Разделы презентаций


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский

Содержание

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Система инструментов социально-экономического развития региона: генеральная схема развития и размещение производственных сил страны, прогноз социально-экономического развития региона. Стратегическое и индикативное планирование регионального развития. Система инструментов воздействия государства на ход

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования

Кафедра менеджмента

и маркетинга
ДИСЦИПЛИНА
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙЭКОНОМИКОЙ

ТЕМА № 8:

«СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»


АВТОР: кандидат военных наук, доцент
ОТРЕШКО Зураб Алексеевич
+79117562949
lizanka71105@yandex.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСанкт-Петербургский институт гуманитарного образованияКафедра менеджмента и маркетинга ДИСЦИПЛИНА«РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»РАЗДЕЛ 2.

Слайд 2УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

Система инструментов социально-экономического развития региона: генеральная схема развития

и размещение производственных сил страны, прогноз социально-экономического развития региона.
Стратегическое

и индикативное планирование регионального развития.
Система инструментов воздействия государства на ход социально-экономического развития региона: программирование регионального развития.
Опыт развитых стран в области программирования регионального развития.
Процедуры и принципы разработки системы инструментов регулирования социально-экономического развития.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Система инструментов социально-экономического развития региона: генеральная схема развития и размещение производственных сил страны, прогноз социально-экономического

Слайд 3РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
основная литература:
Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные

Указом Президента РФ от 3 июля 1996 г. №803.
Бабурин В.Л.,

Мазуров Ю.Л. Географические основы управления: Учеб. пособие для управлен. спец. ВУЗов. М.: Дело, 2000 – 288 с.
Региональная экономика. Учебник для ВУЗов, обуч. по эконом. спец./Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 200. – 472 с.
Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для студентов ВУЗов обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2000. – 157 С.
Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. Пособие для ВУЗов экономич. спец. – М.: ЮНИТИ, 2000. 215 с.
Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: Теис, 2003.
Проблемы территориального развития. Словарь-справочник Составитель Сысоев А.П. и Усов И.В. М.: Теис, 2003.
Региональная экономика. Учебник. Под ред. В.И. Видянина, М.В. Степанова. М.: Инфра-М, 2005.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАосновная литература:Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 3 июля 1996

Слайд 4дополнительная литература:

Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы

управления. М.: РАГС, 1999.
Ганапольский М.Г. Устойчивое развитие региона: методологические аспекты//Налоги.

Инвестиции, Капитал. 2001. №1-2.
Государственное регулирование экономики регионов. Учеб. пособие/Сост. А.Г. Мокроносов, И.В. Разорвин, В.И. Салчинский, Ф.Ю.Дудкин и др. Екатеринбург: УрАГС, 1998. – 432 с.
Горшенина Е.В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона. Док. Диссертация – Тверь, 2000.
Гранберг А.Г. Взаимосвязь стратегий развития национальной и региональной экономики//Региональная стратегия социально-экономического развития. Екатеринбург: УроРАИ, 1997.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Основы России. Основы теории и практики. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Финикс, 1999. – 288 с.
Гуськова Н.Д., Неретина Е.А. Методологические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития региона//Ресурсы регионов России. 2001. №6 с. 10-17.
дополнительная литература:Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: РАГС, 1999.Ганапольский М.Г. Устойчивое развитие

Слайд 5Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой/Под ред. Г.В. Гутмана.

– М.: Финансы и статистика, 2002 – 176 с.
Игатов В.Г.,

Бутов В.И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 1998. 320 с.
Изард У. Методы регионального анализа/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996.
Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. – 240 с.
Кремлев Н.Д., Федоров В.Г., Сергеев М.Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона//Вопросы статистики. – 2001. – «2., с. 42-44.
Матрусов Н. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1996.
Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. М. Бизнес-школа «Интел-Сентез», 1999. 
Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой/Под ред. Г.В. Гутмана. – М.: Финансы и статистика, 2002 –

Слайд 61 учебный вопрос:

Система инструментов
социально-экономического развития региона: генеральная схема развития

и размещения производственных сил страны, прогноз социально-экономического развития региона.

