Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева»
Магистерская диссертация
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АКВАФОБИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа
«Психология и педагогика физической культуры и спорта»
Магистрант:
Научный руководитель:
д-р пед. наук, профессор
Чебоксары 2018 г.
Слайд 2Противоречие и проблема исследования
Реферативный обзор научно-методической литературы, анализ и обобщение
педагогической практики обучения детей плаванию свидетельствует о существовании противоречий на:
социально-практическом уровне
на научно-методическом уровне
Необходимость разрешения этих противоречий обусловливает социальную, практическую и научную актуальность решения проблемы нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: Каковы психолого-педагогические основы преодоления аквафобии детей старшего дошкольного возраста?
Слайд 3Объект, предмет и гипотеза исследования
Объектом исследования является организация процесса
обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования процесс преодоления аквафобии
у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: повышение эффективности преодоления аквафобии у детей старшего дошкольного возраста возможно, если:
- начнут проводить диагностику водобоязни, учет и разделение детей 5-7 лет на типологические (однородные) группы по степени выраженности признаков водобоязни с момента выявления проблемы или поступления ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение;
- будут созданы адекватные психологические условия для полноценного развития детей в детских дошкольных образовательных учреждениях;
- будут использованы в тренировочном режиме адекватные психологические методики, а также подготовительные, подводящие и специальные упражнения;
- будет проводиться оперативный и текущий контроль темпов освоения техники плавания с коррекцией программ обучения.
Слайд 4Цель и задачи исследования
Целью исследования выступает создание научно обоснованной
методики преодолении аквафобии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Уточнить
сущность и содержание аквафобии как психического феномена, выявить внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы ее возникновения и развития.
2. Определить средства и методы профилактики и преодоления аквафобии у детей дошкольного возраста.
3. Разработать методику преодоления аквафобии у детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально обосновать эффективность практической реализации этой методики в процессе обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 5Теоретический анализ
Теоретический анализ показал, что под аквафобией подразумевается страх
перед водным пространством.
приведены некоторые причины аквафобии, о которых сообщается в
научных публикациях.
1. Инстинктивный страх утонуть, присущий любому человеку.
2. Человек пережил инцидент с утоплением, пережив сильнейший страх.
3. Человек имеет, по крайней мере, одного родителя, который испытывает или испытывал водобоязнь.
4. У человека имеются психологические особенности, связанные с водой
Основные причины водобоязни у детей: страх смерти как результат утопления; ужас неведомого, невиданного; генетически наследованные реакции на прошлые утопления; личный опыт утопления (захлёбывания), в том числе приобретённый в младенческом возрасте.
Коррекция детских страхов – особая форма психолого-педагогической деятельности, направленная на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.
Слайд 6Таблица 1 – Результаты анкетного опроса родителей детей, принявших участие
в исследовании
Анализ экспериментальной деятельности
Слайд 7Анализ экспериментальной деятельности
Таблица 2 - Результаты педагогических наблюдений за
действиями детей в воде
Слайд 8Анализ экспериментальной деятельности
Таблица 3 - Содержание учебного материала для
экспериментальных групп
Слайд 9Анализ экспериментальной деятельности
Таблица 9 - Показатели психомоторных функций дошкольников
контрольной и экспериментальной группы в обычной и стрессовой ситуациях на
констатирующем этапе эксперимента
Слайд 10Анализ экспериментальной деятельности
Таблица 11 - Показатели психомоторных функций детей
контрольной и экспериментальной группы после педагогического эксперимента
Слайд 11Анализ экспериментальной деятельности
Таблица 12- Показатели психомоторных функций в обычной и
стрессовой ситуациях у детей экспериментальной группы и детей без признаков
водобоязни в конце педагогического эксперимента
Слайд 12Анализ экспериментальной деятельности
Таблица 13- Показатели психомоторных функций в обычной
и стрессовой ситуациях у детей экспериментальной группы и детей без
признаков водобоязни в конце педагогического эксперимента
Слайд 13Вывод
Разработанная нами методика обучения плаванию детей с признаками водобоязни, прежде
всего, помогает ребёнку избавится от чувства страха перед водной средой.
Эффективность ее применения подтверждают результаты проводимых соревнований. Некоторые дети, обучавшиеся в экспериментальной группе, заняли призовые места на первенстве МГФ МО в городе Реутов.
Полученные положительные результаты по внедрению предложенной нами программы свидетельствуют о положительном ее влиянии, эффективности применения. Участие в соревнованиях стимулируют детей к занятиям, к успешным выступлениям, меняется отношение к тренировочному процессу. Результаты педагогического эксперимента показали, что предоставленная программа обучения плаванию детей с признаками водобоязни оказывает более положительный эффект, нежели общая программа для массового обучения плаванию детей.