Слайд 1Министерство образования и науки Удмуртской Республики
АОУ ДПО УР «Институт развития
образования»
ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования»
Рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по оказанию
детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания
Заместитель директора ГКОУ РЦДК, руководитель ПМПК, учитель-логопед высшей квалификационной категории
Чуракова Марина Валерьевна
г. Ижевск 9 декабря 2016
Слайд 2 Это таинственное слово «ПМПК»…
Слайд 3 МИФ № 1
ПМПК
отслеживает непослушных детей
и
изолирует их от остальной массы послушных детей…
Слайд 4 МИФ № 2
ПМПК
«сортирует» детей по коррекционным
учреждениям…комплектует коррекционные школы, детские сады
Слайд 5 МИФ № 3
На ПМПК направляют детей из
неблагополучных семей…
Слайд 6 МИФ № 4
ПМПК,
кроме навешивания «ярлыков»,
ничем не
занимается…
Слайд 7 МИФ № 5
Заключение ПМПК
обязательно для выполнения…
Слайд 8 МИФ № 6...
Специалисты ПМПК
не должны в
коллегиальном заключении рекомендовать те условия, которые
не могут выполнить образовательные организации
Слайд 10Психолого-медико-педагогическая комиссия
Цели ПМПК
своевременное выявление детей с особенностями в физическом и
(или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении
проведение комплексного психолого-медико-педагогического
обследования
подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания
подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций
Дети от 0 до 18 лет
Родители (законные представители)
Работники образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций
Контингент
Слайд 11
Федеральные нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании
в Российской Федерации»
Статья 2. часть 16 (понятие – обучающийся
с ОВЗ»)
Статья 8. часть 1 п. 12) , статья 42.
Статья 44. часть 3 п.1, п. 8 (права родителей и ПМПК)
Статья 58. часть 9 (об академической задолженности)
Статья 79.
Семейный кодекс Российской Федерации
Статья 63 (п. 2 с изменениями от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Федеральный закон от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
Статья 42.
Приказ МОиН РФ от 20.09.2013 № 1082
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Слайд 12
Федеральные нормативно-правовые акты
Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 13
Федеральные нормативно-правовые акты
физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный
или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов)
человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевание;
психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;
сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке
Слайд 14
Федеральные нормативно-правовые акты
Сравнительный количественный анализ обследованных
на ПМПК детей
Слайд 15
Федеральные нормативно-правовые акты
Сравнительный анализ соотношения количества детей
дошкольного и школьного
возраста, обследованных на ПМПК
Слайд 16
Федеральные нормативно-правовые акты
Сравнительный количественный анализ обследованных
на ПМПК детей-инвалидов
Слайд 17
Федеральные нормативно-правовые акты
инклюзивное образование
- обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
«В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья..»
Слайд 18
«Миссия ПМПК-развивать инклюзивное образование в России…»
Л.П.Фольковская
Слайд 19Заключение комиссии
(п. 23 Положения о ПМПК)
Обоснованные выводы о наличии либо
отсутствии:
- особенностей в развитии и (или) отклонений в поведении;
-
необходимости создания специальных условий…
Рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, форм и методов ПМП-помощи, созданию специальных условий для получения образования
Слайд 20Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
1. Образовательная программа;
2. Форма
получения образования ;
3. Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы (при необходимости);
4. Специальные технические средства обучения (при необходимости);
5. Направления психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы;
6. Специальное сопровождение ребёнка (при необходимости) - ассистентом (помощником), оказывающим обучающемуся необходимую техническую помощь;
7. Обеспечение доступа в здание организации, осуществляющей образовательную деятельность (при необходимости);
8. Другие (дополнительные) условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (в случае необходимости);
9. Повторное обследование на ПМПК с целью подтверждения, уточнения или изменения ранее данных комиссией рекомендаций.
Слайд 21Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
1.Образовательная программа
Адаптированные общеобразовательные программы
–
- Адаптированная образовательная программа
- Адаптированная основная общеобразовательная программа
Слайд 22Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Адаптированная образовательная программа –
это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная основная общеобразовательная программа это образовательная программа, адаптированная для обучения определённых категорий лиц с ОВЗ, в том числе и с инвалидностью : для глухих; слабослышащих; слабовидящих; с нарушениями речи; с нарушениями ОДА; с ЗПР; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами.
Слайд 23Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Варианты рекомендованных образовательных программ:
Обучение
по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
Обучение по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для слабослышащих обучающихся с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностями;
Обучение по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для глухих обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с составлением индивидуального учебного плана;
Обучение по основной образовательной программе дошкольного образования с составлением индивидуального учебного плана;
Обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Слайд 24Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
Форма получения образования.