1 учебный вопрос:Система инструментов социально-экономического развития региона: генеральная схема развития и размещения производственных сил страны, прогноз социально-экономического

Слайд 7Система инструментов государственного регулирования экономического развития региона ориентирующего характера включает:



генеральную схему развития и размещения производительных сил страны,
прогноз социально-экономического развития

регионов,
стратегический план развития региона,
индикативный план развития экономики региона.
Система инструментов государственного регулирования экономического развития региона ориентирующего характера включает: генеральную схему развития и размещения производительных сил

Слайд 8Генеральная схема развития и размещения производительных сил
представляет собой прогнозный документ

стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил

на перспективу. Она разрабатывается в целях повышения эффективности общественного производства на основе совершенствования территориального разделения труда, комплексного экономического и социального развития регионов страны. Исходной базой Генеральной схемы служат прогнозные разработки по развитию экономики в целом, отдельных отраслей, а также регионов на перспективу.
Генеральная схема развития и размещения производительных сил содержит положения, отражающие различные аспекты развития экономики страны и размещения производительных сил по ее территории.
Генеральная схема развития и размещения производительных силпредставляет собой прогнозный документ стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и

Слайд 9По опыту прошлого Генеральная схема должна
иметь следующую структуру:

1. Анализ развития

и размещения производительных сил за базисный период.
2. Задачи развития и

размещения производительных сил на перспективу, которые определяются на основе прогноза уровней развития экономики страны на перспективу с учетом долгосрочных задач и предпосылок в соответствии с экономической стратегией развития страны.
3. Объективные предпосылки и условия размещения производительных сил в перспективе.
4. Социальные проблемы размещения, направления и масштабы территориального перераспределения трудовых ресурсов, развитие региональной социальной инфраструктуры, рост уровня жизни в субъектах Федерации.
По опыту прошлого Генеральная схема должнаиметь следующую структуру:1. Анализ развития и размещения производительных сил за базисный период.2.

Слайд 105. Прогноз развития и размещения отраслей народного хозяйства, межотраслевых комплексов

и предприятий. В данном разделе делаются расчеты роста основных производственных

фондов и мощностей на базе прогноза динамики национального дохода и объема капитальных вложений, определения трудового потенциала, оценки разведанных и прогноза потенциальных природных ресурсов (топливно-энергетических, минерально-сырьевых, водных, лесных, земельных).
Даются рекомендации по очередности и объемам поисковых разведочных работ по регионам страны, оценивается воздействие научно-технического прогресса на размещение производительных сил. выявляются районы с напряженной экологической ситуацией, проводится оценка возможностей сохранения и улучшения природной среды.
5. Прогноз развития и размещения отраслей народного хозяйства, межотраслевых комплексов и предприятий. В данном разделе делаются расчеты

Слайд 116. Выявление проблем экономического и социального развития регионов страны. Проработка

комплексных программ развития отдельных регионов типа Программы развития Нечерноземной зоны,

зоны БАМ, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
7. Оценка влияния международного разделения труда (глобализации экономических связей) на размещение производительных сил страны.
8. Расчет экономической эффективности предлагаемых изменений в региональной структуре народного хозяйства.
6. Выявление проблем экономического и социального развития регионов страны. Проработка комплексных программ развития отдельных регионов типа Программы

Слайд 12При разработке Генеральной схемы предусматривается вариантность в развитии и размещении

производства отдельных отраслей и регионов.

Одна из главных задач составления Генеральной

схемы состоит в обеспечении согласованности отраслевого и территориального развития по основным показателям реального сектора экономики, сбалансированности территориальных ресурсов многоцелевого
назначения (трудовых, природных) с потребностями отраслей в них в территориальном разрезе.

Наряду с Генеральной схемой целесообразно разрабатывать отраслевые схемы развития производства, а также территориальные схемы развития и размещения производительных сил регионов страны, отраслевые схемы развития производства.
При разработке Генеральной схемы предусматривается вариантность в развитии и размещении производства отдельных отраслей и регионов.Одна из главных

Слайд 13Отраслевые схемы развития производства содержат два основных раздела: анализ развития

и размещения отрасли за базисный период и обоснование развития и

размещения отрасли в перспективном периоде.
Потребность в продукции отрасли (производства) на перспективу обосновывается исходя из стратегии развития экономики страны, утвержденных целевых комплексных программ, она включает потребности домашних хозяйств, государства и потребности смежных отраслей. Распределение продукции отрасли по территории страны принимается в соответствии с принципом абсолютных и сравнительных преимуществ. Потребность в продукции производственного назначения обосновывается исходя из намеченных объемов производства на предприятиях-потребителях в территориальном разрезе.
Отраслевые схемы развития производства содержат два основных раздела: анализ развития и размещения отрасли за базисный период и

