30Эзопов язык -
вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и
ироническими намёками. Часто применяли, чтобы обойти цензуру. Своеобразная форма сатирической
речи.
Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н.э. Эзопа, создателя жанра басни.
Слайд 31«Сказки для детей изрядного возраста»
Задача сказок:
обличение пороков,
освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
Слайд 32М.Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. В этом жанре наиболее ярко
проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: её политическая острота
и целеустремлённость, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
Слайд 33«Премудрый пескарь»
Пересказ
Характеристика пескаря.
Как вы понимаете смысл заглавия?
Каково значение эпитета
«премудрый»?
Кто такой «обыватель»?
Найдите слова, которые определяют итог жизни пескаря?
(«Жил дрожал,
и умирал - дрожал»)
Цель сказки: показать, в чём смысл жизни и назначения человека.
Слайд 34В чём особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?
1 Связь с фольклором: сказочные
зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
2 Аллегоричны, построены на иносказаниях.
3 Политическая
острота, которой нет в народных сказках.
4 Построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них сталкиваются представители антогонистических классов.
5 Преобладание комического, причём часто комическое и трагическое переплетаются.
6 Язык сказок народный с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
7 Рисуют не просто борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, а раскрывают классовую борьбу в России ХIХ века.
Слайд 35Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух
генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще
в 1886 году.
29 были написаны в последнее десятилетие его жизни
(с 1882 по 1886 г.)
Слайд 36«Для детей от
7 до 70».
Многозначителен подзаголовок
«Сказки для
детей изрядного возраста»
Сказки Салтыков - Щедрин писал, чтобы притупить
бдительность цензуры
Слайд 37Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для
взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь.
Щедрин создаёт
произведения, цель которых – пробудить народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь.
Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали и перестали быть детьми.
Слайд 38Положение народа
Подлость буржуазии
Правдоискательство
Слайд 39«Премудрый пескарь»
остро поставлен вопрос, в чём смысл жизни и назначения
человека
герой сказки «перемудрил», посвятив свою жизнь только самосохранению.
сатира на либеральную
интеллигенцию
Жил дрожал, и умирал
– дрожал.
Цель жизни пескаря – беречь свою распостылую жизнь.
Писатель осуждает глупость, трусость, беспомощность.
Слайд 41«Самоотверженный заяц»
Сказка «Самоотверженный заяц» о поработителях с их волчьими повадками
и об их жертвах, слепых в своей покорности.
Слайд 42«Самоотверженный заяц»
Главная мысль сказки: много у нас таких людей, которые
доходят до полнейшего идиотизма в своем преклонении перед сильными мира
сего, да еще порядочные до аномалии: обещал волку вернуться, чтобы тот его съел, и вернулся, хотя можно было убежать. До сих пор это проблема многих, к сожалению. А писатель учит нас не позволять себя использовать.
Слайд 43Медведь -
Лиса -
Заяц -
Щука -
Волк -
Осёл -
В основе сказок Салтыкова-Щедрина – образы птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость
глупый, неуклюжий
коварная, хитрая
боязливый, трусливый
хищная, прожорливая
жадный, жестокий
беспросветно тупой
Слайд 44«Медведь на воеводстве»
Сюжет –
повествование о царских сановниках, преобразованных в медведей, свирепствующих в лесных трущобах
Основной смысл - разоблачение тупых и жестких правителей эпохи свирепой реакции.
Герои произведения - трое Топтыгиных.
Слайд 45Трое Топтыгиных на воеводстве.
Первые два ознаменовали свою
деятельность по усмирению «внутренних врагов» разного рода злодействами: один –
мелкими, «срамными» (чижика съел), другой – крупными, «блестящими» (погром над мужиками учинил).
Топтыгин 3-й отличался от своих предшественников, жаждавших «блеска кровопролитий», добродушным нравом.
Мораль - спасение народа не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод Топтыгиных вообще, т.е. в свержении самодержавия.
«Медведь на воеводстве»
Слайд 46«Медведь на воеводстве»
Выводы:
медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора,
который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение, обличает паразитическую сущность
господ, беспощадно критикует самовластье в любых формах.
Слайд 47Медведь…
Премудрый…
Дикий…
Бедный…
Верный…
Орёл- …
Баран…
Самоотверженный…
Путём-…
Вспомните название сказки
на воеводстве
пескарь
помещик
волк
Трезор
меценат
непомнящий
заяц
дорогою
Слайд 48
Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884
год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды (без
успеха) пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 году, в смягчённой редакции под заглавием «Мала рыбка, а лучше большого таракана»
«Вяленая вобла» (1884)
Слайд 49Главная героиня – вобла, у которой все лишнее выветрили, вычистили
и вывялили, поэтому у нее не осталось ни лишних мыслей,
ни лишних чувств, ни лишней совести.
«Вяленая вобла» (1884)
Слайд 50Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное
существование трусливых и жалких “премудрых пискарей”. Процесс “вяления”, омертвения и
опошления душ показывает сатирик. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, “жить”, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.
«Вяленая вобла» (1884)
Слайд 51«Вяленая вобла» (1884)
Высмеивая либерализм и трусость в облике воблы, автор
был исполнен в страстной любви к своей стране и народу.
И в наше время есть люди, подобные вяленой вобле, которым ни до чего нет дела, они думают только о себе.
пробудить самосознание, показать отношения между помещиками
и народом.
«Дикий помещик»
Слайд 53В сказке «Дикий помещик» излагаются события реальной действительности, показаны традиционные
отношения барина и мужиков.
«Дикий помещик»
С одной стороны – помещик-паразит (паразитизм
помещика),
С другой – труженики, кормильцы страны и в то же время – мученики.
Слайд 54«Дикий помещик»
главная идея сказки – гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком
живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет
помещичью дебелость. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.
Слайд 56САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Не жутко ли, - среди губернских дур
И дураков, туземцев Пешехонья,
Застывших
в вечной стадии просонья,
Живуч неумертвимый помпадур.
Неблагозвучьем звучен трубадур,
Чей голос, сотрясая
беззаконье,
Вещал стране бесплодье, похоронье,
Чей смех тяжел, Язвителен и хмур.
Гнетет, смердит от движущихся трупов
Неразрушимый вечно город Глупов -
Проруссенный, повсюдный, озорной.
Иудушки из каждой лезут щели,
Страну одолевают. Одолели.
И нет надежд. И где удел иной?
Игорь Северянин
Слайд 57ВОПРОСЫ К СКАЗКАМ на «3»
Что такое сказка?
Назовите виды сказок.
Назовите
основные художественные приёмы, использованные в сказках
М.Е. Салтыковым-Щедриным, приведите один
пример.
Кому предназначались сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина? ?
Задача сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина? ?
Круглова И. А.
Слайд 58ВОПРОСЫ К СКАЗКАМ на «3»
6. В чём особенности сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина?
7. Сколько сказок входит в сборник «Сказки для детей изрядного
возраста»?
8. Проблематика сказок.
Круглова И. А.
Слайд 59ВОПРОСЫ НА «4»
«Дикий помещик»
Сюжет сказки
Характеристика помещика, мужиков.
Какие пороки обличает писатель?
Над чем смеётся?
Цель сказки.
Слайд 60ВОПРОСЫ НА «4»
«Премудрый пескарь»
Пересказ
Характеристика пескаря.
Как вы понимаете смысл заглавия?
Каково
значение эпитета «премудрый»?
Кто такой «обыватель»?
Найдите слова, которые определяют итог жизни
пескаря?
Цель сказки?
Слайд 61ВОПРОСЫ НА «5»
Анализ сказки по выбору.
Письменно ответьте на вопрос «Почему
сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина актуальны сегодня»
Круглова И. А.
Слайд 62Источники
http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=209&author=57
http://www.kostyor.ru/biography/?n=109
Круглова И. А.