Слайд 1Дисциплина: Управление и экономика фармации (УЭФ)
Тема лекции: «Организация снабжения товарами
аптечной организации»
ЛЕКТОР:
ассистент
и аспирант кафедры технологии
лекарств, организации и экономики фармации
Юнусова Инна Алексеевна
Министерство здравоохранения ЛНР
ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет им. Св. Луки»
Слайд 2Актуальность темы:
90 % объема работ провизора в аптеке ГЛС –
это работа с товаром
Слайд 3Заказ товара
Заказывать только необходимый потребителям ассортимент (дефектура)
Контролировать сумму заказа
Контролировать сумму
товарных запасов
Слайд 4Последствия накопления чрезмерных запасов:
Вложение капитала в низкооборачиваемый (пользующийся слабым
спросом) товар в ущерб хорошо продающемуся;
Усложнение поддержания надлежащей ассортиментной и
ценовой политики аптеки;
Увеличение риска истечения срока годности товаров;
Рост расходов на оплату труда, оборудование и эксплуатацию помещений;
Слайд 5Идеальный баланс заказа и товарных запасов за месяц
П=Р=ТЗ
Когда аптека достигнет
оптимального размера товарных запасов (ТЗ) в дальнейшем при определении объема
(суммы) заказа (П-приход) следует ориентировать исключительно на спрос (продажи) (Р-расход)
Слайд 6Формула количественного объема заказа
КОЗ = (ППТЗ + ППЗ) х СДНП
+ РЗ-О,
где КОЗ - количественный объем заказа конкретного препарата;
ППТЗ -
периодичность проверки товарных запасов в аптеке;
ППЗ - период получения заказа;
СДНП - среднедневной норматив продажи лекарственного средства;
РЗ - его резервный запас;
О - прогнозируемый остаток на день поставки.
Слайд 7NB!!!
Прежде чем заказать товар, аптека должна определиться не только в
ассортименте и количестве заказа, но и выбрать оптимального поставщика, максимально
соответствующего всем требованиям, предъявляемых к нему аптекой.
Слайд 8Информацию о поставщиках работники аптек получают:
непосредственно при контакте с торговым
агентом;
из материалов профессиональной периодической печати
из рекламы в популярной и
общеделовой печати;
общаясь с коллегами;
из рекламных проспектов и буклетов, почтовых рассылок;
благодаря телевидению;
на специализированных медицинских выставках, презентациях и т.п.
Интернет (сайты), электронная почта, рекламные рассылки
Слайд 9Существенное влияние на эффективность формируемого канала товародвижения оказывают критерии, предъявляемые
участниками канала по отношению друг к другу. Количество таких критериев
может составлять несколько десятков. Данные критерии были разделены на 3 группы в зависимости от их (важности и приоритетности) для аптечной организации:
товарные, логистические и институциональные критерии.
Слайд 10К первой группе – товарные, относятся критерии выбора, связанные с
товаром предприятия и которые определяются как:
Качество поставляемой продукции;
Ассортимент предлагаемой продукции
(маркетинговые характеристики, оценка взаимодействия, фармакоэкономические показатели);
Ценовая привлекательность;
Слайд 11Вторая группа (логистическая) включает:
Организация товародвижения – уровень сервиса;
К институциональным критериям
относятся:
Репутация поставщика (корпоративный имидж, деловая этика);
Разнообразие программ по стимулированию сбыта
(спонсорские программы, начисление бонусов, организация массового отдыха и др.)
Уровень информированности потребителя (аптеки) о поставщике.
Слайд 12Оценка качества поставки
Качество продукции – основная причина выбора поставщика. Оно
определяется рядом параметров, таких как:
Эффективность;
Комплекс побочных эффектов (на практике целесообразно
использовать соотношение этих двух параметров, что можно использовать при анализе ассортимента методом расстановки приоритетов);
Соответствие требованиям нормативно-технической документации (должно отражаться в сертификатах качества);
Сроки годности;
Удобство применения (дозировка, фасовка и др.);
Упаковка и др.
В настоящее время проблема качества, поставляемой в аптеку продукции становится более актуальной в связи с ростом появления фальшивых ЛС.
Слайд 13В международной практике при оценке поставщиков по качеству поставляемой продукции
часто пользуются методом установления минимально допустимого уровня качества – сокращенно
ДУК.
ДУК – включает все требования, предъявляемые к товару при его приемке как по количеству, так и по качеству.
