Слайд 1Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Направление: литература
«Зимний пейзаж в произведениях русских писателей»
Исполнитель:
обучающаяся 6 «А» класса МАОУСОШ № 61
Ефремова Вероника
Научный руководитель:
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 61
Шипицина Ирина Александровна
Екатеринбург, 2018
Слайд 21. Введение
Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов
уж тьма.
День – коньки, снежки, салазки,
Вечер – бабушкины сказки, -
Вот
она – зима!..
А.А. Фет
Каждое время года нашло свое отражение в русской поэзии. И все же зима – на особом положении. Она воспета во многих произведениях русских поэтов. Почему именно в русской литературе много внимания уделяется этому сказочному времени года? Ответ в особенностях национального характера. В русской литературе написано множество замечательных стихотворений, посвященных зиме. Белоснежные пейзажи, похорошевшая природа вдохновили немалое число поэтов и писателей: И.А. Бунин, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.С. Пушкин, Б.Л. Пастернак и другие.
Объектом нашего исследования являются стихотворения о зиме С.А. Есенина «Поет зима – аукает…» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою».
Слайд 3 Предмет исследования – выявление средств художественной
выразительности, средств изображения: эпитет, олицетворение, сравнение.
Целью нашей работы является исследование и анализ изображения зимы в стихотворениях русских поэтов.
Задачи данной работы:
1. Сравнить произведения русских поэтов (на примере стихотворений С.А. Есенина и Ф.И. Тютчева);
2. Выявить какие средства художественной выразительности использовали поэты для изображения зимнего пейзажа в своих произведениях.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.
Методы: работа с художественными произведениями (стихотворениями о зиме русских писателей), работа с иллюстрациями к данным произведениям.
Слайд 42. Образ зимы в русской поэзии.
В русской поэзии множество стихотворений
посвящено зиме.
Снег – явление завораживающее. А для поэзии снег одно
из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир. Мы сами знаем: выпадает снег, и земля преображается, душа наполняется радостью, настроение становится приподнятым. Психологи считают, что сама природа белоснежным покрывалом спасает человека от депрессий, которые возникают в связи с нехваткой солнечного света в осенне-зимний период.
Снег, вьюга, зимний ветер часто воспринимаются как живые существа, зима представляется сказочной красавицей.
Зима… Каждый из нас воспринимает ее по – своему. Кто-то откровенно любуется зимой, кто-то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому-то радостно и весело. Но одно, несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства.
Слайд 53. Сравнительный анализ стихотворений о зиме С.А. Есенина и Ф.И.
Тютчева.
Поет зима-аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну
далекую
Седые облака.
Исходя из данных строк, мы можем с Вами увидеть, что писатель изображает зиму – как живое существо. В образе зимы можно представить пожилую седую женщину, которая напевает тихую песню, и как бы усыпляет лес, погружая его в сон. Когда мы читаем эти строки, мы понимаем, что С.А. Есенин в своем стихотворении описывает спокойную и величественную зиму. Поэт использует следующие средства художественной выразительности в своем стихотворении: эпитеты (седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым), олицетворение (поет зима – аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака), сравнение (воробышки, как детки сиротливые).
Слайд 6Чародейкою – Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной
жизнью он блестит.
Ф.И. Тютчев, как и Сергей Есенин использует в
своем стихотворении эпитеты (снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной; сном волшебным, легкой цепью пуховой, луч косой), а также олицетворение (чародейка – зима, лес блестит).
Такие средства художественной выразительности, как эпитеты, олицетворение и сравнения помогают увидеть читателю красоту окружающего мира, открыть необыкновенное в обыкновенном.
Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают все, что нас окружает.
Слайд 74. Проба пера. Стихотворение «Первый снег».
Вдохновившись описанием образа красавицы-зимы, мы
попробовали написать свое стихотворение на данную тему, которому дали название
«Первый снег»:
За окошком первый снег
Белый и пушистый.
Вниз летит он поскорей,
Чтобы приземлиться.
Вдруг, подхватывает вьюга,
Унося его скорей,
Через реки и леса.
Прилетает он туда,
Где живет мир красоты,
Дружбы, радости, любви.
Слайд 85. Заключение
В заключении нашей работы можно сделать следующие выводы:
1. Зимняя
пора в стихах русских поэтов грациозна и благодушна к спящей
природе.
2. Зима вдохновляла на творчество поэтов, они восхищались ею и передавали свой восторг, использовали разнообразные средства речевой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.
Но зима не всегда радостная, она может быть холодной и суровой. Она таит в себе и таинственные, опасные стороны - лютые бури, беспощадный мороз. В данном случае хочется вспомнить совет психологов о том, что нужно любить лето - летом, осень – осенью, весну - весной, а зиму - зимой.
Уметь находить прекрасное в каждом времени года, также как хорошее в каждом человеке. Ведь у природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку.