Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАСПИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ)
ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Кафедра «Сестринское дело»
Подготовил: Есетов Меирлан
Алматы 2019
Слайд 2 Система добровольного медицинского страхования является важной дополняющей частью
к системе обязательного медицинского страхования в части финансирования услуг, не
включенных в обязательную государственную корзину и предложения услуг частных клиник. ДМС предусматривает повышенную сервисную составляющую (например сокращение периода ожидания получения медицинской помощи; более комфортные условия её получения; использование более дорогостоящих медикаментов или современных методов инструментальных обследований и т. д.), причём за счёт собственных средств населения или материальной поддержки, оказываемой работодателями своим работникам
Слайд 3Одновременно ДМС играет важную роль в развитии общей системы здравоохранения,
поскольку «вливает» в эту систему дополнительное финансирование, не связанное с
бюджетными ассигнованиями. ДМС является также важнейшим каналом снижения уровня теневой экономики в медицине.
Даже в странах мира, имеющих очень сильную и качественную систему государственного ОМС (например в Голландии, Норвегии, Швеции и др.), объём ДМС составляет не менее 20 % от общего объёма финансирования здравоохранения (государственного и частного).
Во всех странах мира государство создаёт различные стимулы для развития ДМС - начиная с Германии и Голландии, где население с высоким уровнем дохода полностью освобождается от участия в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и заканчивая просто налоговыми стимулами для развития ДМС и обеспечения возможности сочетания оплаты услуг за счёт ОМС и ДМС.
Слайд 4В Казахстане объём финансирования системой ДМС составляет менее 2 %
от общего объёма финансирования здравоохранения, но популярность этого продукта ежегодно
растёт. За последние три года ежегодный прирост объёма премий по ДМС составляет не менее 15 % в год, растёт количество заключенных договоров и количество застрахованных. При этом в 2014 году отмечен резкий рос количества застрахованных при незначительном росте количества договоров, что привело к резкому снижению стоимости услуг ДМС в расчёте на одного застрахованного в 2014 году.
Слайд 5Это связано со значительным увеличением количества прикреплённых участников к договорам
ДМС, в некоторых случаях страховщики осуществляют бесплатное прикрепление до 3-х
членов семьи на каждого застрахованного, за которого фактически уплачивается страховая премия, Это ещё раз подтверждает эффективность и работоспособность системы ДМС.
Слайд 6Проблемы ДМС
Несмотря на хорошую динамику роста, уровень расходов на ДМС
остаётся всё-таки довольно низким. Во многом это связано со следующими
факторами
Во-первых, это - отсутствие каких-либо стимулов для работодателей предоставлять ДМС своим работникам. В отличие от других стран мира, ДМС в Казахстане подлежит налогообложению как часть оплаты труда работников. Фактически ДМС облагается налогом 3 раза - на уровне работодателя (социальный налог), на уровне работника (подоходный налог) и на уровне страховой компании (корпоративный налог).
Слайд 7Во-вторых, это - отсутствие регулирования финансовых организаций, предусматривающее специфику медицинского
страхования (в других странах мира рынок медицинского страхования является специализированным
с выделенным регулированием). Из-за этого развитие ДМС как самостоятельного бизнеса является крайне невыгодным для акционеров страховых компаний, поскольку требования к капитализации и применяемые пруденциальные нормативы такие же, как и для катастрофических рисков нефтяной и авиационной отрасли, и никоим образом не оправдывают экономическую стоимость вкладываемого капитала.
Слайд 8Например, в Европе согласно «Solvency II» размер минимального гарантийного фонда
для медицинских страховщиков составляет 2 млн евро, тогда как в
Казахстане 540 млн тенге (или около 3 млн евро). Это при том, что минимальный оборот европейского страховщика -50 млн евро, а страховая компания, являющаяся в Казахстане крупнейшим игроком на рынке ДМС и занимающая более 35 % объёма рынка, имеет оборот, едва достигающий 30 млн евро! Поэтому в Казахстане страховые компании рассматривают ДМС как своего рода маркетинговую составляющую бизнеса, а страховщики, которые специализировались на ДМС, вынуждены диверсифицировать свой бизнес.
Слайд 9В-третьих, ДМС в Казахстане на сегодняшний день фактически дублирует ОМС,
что определяет очень низкую маржинальность или даже убыточность бизнеса для
страховщиков, в то же время не позволяя достичь синергии между государственной медициной и ДМС и максимального эффекта от использования ресурсов для здравоохранения от этих двух источников. Медицинские организации не могут сочетать финансирование из этих двух источников для своего развития и инвестирования средств. Недостаточное развитие ДМС определяет очень высокий уровень теневой экономики в здравоохранении.