Слайд 14Территориальные схемы развития производства содержат обоснование развития и размещения производительных

сил региона на перспективу. Вместе с ними разрабатываются схемы формирования

и развития ТПК, районные планировки и другие документы.
В территориальных схемах обосновываются направления производственной специализации и комплексного экономического и
социального развития региона исходя из природных и социально-экономических предпосылок, выявляются территории, ограниченные для размещения производства, в частности из-за экологических соображений, а также территории, приоритетные для строительства крупных предприятий определенного профиля.
Определяются эффективные варианты размещения предприятий
различных отраслей, формирования ТПК и промышленных узлов, направления хозяйственного освоения новых территорий. Рассматриваются вопросы развития средних и малых городов.
Территориальные схемы развития производства содержат обоснование развития и размещения производительных сил региона на перспективу. Вместе с ними

Слайд 15Еще одним документом, носящим индикативный характер, является районная планировка. Районная

планировка — вид проектно-планировочных работ, предназначенных для рациональной
организации территории в

целях обеспечения оптимальных условий для развития производства, совершенствования существующих и создания новых систем расселения, межселенного обслуживания населения, охраны окружающей среды, сохранения памятников материальной культуры, защиты населенных пунктов и территорий от опасных геологических и гидрогеологических процессов с учетом эффективного и комплексного использования природных, энергетических, материальных и трудовых ресурсов.
В зависимости от местных особенностей задачи районной планировки конкретизируются в каждом случае при комплексном подходе с вариантной проработкой проектных решений.
Еще одним документом, носящим индикативный характер, является районная планировка. Районная планировка — вид проектно-планировочных работ, предназначенных для

Слайд 16В структуру районной планировки как документа входят графические материалы и

пояснительная записка с технико-экономическими показателями.
К числу основных графических материалов, входящих

в состав районной планировки, относятся:
план современного использования территории (опорный план);
схема комплексной оценки территории, схема охраны природы;
проектный план региона с выделением внутренних административных составляющих.

Пояснительная записка включает содержательный анализ современного положения, а также предложения по функциональному зонированию территории, включая проекты размещения объектов народного хозяйства, совершенствованию системы расселения, развитию существующих и созданию новых населенных пунктов, развитию транспортных и инженерных коммуникаций, развитию и размещению зон отдыха, объектов строительной индустрии.
В структуру районной планировки как документа входят графические материалы и пояснительная записка с технико-экономическими показателями.К числу основных

Слайд 17Прогноз социально-экономического развития региона

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной

точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза

определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.
Прогноз социально-экономического развития регионаАнализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На

Слайд 18Прогнозирование социально-экономического развития региона — предвидение будущего состояния экономики и

социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления

развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.
Прогнозирование социально-экономического развития региона — предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики,

Слайд 19В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов,

отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз,

отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.
В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и

Слайд 20В частных прогнозах оцениваются:
• демографическая ситуация в регионе;
• состояние природной

среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные,

водные и лесные ресурсы;
• будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;
• основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);
• величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
• платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;
• темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.
В частных прогнозах оцениваются:• демографическая ситуация в регионе;• состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы

Слайд 21В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как

целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые

адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.
В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на

Слайд 22По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить

на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.
Долгосрочный прогноз разрабатывается один

раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную
перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработк концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и средне- срочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.
По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго-, средне- и краткосрочный.Долгосрочный

Слайд 23Краткосрочный прогноз социально-экономического развития
разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта
государственного

бюджета.
Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством РФ Федеральному

собранию. В состав этого пакета входят:
• данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;
• прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
• проект сводного финансового баланса на территории России;
• перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;
• перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;
• перечень и объем поставок продукции для государственных
нужд по укрупненной номенклатуре;
• проектировки развития государственного сектора экономики.
Краткосрочный прогноз социально-экономического развитияразрабатывается ежегодно и служит основой составления проектагосударственного бюджета.Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого

Слайд 24Теоретическая база прогнозирования регионального развития.
Прогноз социально-экономического развития региона базируется на

определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного

комплекса. Эти теоретические постулаты в основном те же, что и для национальной экономики.
Теория стадий экономического роста У.Ростоу. Согласно этой теории выход из состояния слаборазвитости может быть описан серией стадий (шагов), через которые должна пройти любая страна.
У.Ростоу выделял пять стадий движения традиционного общества к зрелости:
традиционное общество;
2) созревание предпосылок для рывка;
3) рывок к самоподдерживаемому росту;
4) переход к технологической зрелости;
5) эра массового потребления.
Теоретическая база прогнозирования регионального развития.Прогноз социально-экономического развития региона базируется на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и

