Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
Социально-гуманитарный институт
Кафедра гражданского и
финансового права
Тема: Правовое положение представительств и филиалов иностранных юридических лиц в России.
Бутова Т.Е.
4 курс 4БЮР-ГП (з)
Руководитель:
Панкратова Майя Евгеньевна
к.ю.н., доцент, зав. кафедрой
гражданского и финансового права
Мурманск
2020
Слайд 2Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех
иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства.
Общий режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется, как правило, в специальном законодательном акте (инвестиционный закон, закон о концессиях, закон о специальных экономических зонах и т. д.).
Слайд 3Ч. 4 п. 1 ст. 2 части первой Гражданского кодекса
РФ от 30 ноября 1994 г., распространяющую правила гражданского законодательства
на отношения с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом; ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г. и ст. 210 АПК РФ от 5 мая 1995 г., предоставляющие иностранным предприятиям возможность обращаться в суды России использоваться процессуальными правами для защиты своих интересов.
Слайд 4Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность
на территории нашей страны как путем создания предприятий и открытия
своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.
Слайд 5 Формы предприятий: полное товарищество, товарищество на
вере, акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. Особенность
правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. и положениями ряда специальных законов. В числе последних можно, например, назвать Закон о банках и банковской деятельности в Российской Федерации от 2 декабря 1990 г., Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г.
Слайд 6 В соответствии с п.
2 ст. 20 Федерального закона об иностранных инвестициях 1999 г.
юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:
• устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);
• выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
• документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;
• квитанции об уплате регистрационного сбора.
Слайд 7Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной
регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным, инвестором в судебном порядке.
Слайд 8Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического
лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ.
Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России.
Слайд 9Закон об иностранных инвестициях 1999 г. не оговаривает перечень и
требования к содержанию документов необходимых для аккредитации филиала иностранной юридического
лица, относя их определение к компетенции Правительства России. Вместе с тем п. 2 ст. 22 этого Закона устанавливает, что в числе таких документов должно быть положение о филиале, в котором в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения:
наименование филиала и его головной организации организационно-правовая форма головной организации;
местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации;
цели создания и виды деятельности филиала;
состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала; порядок управления филиалом.
Слайд 10Иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства
только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитирующим органом,
к числу которых в зависимости от характера деятельности, относятся:
Департамент морского транспорта;
Департамент воздушного транспорта;
Министерство транспорта Российской Федерации;
Комитет Российской Федерации по рыболовству;
Центральный банк Российской Федерации;
Торгово-промышленная палата;
Министерство финансов;
Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции России;
Министерство торговли;
Министерство путей сообщения РФ и др.
Слайд 11Представительство считается открытым с момента выдачи аккредитирующим органом разрешения на
его открытие. Выдается на срок от одного года до трех
лет и может быть продлено по просьбе соответствующего иностранного юридического лица.
В ч. 4 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предоставляет иностранным предприятиям в гражданско-правовой сфере национальный режим. Вместе с тем сфера действия национального режима, предоставляемого иностранным юридическим лицам в России, может выходить за рамки отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, если это основывается на федеральном законе или международном договоре РФ.
Слайд 12Юридические лица иностранных государств в соответствии с законодательством нашей страны
могут приобретать права на:
земельные участки;
природные ресурсы;
здания;
сооружения и прочее
недвижимое имущество;
выступать в качестве пользователей недр;
вести промысел ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ;
заниматься внешнеторговой;
биржевой;
рекламной;
архитектурной;
градостроительной;
геодезической;
картографической;
и иными видами деятельности.
Слайд 13Все действия являются законными только при наличии у российского предприятия,
учреждения, организации или гражданина разрешения (лицензии) Банка России.
Российские юридические лица,
осуществляющие свою деятельность за рубежом, кроме того, должны руководствоваться положениями международных договоров о поощрении и защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, правовой помощи, об избежании двойного налогообложения и других, а также предписаниями местного законодательства.
Слайд 14БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N
160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
2. 6. Федеральный закон
РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Российская газета. - 2003. - № 254.
3. Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в России //Рос. Юстиция. 1997. №2.
4. Богуславский М.М. Международное частное право. М. 1994 г.
5. Международное частное право. Учебник // под редакцией Дмитриевой Г.К. М. 2000г.