Слайд 1Факты о наихудших PR-кампаниях десятилетия
Слайд 2Список «Наихудших мировых PR-кампаний 10-летия» был составлен по материалам ежегодных
исследований «Топ-10 грубых ошибок связей с общественностью года» компании Fineman
PR.
Слайд 31. Фиаско шин Bridgestone (2000)
Компания Bridgestone стала получать
жалобы относительно ее шин Firestone, которые имели тенденцию расслаиваться, приводя
к ужасным несчастным случаям, с 1998 года.
Но отказывалась признать проблему до 2000 года, пока Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) не развернула крупномасштабное исследование. После огромного количества материалов о дефекте шин в прессе Bridgestone наконец признала вину, и 9 августа 2000 года объявила об отзыве 6.5 млн шин. Этот отзыв стал вторым по величине в американской истории.
Согласно CBS News, NHTSA в конечном счете объявила, что дефектные шины спровоцировали около 200 смертельных исходов и более чем 700 случаев увечий.
Слайд 4 2.Philip Morris: у смерти курильщиков есть положительная сторона
(2001)
Компания Philip Morris придала положительный смысл количеству смертей
курильщиков, представив результаты исследования, проводимого в Чешской республике, доказывающие, что смертельные случаи курильщиков имели «положительное влияние» для чешского правительства в финансовом аспекте. По данным Philip Morris, курение фактически привело к чистой прибыли в приблизительно $147 млн, включая экономию «между 943 млн и 1.2 млрд крон (около $24–30 млн) в здравоохранении, пенсийном обеспечении и муниципальном жилом фонде благодаря ранним смертям курильщиков».
Компания оказалась перед огромной обратной общественной реакцией в результате выпуска исследования. Как свидетельствуют CBS News, данный случай впоследствии повлиял на планы «табачника» относительно подобных исследований в других странах.
Слайд 54. Urban Outfitters продает расистскую настольную игру (2003)
Разбогатейте, «покупая
украденное имущество, подрабатывая сутенером, строя наркотические притоны и угоняя автомобили!»
«Если подсадите соседей на крек — соберете 50 $». Как компания Urban Outfitters рассчитывала спокойно продавать и продвигать «Ghettopoly» («Геттополию») с таким сюжетом, не вызвав возмущения людей, неизвестно.
Слайд 65. Merck продает Vioxx несмотря ни на что (2004)
Даже при том, что предварительные изучения препарата Vioxx в 2000
году показали, что болеутоляющее представляет потенциальную угрозу здоровью, руководители фармацевтического гиганта Merck решили прекратить дальнейшие исследования.
Четыре года спустя, Merck был вынужден отозвать лекарство из-за многочисленных случаев сердечных приступов и смертельных исходов его потребителей. Отзыв обернулся массовым скандалом, поскольку появилась информация, что Merck знал о серьезном риске, и все же продолжил выпуск препарата. Исследованием этого дела занялась компания SEC, в результате которого на Merck обрушились сотни судебных исков. Скандал был замят лишь в 2009, когда компания уладила тяжбу на $80 млн.
Слайд 76. Спорная «неисправность гардероба» Джанет Джексон (2004)
Суперкубок по
американскому футболу — классическая, всеамериканская, семейно-дружеская традиция. За исключением игры
в 2004, когда в перерыве матча Джанет Джексон оголила грудь перед миллионами телезрителей.
На телеканал CBS был наложен рекордный штраф в 550 000 $ после того, как FCC получил 540000 жалоб от разъяренных зрителей. Позорный инцидент, иногда называемый «Nipplegate», заставил телеканалы устанавливать задержки ленты прямых передач и более строго регулировать последующие показы шоу в перерывах.
Слайд 87. Сцена в раздевалке ABC (2005)
Годом спустя канал
ABC показал на экранах похабный рекламный ролик во время футбольного
матча Monday Night Football (Футбол в понедельник ночью), показывая сексуальную «отчаянную домохозяйку» Николлетт Шеридэн в одном лишь полотенце при попытке обольстить Террела Оуенса. Конечно, реклама расстроила многих зрителей и вынудила FCC отвечать за инцидент. Согласно информации телеканала ESPN, телеканал немедленно извинился, но дело было серьезно рассмотрено и компанию оштрафовали.
Слайд 98. PR-провал News Corp (2006)
Грандиозным скандалом обернулась презентация
книги автора O.Дж. Симпсона о том, какими способами можно убить
свою жену, крупнейшей издательской компании HarperCollins, принадлежащей медиа-холдингу News Corp. Инициатором презентации выступила издатель компании Джудит Реган. Репутацию News Corp подпортил также канал Fox News, который решил провести интервью с автором вышеупомянутой книги.
Оказавшись перед уничтожающим осуждением общественности, Руперт Мердок уволил Д.Реган и отменил оба мероприятия. «Я и руководство компании соглашаемся с американской общественностью в том, что это был необдуманный проект».
