Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Факультет Психологии
Кафедра начального образования
Предмет: ПСИХОЛОГИЯ
Лабораторная работа.
Учебно-практическое исследование
на тему
Гештальтпсихология
Выполнила:
Студентка I курса
Группы НОАЯ(2)
Керимова ГУльрух
Проверил:
Кузьминов
Николай Николаевич,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры
начального образования
Мытищи
2019
Слайд 2Гештальт-психология (нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной
психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и
выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Слайд 3"Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных
элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами.
Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт",
писал Карл Дункер.
Слайд 4Представьте, что вы пришли в галерею, чтобы любоваться своей любимой
картиной Винсента Ван Гога. Смотря на нее, вы не видите и не
оцениваете каждый мазок художника. Вы видите картину в целом, общее сочетание цветов, форм, композицию. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».
Слайд 5Основателями гештальтпсихологии считаются немецкие психологи
М. Вертгеймер (1880-1943)
В. Келер (1887-1967)
К. Коффка (1886-1941)
К. Левин (1890-1947).
Слайд 9— элементы, которые близки друг к другу в пространстве и
во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем
совместно.
Слайд 10стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию
восприниматься вместе
Рисунок
воспринимается
как строки,
а не как колонки.
Слайд 11— организация восприятия таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний
фон, на котором он проявляется.
Слайд 12— существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.
Слайд 13Образ стремится к стабильности и постоянству даже при изменении сенсорного
ряда (воздействия на наши органы чувств).
Слайд 14Инсайт по Келеру
Эксперименты с шимпанзе позволили понять, что поставленная
перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо
благодаря внезапному осознанию.
Предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Наступает инсайт, что означает осознание.
Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами. Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку. Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.
Слайд 15Изучения Коффки
Обосновывал тот факт, что люди различают не цвета,
как таковые, а их отношения между собой. Изначально ребенок способен
отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон. Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне. Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название - «трансдукция».
Слайд 16Основная идея: человек и всё, что его окружает – есть
единое целое.
Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного
числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец. Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться. Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.
Слайд 17Упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих.
Наиболее популярной
является техника «пустого стула». Используются два стула, которые необходимо расположить
напротив друг друга. На одном размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры. Основная идея техники в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.
Слайд 191
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Супер вопрос!
Слайд 44Вопрос 12.
На картинке ниже изображен принцип..?
Слайд 45Вопрос 12.
На картинке ниже изображен принцип..?
Слайд 68СУПЕР ВОПРОС!
Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства
отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как
таковых, то мы имеем
Слайд 70Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф.
Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко.
— М.: Прогресс, 1987.
Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. - СПб.: Изд-во "Евразия", 2002.
Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.