Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов —
ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ
Он создал первый
университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А. С. Пушкин
Слайд 2В 2011 году исполнится 300 лет со дня рождения великого
русского учёного М.В. Ломоносова.
М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской
академии наук, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.
Основатель Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова.
(1711 - 1765)
Слайд 3 Жизнь
Михаила
Васильевича
Ломоносова
сплошная
полоса познания и развития, открытий и практических опытов.
Слайд 4Ломоносов родился 19 ноября 1711 года на севере России.
Он
рос в среде помор, корабельщиков, моряков. Родное село Ломоносова –
Мишанинская находилось близ Холмогор Архангельской губернии.
В ту эпоху Петра I, город Архангельск являлся северной базой российского флота.
Слайд 5Чтобы строить военные корабли, Пётр I направил в Архангельскую губернию
инженеров и строителей. Они везли с собой книги, знания, которые
тут же попадали в руки местных помор, на благодатную почву
В месте, где родился Ломоносов – никогда не было крепостного права. Крестьяне могли свободно перемещаться, общаться, им были доступны грамота и математические науки.
Пётр I
Слайд 6 Михаил Васильевич был с детства
крепок здоровьем. Когда ему было 10 лет, его отец, Василий
Дорофеевич, стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану.
Слайд 7В детстве Ломоносов много учился самостоятельно. Ломоносов самостоятельно изучил лучшие
книги того времени:
«Грамматика» Мелетия Смотрицкого;
«Арифметика» Л.Ф. Магницкого;
«Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
В
14 лет Ломоносов бегло читал и грамотно писал.
Слайд 8Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё
в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При
мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
Слайд 9В декабре 1730 года в Москву снаряжается рыбный обоз. Ночью,
когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две
рубахи, взял с собой подаренные ему «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном.
Слайд 10На третий день он догнал обоз и упросил рыбаков разрешить
идти вместе с ними.
Через три недели Ломоносов был в
Москве, где он не знал ни одного человека.
Слайд 11В Москве его принимают в Славя́но-Гре́ко-Лати́нскую Акаде́мию (или Спасская школа).
Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми –
конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Он существует на три копейки в день. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.
Слайд 12За пять лет он прошёл 13 летний курс школы, и
выучился латинскому и греческому языкам.
В числе лучших двенадцати учеников, отправленных
за хорошую учёбу в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург.
Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. В числе троих подготовленных студентов, он был отправлен в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.
Пять лет он учился в Германии, по возвращении стал работать в Петербургской академии наук.
Слайд 13В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Ему дают
небольшую должность в лаборатории химии. Через четыре года ученый читает
лекции студентам, много времени проводит за исследованиями в области химии и физики. Он выпустил огромное количество своих работ на латинском языке, за что получил уважение в ученых кругах.
В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова основан Московский университет. Михаил Васильевич добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.
Слайд 15Заслуги Ломоносова
Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию
в Петербурге;
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
Он
любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
Он первый в мире географ-полярник;
Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;
А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
Сочинял стихи;
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
Открыл первый российский университет в Москве.
Слайд 16Мозаика «Полтавская битва»
Мозаика «Пётр 1»
Слайд 17Памятник М.В.Ломоносову на родине
Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым,
но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог
благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.
Слайд 18Все свои знания М.В. Ломоносов впоследствии переложил и применил к
продвижению и развитию науки в своем отечестве. Именно с Ломоносова
началось преподавание в учебных заведениях России на русском языке, он является основателем Московского университета, первым русским академиком, родоначальником русской научной школы.
Слайд 19Могила М.В.Ломоносова в Александро – Невской лавре
Умер Михаил Васильевич 15
апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в
Петербурге.
Слайд 20Обращение М. В. Ломоносова к потомкам
“О вы, которых ожидает
Отечество
от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран
чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.