Слайд 109. Рекламная кампания «Бомба» телеканала Cartoon Network (2007)
Партизанская
рекламная кампания Cartoon Network шоу «Aqua Teen Hunger Force» заключалась
в магнетичных, подсвеченных знаках, размещенных по всему городу в общественных местах. Таинственные знаки никак не объяснялись, вызывая у большинства людей боязнь наихудшего развития ситуации. Полиция получила множество вызовов и выслала команды для обезвреживания бомб, в результате чего на время было закрыто метро. Против главы телеканала, впоследствии ушедшего в отставку, после признания собственной вины за одобрение рекламы и нескольких человек, которые были причастны к установке устройств, были предъявлены уголовные обвинения.
Слайд 1110. JetBlue заманил пассажиров в ловушку на взлетно-посадочной полосе в
течение многих часов (2007)
В начале 2007 года девять
полетов компании JetBlue в аэропорту JFK были задержаны на 11 часов из-за ненастной погоды. Обычно, это не привело бы к серьезным последствиям, не учитывая претензий нескольких раздраженных путешественников, но не в этом случае. JetBlue решила держать почти 1000 пассажиров, пойманных в ловушку в направляющихся взлетно-посадочной полосой самолетах, в течение всего времени.
Впоследствии пассажиры описали происшествие как «ужасающее» из-за отсутствия еды и ситуации с уборной, а также из-за запрета самостоятельной высадки на терминал, который находился в пределах видимости. Людям разрешили оставить самолеты, лишь когда прибыл транспорт, чтобы отвезти их в аэропорт.
JetBlue сначала настаивала на правоте своего решения, утверждая, что безопасность ее пассажиров при ледяном шторме была высшим приоритетом, но инцидент разжег правительственные дебаты о правах пассажиров. Через некоторое время компания JetBlue выпустила собственный Билль о пассажирских правах, который детализировал различные уровни компенсации за различные виды задержек, а также пообещала высаживать пассажиров после 5-часовой задержки.
Слайд 1211. Президенты автокомпаний нанимают частные самолеты в Вашингтон, а потом
требуют санации (2008)
Президенты автоконцернов GM, Chrysler и Ford
в ноябре 2008 года попросили у государства ссуду в размере $25 млрд. на поддержку автостроительных компаний, при этом совершая полеты в Вашингтон на частных самолетах. Комитет Палаты представителей по финансовым услугам, учитывая обстоятельства, отклонил просьбу «большой тройки».
Три президента изучили свой урок, выбрав езду на гибридных автомобилях к их следующему слушанию в надежде на предотвращение более негативных отзывов в прессе.
Слайд 1312. AIG получает ссуду… а затем тратит на курорт $470
тыс. (2008)
Спустя неделю после национализации и получения
массивной федеральной ссуды в $85 млн., компания AIG отправила всех своих топ-менеджеров на отдых на побережье Калифорнии в один из самых престижных курортов St. Regis, что обошлось ей почти в $470 тыс. Не удивительно, что общественность и законодатели были весьма раздражены. Действия компании вызвали возмущение и предостережения Белого дома, который назвал такие действия «презренными», и внес поправки в корпоративную политику выделения средств пострадавшим от кризиса компаниям.
Слайд 1413. Бунты куриных купонов KFC (2009)
Опра Уинфри,
несомненно, обладает властью повысить продажи. Компания KFC изучила проблемы сотрудничества
с ней в мае 2009 года, когда объединилась с харизматической хозяйкой ток-шоу, чтобы начать рекламную кампанию новой линии жареной курицы.
После того, как Опра включила продукт в свой показ и показала купон на бесплатную порцию жареной курятины на своем веб-сайте, рестораны KFC в национальном масштабе стали утопать в клиентах, требующих жареной курицы. Множество ресторанов не подготовились к такому наплыву посетителей, как результат — сотни людей ушли голодными и рассерженными.
KFC, позднее разослал по имейлу раздраженным клиентам повторное приглашение в свои рестораны, но фиаско все еще преследует наиболее запоминающийся бренд по версии Adweek.
Слайд 1514. Скандал Domino’s Pizza на YouTube (2009)
В апреле
2009 года корпоративная Америка узнала, что сильные социальные СМИ, так
часто используемые для рекламы ее маркетинговых возможностей, могут также использоваться и во зло. Когда служащие Domino’s Pizza поместили на ресурсе YouTube видео себя, проделывающих отвратительные вещи с едой, которую они готовили на развозку клиентам, результаты были катастрофическими. Domino’s Pizza ждала два дня, чтобы ответить на уничтожающее видео, а тем временем его посмотрели почти 1 млн человек. В то же время масла в огонь добавили обсуждения инцидента в блогах и Twitter.
Пиццерия в скором времени уволила этих двух сотрудников и извинилась перед потребителями (через видео на YouTube), но компании был нанесен непоправимый ущерб. Согласно New York Times, потребительское восприятие бренда стало отрицательным в течение нескольких часов, а онлайн-форумы продолжили обсуждение видео, которое было переделано и повторно отправлено сотни раз.