В момент приемки товара аптечной организацией фиксируется количество дефектного материала (бой, порча, недостача), с тем, чтобы сопоставить эти данные с общим объемом отгрузки.
Минимально допустимый уровень качества устанавливается экспериментально и, как правило, не превышает 4% от общего объема отгрузки.
При оценке того или иного поставщика по качеству поставляемой им продукции применяется следующая формула:
Оценка по качеству = 100 – 20 х процент дефекта / ДУК
Слайд 14Например:
если, в соответствии с допустимым уровнем качества разрешается принимать партии,
содержащие 3% дефекта, и в поступивших от данного поставщика партиях
было 3% дефекта, то оценка поставщика по качеству продукции равна:
Слайд 15Анализ цены продукции поставщика
Цена может зависеть от:
- формы оплаты; (как
правило часто: чем больше отсрочка платежа, тем выше цена)
- формы
доставки (автотранспорт, авиа, жд., почта, и т.п);
- партии товара ( чем больше партия товара, тем цена может быть ниже);
- наличия операций относительно продвижения новых лекарственных средств фирмами-производителями (эксклюзивная дистрибьюция, официальные дилеры).
Слайд 16Оценка по срокам поставок и дробность поставок.
Оценка по срокам
поставок получается в результате сопоставления запланированных и фактических сроков поставок.
За
сроки поставки заказанных товаров поставщикам выставляются следующие оценки:
100 баллов – при получении заказанной партии в установленные сроки или на неделю раньше;
80 - при получении заказанной партии на неделю позже или на две недели раньше установленного срока;
60 - при получении заказанной партии на две недели позже или на три недели раньше установленного срока;
40 - при получении заказанной партии на три недели позже или на 4 недели раньше установленного срока;
20 - при получении заказанной партии на 4 недели позже.
0 - при получении заказанной партии на 5 и более недель позже.
Слайд 17Оценка за дробность поставок определяется путем деления числа запланированных отгрузок,
на число фактических отгрузок:
Од = (Ч план / Ч факт)
х 100
Пример. Если поставщик вместо 15 делает 20 отгрузок, то за дробность (партионность) поставок он получит оценку:
Од = (15 / 20) х 100 = 75 баллов
Из суммы оценок за сроки поставок и партионность поставок складывается общая оценка качества обслуживания поставщиком потребителя.
При этом первоначально каждая составная часть взвешивается в зависимости от влияния, которое она оказывает на деятельность предприятия (т.е. определяется удельный вес каждой из оценок).
Слайд 18Пример
Вами установлено – 60% общей оценки – за срок поставок
и 40% - за дробность поставок. Если Ваш поставщик получил
оценку 80 баллов за сроки поставок и 75 за дробность, то общая оценка обслуживания поставщиком потребителя составит 78 баллов из 100:
(80х60%)/100% + (75х40%)/100% = 78 баллов
Является этот балл «проходным» или нет, зависит от требований, предъявляемых к поставщикам. Как правило, при подобной системе оценки «проходной» балл за качество обслуживания поставщиком потребителя не д.б. ниже 90.
Слайд 19После выбора поставщиков, собственно поставки товара могут начаться только при
условии заключения договора поставки (контракта). В экономике договора купли продажи
внутри страны принято называть договорами, а международные договора – контрактами.
Слайд 20Договор, контракт – важнейший правовой документ, состоящий из:
Преамбула – определяется
продавец и покупатель, их юридический статус;
Предмет договора – указание суммы
контракта, вид товара;
Обязательства сторон.
Формирование цен и расчеты (особо выделен в контракте);
Базисные условия поставки;
Арбитраж – способ разрешения спорных вопросов (как правило, на основании законодательства продавца);
Форс-мажор – определяет независимые от сторон обстоятельства, влекущие за собой прерывание контрактов (стихийные бедствия, военные действия и т.п)
В конце контракта обязательно указываются юридические адреса сторон (место по которому предприятие зарегистрировано в органах власти), дополнительно указываются номера расчетных счетов.
Слайд 21Прием товара от поставщика
Приемка товаров в аптеке включает в себя:
-
проверку количества поступивших товаров, их качество и комплектность;
- оформление приемки
соответствующими документами;
- принятие товаров на учет.
Прием товаров в аптеке осуществляется материально-ответственным лицом на основании товарных и сопроводительных документов: товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, описи, упаковочных вкладышей и др.