Слайд 25Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов неоклассической теории является

тезис, согласно которому либерализация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает

сумму внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. В свою очередь это ведет к росту капиталовооруженности и производительности труда и уровня душевых доходов.
Традиционно неоклассические модели роста строятся на моделях Харрода—Домара и Солоу—Тинбергена, которые среди всех прочих факторов роста отдавали приоритет сбережениям.
Согласно неоклассической теории экономический рост обусловлен тремя главными факторами:
• ростом количества и качества применяемого труда (через прирост населения и развитие системы образования);
• накоплением капитана (через сбережения и инвестиции);
• прогрессом в технологиях.
Неоклассическая теория роста. Одним из главных пунктов неоклассической теории является тезис, согласно которому либерализация внутреннего рынка и

Слайд 26Теория развития А.Льюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития,

в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребительской экономики

— модель А.Льюиса. Созданная им двухсекторная модель является господствующей теорией развития для трудоизбыточной экономики стран «третьего мира».
В модели А.Льюиса экономика состоит из двух секторов.
Во-первых, это традиционный сектор с натуральным сельским хозяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной производительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие избыточной рабочей силы в этом секторе, которую можно изъять оттуда, не уменьшая объем производства.
Во-вторых, существует высокопроизводительный современный сектор, к которому относится городская промышленность и в который постепенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства.

Основное внимание в модели А.Льюиса уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятости в современном секторе.
Теория развития А.Льюиса является одной из известнейших теоретических конструкций развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация

Слайд 27Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно

аграрной экономики стран «третьего мира» в хозяйство с более развитой

отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации.
При проведении анализа используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Ведущая гипотеза теории структурных сдвигов состоит в том, что развитие есть одновременный процесс роста и различных сопутствующих изменений, более или менее одинаковых для всех стран. Однако при этом допускаются различия между странами в темпах и формах развития в связи с целым рядом специфических факторов. К ним относятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства государственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны.
Модель структурных преобразований Х.Ченери акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной экономики стран «третьего мира» в хозяйство

Слайд 282 учебный вопрос:

Стратегическое и индикативное планирование регионального развития

2 учебный вопрос:Стратегическое и индикативное планирование регионального развития

Слайд 29Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит

взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона.

Подготовка план

развития региона:
•постановку целей развития региона;
•определение путей достижения поставленных целей;
•анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;
•разработку методов организации движения по избранным направлениям;
•обоснование рациональных способов использования ресурсов.
Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию

Слайд 30Стратегический план социально-экономического развития региона — это индиктивный документ, который

позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно.

Это —

документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса.

Это — не директива сверху, направленная от региональной
администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.

Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений,
механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.
Стратегический план социально-экономического развития региона — это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать

Слайд 31К основным характеристикам стратегического плана социально-
экономического развития региона относятся:
• выделение

сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать

конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;
• краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;
• партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.
К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:• выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление

Слайд 32Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:
1) оценку достигнутого

уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа

региональной ресурсной базы этого развития;
2) выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;
3) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

Эти направления классифицируются в зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов специализации регионального хозяйственного комплекса.
Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:1) оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую

Слайд 33Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития региона,

а также его отраслевых приоритетов («полюсов» развития региона).

Основная цель

развития региона видится в решении проблемы самодостаточности региона, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.
Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов («полюсов» развития

Слайд 34Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня

и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения

предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы:

• достигнутые в настоящее время нормативы потребления товаров и услуг;
• фактический уровень потребления в развитых странах;
• рациональные нормативы.
Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения

Слайд 35Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных

отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей

в бюджете.

Реализация этого положения означает:
• расширение возможных источников финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы;
• снижение затратности социальной сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий, структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом налоговых льгот и наибольшего благоприятствования;
• проведение политики развития конкуренции на рынке социальных услуг с обязательным контролем органов регионального управления за качеством услуг;
стимулирование создания конкурентной среды на монопольных рынках
социальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право
выполнения социальных услуг; формирование муниципального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы.
Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением

Слайд 36Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста

на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инновационных производств и

новых технологий.

Регион должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация промышленности, особенно крупных предприятий, должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка инновационного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств.
Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки

Слайд 37Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение

приоритетных отраслей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства

по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в
процесс развития всех предприятий региона.

Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и среднего предпринимательства.
Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отраслей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить

Слайд 38Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:
• проведение целенаправленной структурной,

научно-технической и инвестиционной политики;
• решение социальных проблем при реформировании экономики;

стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.

Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.
Решение социальных проблем является важнейшим критерием эффективности проводимых в стране реформ.
Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:• проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;• решение социальных проблем

Слайд 39Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние

и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.
Индикативный план

— это инструмент ориентации предпринимательского сектора в выборе наиболее эффективных путей развития.

Он предусматривает разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов.

Показатели индикативного плана не имеют директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере нацеливающий характер.
В качестве важнейших индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.
Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной

Слайд 40Объектом планирования в регионе является комплекс отраслей, находящихся на ее

территории, а целью планирования — обеспечение их эффективного и пропорционального

развития, исходя из потребностей производства и решения социальных вопросов. При разработке комплексного плана развития региона должны учитываться и отражаться интересы как региона, так и народного хозяйства страны в целом.
При разработке индикативного плана региона используется целый ряд документов, имеющих вспомогательный характер: баланс трудовых ресурсов, прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, расчет экономической эффективности, внутренний спрос на наиболее важные товары и ресурсы. Принимаются во внимание итоговые показатели социального развития, показатели государственного и регионального заказов, квоты и лимиты, рассчитанные по региону.
Факторами, определяющими характерные черты индикативного плана региона, являются: мобильность производства и транспортных издержек, жесткость региональной структуры затрат, предположение о мобильности некоторых отраслей, учет транспортных издержек.
Объектом планирования в регионе является комплекс отраслей, находящихся на ее территории, а целью планирования — обеспечение их

Слайд 413 учебный вопрос:

Система инструментов воздействия государства на ход социально-экономического развития

региона: программирование регионального развития

3 учебный вопрос:Система инструментов воздействия государства на ход социально-экономического развития региона: программирование регионального развития

Слайд 42Система инструментов активного воздействия государства на экономическое развитие региона включает:


программирование регионального развития;
разработку и реализацию бюджета региона, включая налоговую систему

региона;
бюджет развития.
Система инструментов активного воздействия государства на экономическое развитие региона включает: программирование регионального развития;разработку и реализацию бюджета региона,

Слайд 43Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов,

описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных

проблем регионального развития.
Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира.
В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке.
Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства

Слайд 44Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных

и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного,

экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Существуют федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей.
Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач

Слайд 45В качестве обязательных выдвигаются следующие структурные
элементы региональной комплексной программы:
• промышленная

политика (подпрограмма модернизации экономики и реструктуризации предприятий);
• строительная политика (подпрограмма

развития региональной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций);
• социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).
Процедура разработки комплексных региональных программ опирается на апробированную и общепринятую в мировой практике схему и предусматривает следующую последовательность действий:
• анализ социально-экономической ситуации в регионе, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости;
• формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
• выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»;
• поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
• детализация и уточнение отобранных альтернатив;
• разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;
• разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы.
В качестве обязательных выдвигаются следующие структурныеэлементы региональной комплексной программы:• промышленная политика (подпрограмма модернизации экономики и реструктуризации предприятий);•

Слайд 46Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые

содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных

федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по рекомендации Министерства экономического развития и торговли, а также Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок, исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета. Программа должна иметь четко фиксируемые начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение. Программа, как правило, реализуется в несколько этапов. Дело в том, что с помощью данного метода управления задачи обычно решаются один раз и впервые в данной постановке, что предполагает несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее обстоятельство заставляет разрабатывать запасные варианты решения проблемы в случае неудачи на отдельных этапах реализации программы. В связи с этим широко применяется сетевое планирование.
Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых

Слайд 47Методический инструментарий программно-целевого подхода
включает широко использовавшиеся в прежние годы методы

«дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, определения приоритетов, разработки вариантов

и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.