В
Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 25Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Варианты рекомендаций по форме
получения образования.
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с возможностью (и/или необходимостью) освоения адаптированной образовательной программы в стационарном учреждении социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами ;
обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 26Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
3. Специальные учебники, учебные
пособия и дидактические материалы (при необходимости)
обучение по специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с (указать вид нарушения развития);
использование дидактических материалов и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся (слепых/слабовидящих, глухих/слабослышащих и позднооглохших обучающихся);
использование альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов.
Слайд 27Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
4. Специальные технические средства
обучения коллективного и индивидуального пользования (при необходимости)
Обеспечение техническими средствами обучения с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (указать вид нарушения развития).
Слайд 28Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
5. Направления психолого-педагогической коррекционно-развивающей
работы.
индивидуальные и(или)групповые занятия с учителем-логопедом по коррекции устной речи (по профилактике нарушений письменной речи, по устранению нарушении темпо-ритмической стороны речи);
индивидуальные и(или)групповые занятия с учителем-логопедом по формированию и развитию устной речи;
индивидуальные и(или)групповые занятия с учителем-логопедом по освоению доступных средств невербальной коммуникации.
Слайд 29Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
5. Направления психолого-педагогической коррекционно-развивающей
работы.
Индивидуальные и (или)групповые занятия с педагогом-психологом по развитию (познавательных процессов, зрительно-пространственного восприятия; регуляторной и эмоционально-личностной сфер; расширению зоны ближайшего развития; коммуникативных навыков; поддержке эмоционального и социального развития).
Слайд 30Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
5. Направления психолого-педагогической коррекционно-развивающей
работы.
Индивидуальные и (или)групповые занятия с учителем-дефектологом (с указанием специализации) по формированию/развитию предпосылок универсальных учебных действий, базовых учебных действий, необходимых умений и навыков для усвоения программного материала, познавательной деятельности, познавательной деятельности и социально-бытовой ориентировки, социальной адаптации, предметно-практической познавательной деятельности; зрительного восприятия; слухового и слухо-зрительного восприятия; осязания и подготовки руки к чтению и письму с использованием шрифта Брайля; остаточного зрения; ориентировки в пространстве).
Слайд 31Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
6. Специальное сопровождение
ребенка в образовательной организации (при необходимости).
необходимо присутствие ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (обучающимся с нарушением зрения)
Слайд 32Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
7. Обеспечение доступа
в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (при необходимости).
необходимы условия для беспрепятственного доступа в образовательную организацию и адаптация образовательной среды для обучающегося (указать вид нарушения развития).
Слайд 33Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
8. Другие (дополнительные)
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (при необходимости).
дообследование в БУЗ и СПЭ УР «РКПБ МЗ УР» (Бюджетное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрической экспертизы УР «Республиканская клиническая психиатрическая больница МЗ УР» )с целью уточнения диагноза;
дообследование врачом- (офтальмологом, сурдологом, неврологом, кардиологом...) с целью уточнения диагноза;
учитывать индивидуально-потребностные особенности ребенка с расстройствами аутистического спектра при организации образовательного процесса;
занятия в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (по желанию обучающегося);
создание условий по выполнению назначений врачей-специалистов.(для детей – инвалидов,– при необходимости);
Слайд 34Коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
Разделы:
9. Повторное обследование
на ПМПК
повторное обследование через один год обучения (для детей, нуждающихся в динамическом наблюдении);
повторное обследование при переходе на следующий уровень образования;
повторное обследование в случае не освоения образовательной программы
Слайд 35
Раздел сайта «Психолого-медико-педагогическая комиссия»
на официальном сайте
ГКОУ «Республиканский центр диагностики
и консультирования»
Слайд 36
Информирование
об основных направлениях деятельности ПМПК
на официальном сайте РЦДК
Слайд 37Информирование о графике работы
психолого-медико-педагогических комиссий
на официальном сайте РЦДК
Слайд 38Схема проезда
на официальном сайте РЦДК
Слайд 39
О записи на комиссию
Запись на проведение обследования ребенка в комиссии,
по требованиям Положения, осуществляется при подаче документов.
Информация о режиме работы
медицинского регистратора и приеме граждан по личным вопросам на официальном сайте http://ciur.ru/izh/rcdk
информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования в течении 5 рабочих дней
Слайд 40
ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования»
г. Ижевск, Холмогорова, 8
Тел. ПМПК:
(3412) 42-38-97
Тел./факс: (3412) 42-44-33
E-mail: mno-rcdk@mail.ru
Официальный сайт: http://ciur.ru/izh/rcdk