Слайд 1микроэкономика
Тема:
спрос
Основные вопросы:
Что такое спрос?
Факторы, влияющие на спрос
Виды спроса
Эластичность спроса
Закон спроса
Слайд 2Современная микроэкономика
состоит из четырех направлений:
анализ закономерностей образования потреби-тельского спроса
( развиваются теории предельной полезности).
анализируется предложение в первую очередь с
точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях.
анализируются соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции).
- анализируются рынки и проблемы ценообразова-ния факторов производства (теории распределения)
Слайд 3Человеческие потребности
Любое экономическое благо производится с целью его потребления, т.е.
должно удовлетворять потребностям людей
Слайд 7потребности
Изменение потребностей – под воздействием рекламы, уровня духовного развития человека,
НТП…
Насышаемые (имеют четкий предел)
Ненасыщаемые (четко обозначенных границ не имеют)
Уровень жизни!!!!
– построение системы потребностей
Слайд 8А.Маслоу
Физиологические
Самосохранения
Социальные
Признания человека как личности
самоуважения
Слайд 9Экономический интерес
- форма проявления потребностей, реализуется в определенном количестве
материальных или нематериальных благ
Для потребителя – низкая цена и высокое
качества товаров и услуг
Для фирмы – прибыль при наименьших затратах и пр.
Слайд 10Сторонники маржинализма
Полезность вещи – ее способность удовлетворять ту или иную
потребность людей
Предельная полезность – это то удовлетворение, которое получает потребитель,
покупая каждую новую единицу данного товара (т.е. полезность последней из купленных единиц)
Слайд 11Закон убывающей полезности
Общая полезность вещи для человека возрастает вместе с
каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с
той скоростью, с какой увеличивается этот запас
Слайд 12ИЛИ: (закон убывающей предельной полезности)
полезность каждой следующей единицы того или
иного приобретаемого продукта уменьшается
Пример: телевизор в семье:
Первый – наибольшее
удовлетворение
Второй для кухни… ….. Уже меньшее удовлетворение
Третий для детской…
Практическая оценка предельной полезности затруднительна, носит субъективный характер
Слайд 14Желания и возможности
Адам Смит ввел понятие «реальный спрос»
«даже очень
бедный человек может обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей,
может желать ее, однако его спрос никогда не станет реальным»
Слайд 15Желания и возможности
Томас Роберт Мальтус (1766-1834гг.)
Ввел понятие платежеспособного спроса
«для рыночных
процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть
подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров»
Слайд 16спрос
Экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена,
торговли.
Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из
множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся.
Слайд 17спрос
-количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный
промежуток времени
Спрос на рынке выступает со стороны покупателя(потребителя) и отражает
потребности людей, подлежащие удовлетворению и обеспеченные денежным эквивалентом
Слайд 18Основные определения
Величина Спроса — объем товара определенного вида (в натуральном
измерении), который покупатели готовы ( хотят и могут) приобрести на
протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены единицы товара
Спрос -это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
Спрос - это потребность в товарах обеспеченная денежными средствам покупателя.
Слайд 19На микроуровне
Спрос осуществляется при следующих важных условиях:
Большинство товаров и услуг
не бесплатны
У любого товара есть заменители(субституты)
Неизбежный выбор между субститутами требует
сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод
Слайд 20Неценовые факторы
Предпочтения и вкусы потребителей
Размеры рынка (число покупателей)
Доход покупателей
Цены на
сопряженные товары (субституты и дополняющие)
Потребительские ожидания
Слайд 21Функция спроса
Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от многих факторов:
от цены данного товара (Р);
от цен на другие товары (Рa,
Рb,...);
от доходов покупателей (I);
от их вкусов и предпочтений (Т).
Слайд 22Кривая спроса
отражает обратно пропорциональную зависимость между
ценой и
количеством блага,
которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
Слайд 23Кривая спроса
по горизонтальной оси отложены величины спроса на товар,
по вертикальной - цена на това.
Из рис. видно: чем
выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
Слайд 24Функция спроса
При изменении значений указанных факторов изменится и величина спроса
Зависимость величины(объема) спроса от факторов, его определяющих, называется в экономике
функцией спроса.
Ее вид:
Qd = f (P, Pa, Pb, … I, T),
где Qd – объем спроса, а P, Pa, Pb, … I, T – факторы, от которых зависит объем спроса (детерминанты спроса).
Слайд 25Детерминанты спроса
Ценовые и неценовые Д
При построении модели функции спроса считают,
что неценовые Д неизменны.
При изменении неценовых Д кривая спроса сдвигается
влево или вправо (поэтому их называют факторами изменения спроса)
Слайд 27Сдвиг кривой спроса вверх
. большее количество блага будет покупаться при
каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что
спрос будет выше, чем он был до сдвига
Слайд 28Перемещение по кривой спроса
Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один
из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы
потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились.
В результате кривая спроса сдвигается вправо.
Слайд 29Влияние неценовых факторов
1. потребительские вкусы : мода повышает спрос (сдвиг
кривой спроса вправо) или снижает спрос (товар стал немодным) –
сдвиг кривой спроса влево
2. рост числа покупателей – повышает спрос (уменьшение – снижает)
Пример: увеличение рождаемости – рост спроса на «малышовые» товары
Слайд 31Товары Гиффена
-некачественные товары, которые занимают большой удельный вес в бюджете
потребителя
Английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910) был журналистом и статистиком, государственным
служащим, а не теоретиком. Возвышению Гиффена способствовал Маршалл, который в 1895 г. связал имя Гиффена с указанным повторяющимся экономическим явлением. В настоящее время к сложным реалиям товаров-благ Гиффена у экономистов усиливается негативное отношение, так как есть подозрения в излишней надуманности данного понятия.
Слайд 32Кривые Энгеля
Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и
доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.
Она названа по
имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля (1821-1896), исследовавшего взаимосвязи между объемом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.
Слайд 34критика
Немецкий статистик А. Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В
частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов
на жилище. С. Стру-милин на материалах пензенских бюджетов пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов.
Следовательно, связывать долю расходов семьи на питание с уровнем доходов, как это предлагал Энгель, некорректно, ибо должны учитываться и другие обстоятельства, на что указывали А. Швабе и С. Струмилин.
Слайд 35Станисла́в Гу́ставович Струми́лин (Струми́лло-Петрашке́вич)
Станисла́в Гу́ставович Струми́лин (Струми́лло-Петрашке́вич) (17 (29) января
1877, с. Дашковцы, Подольская губерния, Российская империя — 25 января
1974, Москва, РСФСР) — советский экономист и статистик, академик АН СССР (1931), Герой Социалистического Труда (1967). Лауреат Ленинской (1958) и Сталинской (1942) премий. Один из авторов планов индустриализации СССР.
Слайд 36Спрос
Индивидуальный
Рыночный
Совокупный
Слайд 37Спрос
Действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги)
Реализованный (часть
действительного спроса, которая реализована в купленных товарах и услугах)
Неудовлетворенный (нереализованная
часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их качества, ассортимента требованиям покупателей)
Слайд 38Неудовлетворенный спрос
Имеет различный формы:
Скрытый
Явный
Текущий
Мобильный
накопленный
Слайд 39 виды спроса
Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара,
они не заинтересованы и безразличны к нему.
Скрытый - потребность
может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.
Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием.
Нерегулярный - сезонный спрос.
Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие.
Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.
Нерациональный - спрос на товары, вредные для здоровья.
Слайд 41Индивидуальный спрос
- спрос,
предъявляемый
на рынке
отдельным покупателем
Слайд 42Рыночный спрос
- спрос,
предъявляемый
на рынке
всеми
Покупателями
(А и В)
Слайд 43Рыночный спрос
- спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями
определяется путем сложения
величин спроса на отдельный товар(услугу) по каждой конкретной цене
Слайд 44Совокупный спрос
- общее количество конечных товаров и услуг всех видов,
которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода
времени при сложившемся уровне цен.
Величина совокупного спроса – общая сумма покупок(расходов), осуществляемых в стране при тех уровнях цен, которые в ней сложились
Слайд 45Закон спроса
Если допустить, что все детерминанты спроса, за исключением одной
– цены рассматриваемого товара, остаются неизменными, то каждому значению цены
товара будет соответствовать определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:
Qd = f (P).
Повседневная практика показывает, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается.
Слайд 46Закон спроса
Существует обратная зависимость между ценой и количеством товара приобретаемого
на рынке при прочих равных условиях.
Слайд 47Закон спроса
При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров
и ажиотажного спроса, - между ценой и спросом существует взаимообратная
зависимость: если цена растёт, то спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.
Слайд 48Следствие из закона спроса
Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей
предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены
будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).
Слайд 49следствие
Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает
желание совершить покупку.
Слайд 50«Эффект дохода»
– с ростом цен и при неизменных доходах покупателей
не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.
Слайд 51«Эффект замещения»
– с ростом цен и при неизменных доходах покупателей,
они переключаются на товары заменители.
Слайд 52Причины существования обратной зависимости
1. снижение цен увеличивает число покупателей
2. снижение
цен расширяет покупательную способность потребителей
3.насыщение рынка приводит к снижению полезности
дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы его покупать только по более низким ценам
Слайд 53Товары заменители (субституты)
— товары или услуги которые могут заменять друг-друга
для удовлетворения одной и той же потребности.
Пример: чай — кофе
— какао,
варенье — джем — мёд — повидло.
Слайд 54Взаимодополняемые товары
(комплементарные) – те товары или услуги, которые взаимодополняют друг-друга при
удовлетворении одной и той же потребности.
Пример: автомобиль — бензин —
тасол — колёса – …
Слайд 55исключения
Парадокс Гиффена — в условиях экономического кризиса, приросте цен на
товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко … ) спрос не
только не сокращается, но даже растёт.
Слайд 56исключения
Эффект Веблена — в условиях экономического кризиса, при росте цен на
предметы роскоши (золото, бриллианты …) спрос на них не только
не сокращается, но даже растёт.
Слайд 57Эффект СНОБА
- в условиях экономического кризиса субъекты склонны производить закупки
в прок.