Региональные программы должны базироваться на единой системе методов и показателей общенационального и территориального регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность включения в программный и непрограммный разрезы региональных разработок.
Методический инструментарий программно-целевого подходавключает широко использовавшиеся в прежние годы методы «дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, определения

Слайд 48На стадиях научной разработки программы исключительно важен вариантный подход. Многовариантность

позволяет надежно выявить и обосновать наиболее эффективные пути достижения программных

целей. При этом надо различать ценность вариантов с количественными различиями показателей (вилка) и с принципиальными качественными отличиями решений (альтернатива).
Для выявления оптимального варианта программы подходят такие критерии, как минимум времени реализации при заданных ограничениях на ресурсы и конечных показателях; минимум затрат на реализацию при фиксированных конечных показателях и времени реализации; минимум отклонения конечных показателей от установленных нормативов при заданных затратах и времени реализации.
На стадиях научной разработки программы исключительно важен вариантный подход. Многовариантность позволяет надежно выявить и обосновать наиболее эффективные

Слайд 49Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсов
делает невозможной и нецелесообразной одновременную

разработку большого количества программ. Речь идет о непременном ранжировании и

отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных.

Важной предпосылкой отбора проблем является их тщательное изучение и научное обоснование с единых методологических позиций. Для этих целей применим метод, который основан на ранжировании проблем согласно количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой по группам критериальных признаков, и их суммирование.
Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсовделает невозможной и нецелесообразной одновременную разработку большого количества программ. Речь идет о

Слайд 504 учебный вопрос:

Опыт развитых стран в области программирования регионального развития

4 учебный вопрос:Опыт развитых стран в области программирования регионального развития

Слайд 51ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Программно-целевой метод (ПЦМ) приобрел

активных сторонников во многих развитых странах мира. В ряде развитых

стран разрабатывались и реализовывались программы социально-экономического развития, в том числе программы регионального развития, главным назначением которых было выравнивание условий развития отдельных регионов и обеспечение достойного уровня жизни их населению.
Особенно интересным представляется опыт Соединенных Штатов Америки, которые при общей рыночной ориентации экономики осуществили ряд социально-экономических программ, обеспечивающих влияние государства на экономические процессы и поддержку конкурентоспособности страны на мировой арене.
ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯРЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯПрограммно-целевой метод (ПЦМ) приобрел активных сторонников во многих развитых странах мира.

Слайд 52Соединенные Штаты Америки стали использовать заимствованный у нашей страны опыт

государственного регулирования народно-хозяйственных процессов с 1933 г. Непосредственной причиной этого

стала необходимость вывода американской экономики из состояния Великой депрессии. Вмешательство государства в экономику выражалось главным образом во введении элементов центрального планирования, и в первую очередь была начата разработка ряда целевых программ. Особое значение придавалось программам развития сельскохозяйственных отраслей.
Цель данных программ заключалась в снижении социальной напряженности в обществе путем увеличения производства продуктов питания и снижения за счет этого цен на продовольствие. Был принят также ряд программ по развитию строительной индустрии и других отраслей, обеспечивающих высокую занятость населения.
Соединенные Штаты Америки стали использовать заимствованный у нашей страны опыт государственного регулирования народно-хозяйственных процессов с 1933 г.

Слайд 53Эта роль целевых программ особенно хорошо видна на примере Японии,

где они используются как средство стимулирования новых, наукоемких отраслей, таких

как электроника, робототехника, информационные системы. Экономические программы в Японии имеют индикативный характер, в связи с чем частным предпринимателям не определяются конкретные показатели производства того или иного товара, что невозможно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры, а государственные органы, осуществляющие управление программой, занимаются только общей координацией, не вмешиваясь в конкретные производственные процессы.
Эта роль целевых программ особенно хорошо видна на примере Японии, где они используются как средство стимулирования новых,

Слайд 54Все экономические программы и планы в Японии исходят из того,

что японская экономика является преимущественно рыночной экономикой. Поэтому, указывая главные

направления экономической и социальной политики государства, программы и планы рассматриваются как базовые ориентиры для частного предпринимательства и национального развития в целом.
Анализ показывает, что экономическое программирование оказывает позитивное влияние на хозяйственную жизнь страны.
Воздействие индикативных планов на экономическую динамику трудно выразить количественно, однако можно утверждать, что высокие темпы экономического роста и сравнительно небольшая амплитуда циклических колебаний в Японии в значительной степени определяются влиянием государственного программирования.
Все экономические программы и планы в Японии исходят из того, что японская экономика является преимущественно рыночной экономикой.