Слайд 22Товар, поступивший в аптеку в подтверждении факта соответствия его качества
установленным требованиям должен иметь один из следующих документов:
1) декларацию о соответствии;
2)
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика) с указанием его адреса и телефона.
Парафармацевтическая продукция должна иметь гигиенический сертификат и регистрационное удостоверение.
Слайд 23Документы при приемки ИМН:
1. Заверенная подписью руководителя и печатью организации –
поставщика копия лицензии:
- на право производства и оптовой реализации поставляемых
изделий медицинского назначения (для предприятий-производителей);
- на право оптовой реализации поставляемых изделий медицинского назначения (для торгующих организаций).
2. Заверенные подписью руководителя и печатью организации-поставщика копии регистрационных удостоверений Минздрава РФ, разрешающие применение каждого из поставляемых изделий медицинского назначения в медицинской практике на территории РФ.
3. Копии сертификатов соответствия требованиям безопасности на каждое из поставляемых изделий медицинского назначения, выданные органами по сертификации, аккредитованными Госстандартом России.
Слайд 24Товар, доставленный транспортом аптечного склада в аптеку, принимают по количеству
мест и массе брутто. Это предварительная приемка с целью ускорить
высвобождение транспорта аптечного склада. При этом материально-ответственные лица на всех экземплярах товарно-транспортных накладных (или накладных-требований), возвращаемых экспедитору (2 экз.), проставляют штамп аптеки или печать аптеки и свою подпись. Этим самым подтверждается факт приемки. В этих документах указывают также расхождения (если они имели место) между фактическим наличием товаров и данными накладных.
Окончательную приемку товара с момента получения производят в соответствии с требованиями нормативно-технической документации в 10-дневный срок при одногородней, и в 20-дневный – при иногородней поставке, а скоропортящейся продукции – в течение 24 часов. Приемку импортных медикаментов осуществляют в 7-дневный срок со дня прибытия товаров на склад получателя.
Слайд 25Приемочный контроль заключается в проверке поступающих лекарственных средств на соответствие
требованиям по показателям:
в проверке правильности оформления расчетных документов (счетов),
а также наличия сертификатов соответствия производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств в соответствии с действующими нормативными документами.
"Описание"
"Упаковка"
"Маркировка"
Слайд 26Основные претензии к поставщикам
инструкции по применению лишь на иностранном языке;
неудовлетворительный
ассортимент;
неудовлетворительная цена;
отсутствие сертификатов качества;
несвоевременность и срывы поставок;
подделки сертификатов качества;
большой объем
минимальной партии;
маленький остаточный срок годности лекарственных средств.
Слайд 27Организация хранения товаров
Приказ МЗ РФ от 23 августа 2010 г.
N 706н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ХРАНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ».
Правила хранения наркотических средств
и психотропных веществ установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148
NB!
Слайд 28Распределение товаров по по местам хранения
В помещениях для хранения лекарственные
средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на
упаковке лекарственного препарата, с учетом:
физико-химических свойств лекарственных средств;
фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций);
способа применения (внутреннее, наружное);
агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
При размещении лекарственных средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).
Слайд 29…продолжение
Отдельно, в технически укрепленных помещениях, соответствующих требованиям Федерального закона от
8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и
психотропных веществах" хранятся:
наркотические и психотропные лекарственные средства;
сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, находящиеся под контролем в соответствии с международными правовыми нормами.
Слайд 30Последствия нарушений правил хранения
Потеря (снижение) терапевтического эффекта;
Усиление или появление новых
побочных эффектов ЛП;
Нарушение физико-химических свойств лекарственной формы;
Порча товарного вида;
Моральная ответственность
и согласно законодательству перед больными;
Слайд 31Изменение сроков хранения (не соответствие установленному);
Ошибки при отпуске (не то
дали);
Не обеспечение ЛС (не нашли- отказали-потеря т/о);
Штрафные санкции
… продолжение
Слайд 32Режимы хранения (ГФ 12)
Глубокое охлаждение - -15ºС и ниже;
Холодильник -
+2 ºС -+8 ºС ;
Прохладное место - +8 ºС -+15
ºС ;
Комнатная температура -+15 ºС -+25 ºС
сухое место – место с относительной влажностью воздуха не более 40% при комнатной температуре
Слайд 33Здоровье каждого – богатство всех!
Благодарю за внимание