Слайд 10Предложения Ассоциации страховщиков Казахстана по развитию ДМС
Учитывая проблемы отрасли ДМС,
необходимо, чтобы государство, внедряя ОМС, также предусмотрело меры для его
дальнейшего развития, а также меры стимулирования развития ДМС.
Для достижения этой цели предлагаются следующие первоочередные мероприятия:
Слайд 11Освобождение средств, направляемых работодателями на добровольное медицинское страхование своих работников,
хотя бы в пределах 8 МЗП, как определено для платных
медицинских услуг. Это может быть достигнуто за счёт включения ДМС в статью 156 п. 18 Налогового кодекса Республики Казахстан. Эта мера особенно необходима с учётом того, что работодатели и работники уже будут платить дополнительный налог для участия в системе ОМС. При этом страховые компании продолжают платить корпоративный налог, что обеспечит в итоге налогообложение ДМС.
1
Слайд 12Ограничить максимальную сумму, с которой будет взиматься дополнительный социальный налог
с работодателя и подоходный налоге работника на цели ОМС, размером
не более 250 тыс. тенге в расчёте на одного работника. Таким образом, сохранится принцип «Богатый платит за бедного; здоровый - за больного», но при этом всё-таки устанавливается некий «коридор» стоимости одинаковой корзины государственных медицинских услуг с дифференциацией взимаемой оплаты между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми работниками.
2
Слайд 13
Допуск страховщиков, участвующих в ДМС, к системе стационарных услуг ОМС
через электронный портал. При этом страховщики могут делать доплату за
каждого застрахованного, зарегистрированного через портал, а также отдельно доплачивать стационарам за улучшение условий стационарного лечения (например за отдельную палату, дорогостоящие медикаменты, дополнительные исследования или манипуляции, не предусмотренные государственной программой, и т. д.). При этом нельзя забывать, что застрахованные по ДМС являются гражданами Республики Казахстан и участниками системы ОМС, что гарантирует их право получения медицинской помощи в рамках ОМС. Страховщики в таком случае выступают координаторами и плательщиками дополнительных услуг.
3
Слайд 14Предоставление медицинским учреждениям возможности сочетания финансирования за счёт ОМС и
ДМС на уровне амбулаторно-поликлинической помощи и первичной экстренной/скорой помощи (ПСМП).
Участие страхового рынка в разработке корзины медицинских услуг в рамках ДМС и возможность мониторинга стоимости медицинских услуг в рамках ОМС и статистики обращаемости по ОМС для определения перспектив дальнейшего участия страхового рынка в системе ОМС. Это может быть достигнуто за счёт включения представителей страхового рынка в рабочие группы или другие организации Министерства здравоохранения, работающие по вопросам ОМС.
4
5
Слайд 15Выделение специального регулирования для страховщиков, имеющих лицензию по ДМС (уровень
специализации может быть определён процентным уровнем обязательств именно в данном
классе страхования). Это может быть достигнуто за счёт сотрудничества с Национальным Банком Республики Казахстан.
6
Слайд 16Перспективы ДМС
Предложенная Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан концепция
введения обязательного медицинского страхования не предусматривает на первом этапе участия
страховых компаний как профессиональных держателей риска. Все риски, связанные с превышением фактического использования покрытия ОМС над выделенным финансированием, несёт на себе государство, что потребует на первом этапе внедрения ОМС сохранения системы прикрепления населения к одному амбулаторно-поликлиническому учреждению и квотной системы распределения стационарной помощи, которая используется в ГОБМП.
Слайд 17Система «Деньги за населением», то есть оплата медицинских услуг по
факту их оказания возможна только при наличии, по крайней мере,
операторов системы ОМС (например как в России - страховые компании или в других странах мира - страховые компании или больничные кассы). В Казахстане такими операторами могут выступить страховые компании, имеющие опыт и соответствующую инфраструктуру при реализации ДМС, которые к тому же могут в последующем стать держателями части риска по финансированию системы здравоохранения.
Ассоциация страховщиков Казахстана считает необходимым концептуально предусмотреть на следующих этапах внедрения ОМС участие страхового рынка первоначально как операторов системы, а затем и как профессиональных держателей риска.