Слайд 55Задачи индикативного планирования заключаются в формировании представления об эволюции экономической

структуры и об основных направлениях развития, с тем чтобы:
•дать ориентиры

частным предпринимателям;
•сформировать базу, позволяющую правительству осуществлять контроль над экономикой;
•выделить те аспекты народно-хозяйственной жизни, где вследствие наличия острых проблем необходимо активное вмешательство государственных органов; определить принципы и масштабы такого участия.
Задачи индикативного планирования заключаются в формировании представления об эволюции экономической структуры и об основных направлениях развития, с

Слайд 56В странах Западной Европы целевые программы применяются главным образом для

развития производств с большим сроком окупаемости, не представляющих интереса для

частного капитала. Другой формой участия государства в экономической жизни стран Западной Европы служит государственный заказ, который предназначен для поддержания традиционных отраслей промышленности — угольной, судостроительной, металлургической и т.д.
В странах Западной Европы целевые программы применяются главным образом для развития производств с большим сроком окупаемости, не

Слайд 57Особый интерес представляет опыт применения региональных инвестиционных программ в. Федеративной

Республике Германия (ФРГ).
Две трети территории ФРГ охвачены целевыми программами по

развитию территорий. В основном законе ФРГ имеется даже специальное понятие «общественная задача», что в современном понимании соответствует целевой программе. Одно из основных направлений, охватываемых данными задачами, — улучшение хозяйственного климата в регионах.

В федеральных землях (особенно в новых — на востоке страны) сформированы целевые программы «Улучшение региональной хозяйственной структуры». Указанные программы включают в себя выделение субсидий как из федерального, так и из земельных бюджетов на развитие промышленности и инфраструктуры, что, в свою очередь, создает предпосылки для широкого развертывания инвестиционного процесса.
Особый интерес представляет опыт применения региональных инвестиционных программ в. Федеративной Республике Германия (ФРГ).Две трети территории ФРГ охвачены

Слайд 58Следует отметить, что в ФРГ на протяжении ряда лет декларируется

принцип минимального вмешательства государства в хозяйственную жизнь. На практике, однако,

многие факты говорят об обратном. В ФРГ существует специфический механизм макроориентации экономики, что в реальности сопряжено с плановыми методами. Общенациональные среднесрочные программы появились в ФРГ в середине 60-х годов.
Следует отметить, что в ФРГ на протяжении ряда лет декларируется принцип минимального вмешательства государства в хозяйственную жизнь.

Слайд 59В Великобритании целевыми региональными программами охвачено 40% территории, в Норвегии

— 90%. Важно отметить, что практически во всех европейских странах

были созданы специальные ведомства или административные органы, ведающие вопросами регионального развития, а также специальные бюджетные фонды для поддержки развития регионов.
В Великобритании целевыми региональными программами охвачено 40% территории, в Норвегии — 90%. Важно отметить, что практически во

Слайд 60Этим, однако, не исчерпываются специальные государственные органы, предназначенные для реализации

государственного воздействия на экономику регионов с помощью программно-целевых методов. Так,

например, в отдельных странах существует практика создания в регионах специальных государственных предприятии, вкладывающих средства государственного бюджета, выделенные соответствующим регионам, в развитие инфраструктуры. Наиболее известный пример такого рода — программа поддержки юга Италии, где наблюдается отставание в социально-экономическом развитии. Программа предполагает широкий спектр мер, направленных на развитие промышленного производства в
регионе, причем более половины средств выделены государством
Этим, однако, не исчерпываются специальные государственные органы, предназначенные для реализации государственного воздействия на экономику регионов с помощью

Слайд 61Другой важный пример активного участия государства в региональном развитии —

север Швеции (провинция Норланд).
Программа развития провинции предполагает, что более трети

предназначенных для нее средств будет получено из централизованных источников.
Французский опыт экономического программирования. Основной подход здесь состоит в формировании и выполнении среднесрочных (сроком на 4—5 лет) программ экономического и социального развития. Эти программы представляются французским экономистам средством, позволяющим проводить политику поддержания структурного равновесия и развития. На программы возлагается также задача поддержания экономической политики государства в долговременном структурном аспекте.
Другой важный пример активного участия государства в региональном развитии — север Швеции (провинция Норланд).Программа развития провинции предполагает,

Слайд 625 учебный вопрос:

Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально-экономического

развития

5 учебный вопрос:Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально-экономического развития

Слайд 63Регулирование регионального развития базируется на использовании совокупности методов, важнейшими из

которых являются: балансовый, программно-целевой, нормативный, метод оптимизации регионального развития.
При этом,

балансовый метод предполагает использование различных территориальных балансов. Особенно велико значение баланса народного хозяйства региона, в котором обобщаются основные показатели комплексного развития и содержатся данные для анализа и программирования регионального хозяйственного комплекса. В последнее время большое значение приобретает региональная система национальных счетов.
Основным материалом для территориального планирования служат схемы развития производительных сил регионов и экономических районов страны.
Регулирование регионального развития базируется на использовании совокупности методов, важнейшими из которых являются: балансовый, программно-целевой, нормативный, метод оптимизации

Слайд 64Формирование прогнозно-плановых документов, регламентирующих развитие региональной экономики, включает четыре этапа.

