Слайд 1Министерство образования Московской области
Государственное образовательно учреждение
высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический
университет»
Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений
Выполнила студентка 2 курса
Форма обучения:
заочная
Профиль: Логопедия
Коробова Е.А.
Слайд 2Понятие об интеллекте
Интеллект от латинского слова intellectus – ум, понимание,
постижение, разумение. Общепринятого научного определения понятия «интеллект» в настоящее время
не существует, поскольку не существует и общепринятой теории интеллекта. В широком смысле под интеллектом нередко понимается совокупность психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека, в более узком смысле – мышление.
Слайд 3Понятие о мышлении
Мышление – основная составная часть интеллекта. Мышление –
это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов
и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.
Слайд 4Понятие об интеллектуальных нарушениях
Интеллектуальные нарушения (расстройства) можно определить, как нарушение
способности образовывать понятия, суждения, умозаключения, адекватные действительности (В. В. Ковалев,
1979).
Интеллектуальные нарушения, или нарушения интеллектуальной деятельности, могут возникать при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и отклонениях в развитии.
Слайд 5Умственная отсталость «олигофрения»
Умственная отсталость (mental retardation) – состояние, обусловленное врожденным
или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее
или делающее невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.
Слайд 6Интеллектуальные нарушения при олигофрении.
При умственной отсталости отмечается не какой то
отдельный дефицит познавательного процесса, а дезорганизация всей системы интеллектуального функционирования,
затрудняющая или делающая невозможной адекватную социальную адаптацию. Познавательный дефицит приводит к нарушению развития личности ребенка, не позволяет без специальной помощи достичь оптимально возможного уровня развития, снижает социальную компетентность и качество жизни.
Слайд 7Интеллектуальные нарушения при деменции (приобретенное слабоумие)
Деменция (слабоумие приобретенное) представляет собой
обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным
оскудением, сужением круга интересов, нивелировкой личностных характеристик, обусловленное органическим поражением мозга.
Слайд 8Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Под этим названием объединяли группу
детей, характеризующихся двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, импульсивностью поведения и трудностями обучения
(специфические расстройства школьных навыков, таких как письмо, чтение, нарушения восприятия и речи).
Слайд 9Интеллектуальные нарушения у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
Это полиморфная
группа, общим свойством которой является наличие в младенческом и раннем
возрасте «малых неврологических знаков», которые обычно сочетаются с проявлениями психического дизонтогенеза в интеллектуальной и эмоционально волевой сфере, что обычно квалифицируется педагогами как задержка психического развития.
Слайд 10Понятие «задержка психического развития» (ЗПР).
- это замедление темпа развития психики,
которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в
нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Слайд 11Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений.
В основе клинического описания отдельных
форм интеллектуальных нарушений лежит общепатологический подход. Его реализация позволяет сформулировать
основные принципы диагностики отдельных нозологических форм интеллектуальных нарушений. Составными элементами нозологии являются этиология (учение о причинах и условиях возникновения болезней), патогенез (знание механизмов возникновения, развития и течения болезней) и клинико-анатомическая картина, характерная для данной конкретной формы интеллектуального нарушения.
Слайд 12Нозологический диагноз
- это этап диагностики, на котором формулируется суждение
о болезненной форме страдающей ею пациента и ее характеристиках (течении,
тяжести, основном нарушении на данный момент времени, а также, по возможности, основной причине и условиях развития болезни). Синоним: Диагноз болезни.
Слайд 13Формулирование строго нозологического диагноза еще представляет большие трудности. Это объясняется
тем, что достаточно четкое представление сразу о всех трех составных
элементах той или иной нозологической формы – ее этиологии, патогенезе, клинико-анатомической характеристике – пока есть не во всех случаях.
В этих условиях приходится ограничиваться не только нозологическим, сколько синдромологическим диагнозом. Число таких диагнозов будет непрерывно сокращаться благодаря успехам в разработке этиологии и патогенеза интеллектуальных нарушений у человека.
Слайд 14Причинные факторы интелектуальных нарушений.
1. Физические (травма)
2. Химические ( кислоты, лекарственные
препараты)
3. Биологические (патогенные микробы, вирусы, различные эндогенные вещества, дисгормональные нарушения)
4.
Психологические
5. Социальные
6. Дефицит в окружающей среде или организме веществ (факторов), необходимых для жизнедеятельности (авитаминозы, иммунодефицитные состояния и др.)
7. Генные мутации
Слайд 15Этиология и патогенез составляют сущность любого нарушения.
Этиология - раздел медицины,
изучающий происхождение болезней, условия и причины их возникновения.
Патогенез - механизм
зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений до организма в целом.
Слайд 16С помощью новейших методов распознается, предупреждается и даже корректируется все
большее число структурно-функциональных изменений на молекулярном уровне, т. е. тех
первичных «мест полома». Становится все более очевидным, что именно «глубинные» уровни организации вплоть до молекулярного являются тем самым местом, где «завязывается» патологический процесс в дальнейшем распространяющийся «все выше» и, наконец, проявляющийся в соответствующей клинической симптоматике той или иной конкретной нозологической единицы.
Слайд 17Все многообразие генетических основ патогенеза психических болезней человека не сводится
только к мутациям на генном уровне. Тяжелейшие патологические процессы развертываются
при хромосомных и геномных мутациях – нарушениях кариотипа на хромосомном или геномном уровнях. Хромосомные болезни – большая группа патологических процессов, приводящих к серьезным нарушениям дифференцировки тканей уже внутри утробно, следствием чего являются более 100 клинических форм, в том числе болезнь Дауна.
Слайд 18Клиника интеллектуальных нарушений отражает внешнее проявление тех патогенетических механизмов, которые
действуют в глубине организма. На «поверхности» эти изменения регистрируются в
виде клинической картины: жалоб больного, данных лабораторно-диагностического и экспериментально-психологического исследования, морфологических изменений органов и тканей, признаков нарушений иммунной, эндокринной, нервной и других систем организма, характерных для того или иного патологического процесса. Все эти признаки создают как бы внешний облик патологического процесса.