Слайд 1Доклад
по экономической теории на тему:
«Бюджетно-налоговые системы»
Слайд 2Бюджетно-налоговая система — это воздействие государства на уровень деловой активности
посредством изменения государственных расходов и налогообложения.
Различают два типа бюджетно-налоговой политики:
дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).
Слайд 3Государственный бюджет и его структура
Г о с б ю д
ж е т — это план государственных расходов и источников
их финансового покрытия (доходов). Проект госбюджета составляется финансовыми органами государства, обсуждается и принимается парламентом страны. Бюджет — это не только важнейший инструмент государственного регулирования социально-экономического развития страны, но и финансовая основа самого существования государства и общества.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов: единства, полноты, реальности, гласности.
Функции бюджета:1) фискальная — создание правовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных средств;
2) функция экономического регулирования — это использование государством налогов для проведения экономической политики;
3) социальная — использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Слайд 4Структура госбюджета:
Расходная часть:
1) затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, наука,
социальные пособия и субсидии);
2) хозяйственные нужды (капитальные вложения в инфраструктуру,
дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, затраты на государственные программы);
3) расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики;
4) платежи по государственному долгу.
Доходная часть:
1) налоговые поступления, в том числе акцизы, таможенные пошлины, гербовый налог;
2) доходы от государственной собственности;
3) доходы от внешнеэкономической деятельности.
Слайд 5С б а л а н с и р о
в а н н ы м бюджет называется в том
случае, если его доходы равны расходам. Если расходы больше доходов, то формируется д е ф и ц и т г о с б ю д ж е т а, если наоборот — п р о ф и ц и т.
Различают следующие виды бюджета:
- консолидированный — бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;
- расширенный (бюджет расширенного правительства) — федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.
Слайд 6НАЛОГИ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.
КРИВАЯ ЛАФФЕРА
Основным источником
поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В современных экономических
системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в обществе.
Слайд 7Н а л о г и — обязательные платежи, взимаемые
государством с юридических и физических лиц.
Н а л о г
о в а я с и с т е м а — совокупность взимаемых государством налогов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и др.
Современные принципы налогообложения:
- уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей плательщика;
- обязанность уплаты налогов;
- система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги;
- налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественным потребностям;
- налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Слайд 8Функции налоговой системы
Фискальная
Регулирующая
Распределительная
Социальная
Стимулирующая
Контрольная
Слайд 9Классификация налогов по признакам:
1) по типам взимаемых ставок налоги делятся:
-на
прогрессивный
-пропорциональный
-регрессивный
2) по уровню взимания:
-федеральные
-региональные
-местные
3) по объекту налогообложения:
-прямые
-косвенные
Слайд 10В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Высокое косвенное
налогообложение выступает фактором сдерживания спроса. Его излишняя тяжесть — одна
из причин затяжного спада российской экономики. Кроме того, эти налоги считаются несправедливыми, поскольку они через механизм цен в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они значительно меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, состояния индивидуального воспроизводства, то есть являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль.
Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства, и, таким образом, общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.