Слайд 58Ценовые факторы, влияющие на спрос:
Цены на товары — существует взаимообратная
зависимость между ценой и спросом, отражающая закон спроса.
Слайд 59Цены на сопряжённые товары (взаимодополняемые и взаимодополняемые товары)
— при росте
цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), спрос на другие
товары (кофе, какао) — возрастает. При росте цен на один из взаимодополняемых товаров (бензин), спрос на другие товары сокращается (автомобили).
Слайд 60Неценовые факторы
Доходы покупателей — чем выше доходы покупателей, тем выше
спрос, и наоборот.
Количество покупателей на рынке — чем больше покупателей
на рынке, тем выше спрос, и наоборот.
Слайд 61А также
Вкусы и предпочтения — на товары входящие в моду
спрос увеличивается,а на немодные товары — уменьшается.
Потребительские ожидания изменения цен
и доходов — если потребители ожидают роста цен или увеличения своих доходов в будущем, то они увеличат спрос в текущем периоде.
Слайд 62Эластичность спроса
Понятие эластичности ввел
МАРШАЛЛ Альфред (1842-1924), английский экономист, основатель
Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в
1885-1908 гг. возглавлял кафедру политической экономии в того же университета.
Слайд 63Эластичность спроса
- важнейшая характеристика
Показывает зависимость изменения спроса от изменения
различных факторов (цены, дохода и др.)
Слайд 64Эластичность спроса
Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса
(в процентах) при изменении цены на один процент
Коэффициент ценовой эластичности
спроса – отношение изменения числа покупок (в%) к изменению цены (в%)
Слайд 65Классификация товаров по эластичности спроса
Товары эластичного спроса (Коэф. Эластичности больше
1)
пример – предметы роскоши
Товары неэластичного спроса (коэф. Эластичности меньше
1)
(пример – товары первой необходимости)
Абсолютная неэластичность Ep=0
Единичная эластичность (Ер=1)
Слайд 66Абсолютно неэластичный спрос(Ер=0)
Слайд 67Абсолютно эластичный спрос (Ер=∞)
Слайд 68Эластичность спроса
На рисунке показано изменение спроса на товар при снижении
его цены.
Слайд 69Ценовая эластичность
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то
показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
Ер=∆Q/∆Р
где ∆Q – изменение
величины спроса, %;
∆Р – изменение цены, %;
Р в индексе означает, что эластичность, рассматривается по цене.
Слайд 70пример
снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на
него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
Ер=10/(-5) =-2; ׀Ер׀ =
2.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
Слайд 71примеры
1. товар А - Рост цены на 40% вызывает падение
спроса на 10%
Эластичность спроса по цене
(-10%)/40%=-0,25
2. товар В -
падение цены на 5% вызывает рост величины спроса на 15%
Эластичность 15%/(-5%) = -3
Слайд 72Влияние ценовой эластичности
Если спрос неэластичен, то общая выручка продавца изменяется
в том же направлении, что и цена реализуемого товара
При эластичном
спросе направление изменений противоположны
При единичной эластичности выручка не изменяется
Слайд 73Эластичность по доходу
Коэф.Эластичности спроса по доходу – показывает степень реакции
объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя
Если Ед
отрицательный – товары недоброкачественные
Если больше 0 – нормальные товары
Ед <1 предметы первой необходимости
Ед=1 предметы второй необходимости
Ед>1 предметы роскоши
Слайд 74Виды эластичности спроса
Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на
изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке
Точечная
эластичность – определятся значением тангенса угла касательно с горизонтальной осью
Слайд 75Перекрестная эластичность
Еху – коэф. перекрестной эластичности характеризует степень реакции объема
спроса на один товар Х при изменении цены на другой
товар У, зависит от отношений товаров друг к другу
При взаимозаменяемости Еху>0
Для взаимодополняющих Еху <0
Нейтральное отношение Еху =0
Слайд 76ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ
- примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на
изменения цены, дохода и других факторов.
Дуговая эластичность определяется как средняя
эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.
Слайд 77Дуговая эластичность
Р0 - начальная цена;
Q0 - начальный объем спроса;
P1
- новая цена;
Q1 - новый объем спроса.
Слайд 78Коэффициент дуговой эластичности
Слайд 79Применение дуговой эластичности
Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно
большими изменениями цен, доходов и других факторов.
Коэффициент дуговой эластичности, по
утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.
Слайд 80Применение
при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула
точечной эластичности,
а при больших (например, свыше 5% от начальных
величин) используется формула дуговой эластичности
Слайд 81Точечная эластичность
- эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или
предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.
Точечная
эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменениям цен, доходов и т. д.
Слайд 82Точечная эластичность
отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение
цены, доходов и других факторов.
Нередко возникает ситуация, когда необходимо
знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому.
В данном варианте обычно функция спроса или предложения не задана.
Слайд 83Точечная эластичность
Если абсолютное значение Е
больше единицы,
спрос будет эластичным.
Если абсолютное значение Е
меньше единицы, но больше нуля –
спрос неэластичен
Слайд 84Эффект дохода
Заключается в том, что при снижении цены (или росте
дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода человека
более дешевым и потому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок , и наоборот