1

Этап. Анализ положения дел в экономике. С этого этапа начинается

выработка рациональной государственной экономической политики.
Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, при
этом выделяются «болевые точки» в экономике региона, оценивается срочность решения проблем, исследуются альтернативные последствия устранения отрицательных явлений.

Формирование прогнозно-плановых документов, регламентирующих развитие региональной экономики, включает четыре этапа.1 Этап. Анализ положения дел в экономике. С

Слайд 652 Этап. Выработка и обоснование целей. Этот этап начинается с

определения всех возможных целей вообще, так называемой каталогизации целей. Затем

определяется характеристика каждой цели:
как она соотносится с другими целями. Завершается этот этап построением «дерева целей» — динамичной системы иерархии, соподчинения целей, временного распределения их по рангам и формулировкой перспектив перемещения целей внутри «дерева».
2 Этап. Выработка и обоснование целей. Этот этап начинается с определения всех возможных целей вообще, так называемой

Слайд 66Генеральные цели регулирования экономики региона — поддержание социальной стабильности общества,

укрепление и развитие сложившихся отношений социально ориентированной рыночной экономики. Наряду

с генеральной целью существует большое количество конкретных целей, без реализации которых генеральная цель не может быть достигнута.

К основным целевым установкам
социально-экономического развития относятся:
а) нормализация условий жизни населения региона;
б) формирование условий устойчивого функционирования экономики региона как рыночной системы;
в) восстановление и развитие реального сектора экономики;
г) укрепление государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики.
Генеральные цели регулирования экономики региона — поддержание социальной стабильности общества, укрепление и развитие сложившихся отношений социально ориентированной

Слайд 673 Этап. Разработка рациональной стратегии социально-экономического развития региона, т.е. выработка

комплекса мероприятий по реализации условий устойчивого функционирования экономики как рыночной

системы.

Сложность проблем, возникающих перед руководством страны и регионов в трансформационный период, порождает многообразие направлений их решения:

• стабилизация денежной системы и курса рубля;
• реструктуризация государственного аппарата управления;
• совершенствование бюджетного процесса;
• развитие реального сектора российской экономики;
• конверсия оборонных отраслей, перевод их на выпуск гражданской продукции;
• обеспечение нормального функционирования рынка;
• привлечение прямых иностранных инвестиций;
• повышение эффективности управления государственным имуществом;
• стабилизация и устойчивое развитие экономики страны и регионов;
• структурная перестройка экономики, диверсификации и производств;
• повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
3 Этап. Разработка рациональной стратегии социально-экономического развития региона, т.е. выработка комплекса мероприятий по реализации условий устойчивого функционирования

Слайд 684 Этап. Проработка ресурсного обеспечения намеченных мероприятий стратегии социально-экономического развития

региона.

Ввиду весьма жестких ограничений только по одному виду ресурсов —

инвестициям — главная проблема состоит в обосновании источников именно этого вида ограниченных производственных ресурсов.
4 Этап. Проработка ресурсного обеспечения намеченных мероприятий стратегии социально-экономического развития региона.Ввиду весьма жестких ограничений только по одному

Слайд 69Разработка и реализация государственного бюджета — это средство участия государства

в общем управлении ходом общественного воспроизводства в стране путем иммобилизации

финансовых ресурсов и направления их на те или иные государственные нужды, определяемые исходя из экономической и политической целесообразности.

Региональная бюджетная система — это составная и обособленная часть общегосударственной бюджетной системы. Вне зависимости от меры автономности субъекта Федерации она является именно частью целого (пока существует целостность государства) и отражает степень централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных сил. В то же время бюджетная система региона — гарант региональной самостоятельности и ответственности его руководителей.
Разработка и реализация государственного бюджета — это средство участия государства в общем управлении ходом общественного воспроизводства в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика