Слайд 2План работы:
Возрастные особенности кисти руки.
Связь развития кисти и речи.
Развитие кисти.
Учет особенностей кисти в учебно-воспитательной работе.
В. А. Сухомлинский
(1918-1970):
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Слайд 3Задача дошкольного воспитания и в частности миссия каждого педагога логопедической
группы – это повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у
детей, укрепление психофизического здоровья детей, создание условий для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребенка, обеспечивающих его социальную успешность.
Хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок. Хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Слайд 4Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук
человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных,
трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: в связи с развитием познавательных способностей; в связи с развитием речи; развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма (З. Богатеева).
Учеными, физиологами и психологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики кисти руки (С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В. Н. Куров).
Слайд 5Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев
рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.
Дети, страдающие речевыми нарушениями, не всегда способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, а в результате мышцы рук у них вялые или слишком напряжены.
Слайд 6«Рука – это своего рода внешний мозг» -
высказывание Иммануила
Канта (1724-1804), что рука является вышедшим наружу головным мозгом, прозвучало
еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.
Слайд 7 Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом
правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и
застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой.
Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Почему так важно её развивать?
Слайд 8Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в
коре головного мозга: около трети всей площади двигательной проекции коры
головного мозга занимает проекция кисти руки. Доказано, что проекция руки есть ещё одна речевая зона головного мозга.
Центр, который отвечает за движения пальцев, расположен очень близко от речевой зоны. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, и развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Слайд 9Именно поэтому словесная речь
маленьких детей начинается тогда, когда
движения
пальчиков, обследующих предметы, достигают достаточной точности.
Руки ребенка как бы
подготавливают почву
для последующего развития речи.
К 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
физиолог И.П. Павлов (1849-1936) писал:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Слайд 10В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется
термин ловкость.
Что можно сделать для развития мелкой моторики? Великолепным инструментом
для развития руки и кисти ребенка являются пальчиковые игры.
«Пальчиковые игры» - это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. Часть упражнений, в которых используют поверхность стола, выполняются сидя за столом.
Слайд 11Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов
с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует не только развитие речи, но и внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность.
«Рука – это инструмент всех инструментов» - Аристотель. (384г. до н. э.)
Слайд 12 Упражнения для развития пальцевой координации
Упражнение 1.
Ладошки лежат
на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной
руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2.
Ладошки лежат на столе. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Слайд 13 Упражнения для развития пальцевой координации
Упражнение 3.
Дети зажимают
ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают
эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4.
На столе лежат 10 – 15 карандашей или счётных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Слайд 14Упражнения для развития пальцевой координации
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик
– бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик
– я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев,
начиная с большого.
По окончании покрутить кулачком
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять
поочередное сгибание пальцев
Будем листья собирать,
сжимание и разжимание кулачков
Листья березы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
загибание пальчиков, начиная с большого
Маме осенний букет отнесем!
шагать по левой ладони указательным и средним пальцами правой руки
Слайд 15В младшем дошкольном возрасте идет активное обучение действиям с предметами.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением
речи, можно добиться определённых результатов, у них улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.
Слайд 16 Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности
Вместе с
тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и
двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости и освоения письма.
Конечно же эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – это лепка, конструирование, аппликация, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
Слайд 17 В старшем дошкольном возрасте дети начинают выполнять различные
задания в тетрадях в клетку : рисуют палочки, дуги, овалы,
круги, цифры и т. д. Это очень тонкая и сложная для детей работа. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Слайд 18Тесты для определения степени координации
Задания для детей:
1. "Пальчик с носиком
здороваются".
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и
коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
Слайд 19Тесты для определения степени координации
2. "Уложи монеты в коробку".
На
стол ставится коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии
5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.
Слайд 20Тесты для определения степени координации
3. "Нарисуй пальцами кружочки".
В течение
10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен
описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
Слайд 21Тесты для определения степени координации
На Западе распространен более простой
способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой
невозможно обучение красивому письму.
Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете.
Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец.
Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.
Слайд 22вывод
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный
уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия,
памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Роль, форма, методы и характер коррекционных программ посредством упражнений по развитию мелкой моторики, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка продолжают в настоящее время оставаться предметами постоянного обсуждения.
Слайд 23вывод
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача
комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из
аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Слайд 24ИСТОЧНИКИ информации
1. Анучина Н. А. Таланты детей на кончиках пальцев.
//Ребенок в детском саду, №2., 2006.-с. 45-48.
2. Афанасьева С. Аппликация
из мозаики. // Дошкольное воспитание, №7, 2006, -с. 23.
3. Давыдова Г. Н. Подарки к праздникам. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.-96с.
4. Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости. // Дошкольное воспитание, №8., 2008.-с. 34.
5. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6., 2006.-с. 14-16.
6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. - М. :ТЦ Сфера, 2006.-128с.
7. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. №1., 2006.-с. 65-66.
8. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация. / Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002 .-144с.
9.http://www.september.ru/
10. http://timuriego.com/
11. http://sadik175.jimdo.com/
«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский
Слайд 25Другая литра
Аксарина Н.И. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М.
Аксарина. – М.: "Медицина" – 2012. – 264.
Аксёнова М. Развитие
тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. [Текст] / Аксёнова М., – Дошкольное воспитание, № 8, 2012. – с. 62-65.
Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – С. 33-37.
Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. Под ред. И.М. Фейгенберга, И.Е. Сироткиной. М.: Смысл, 2008: 330 с.
Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием / З. Богатеева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 32-35.
Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2012.
Венгер Л.А. Психология развития: словарь /Л.А. Венгер// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2005. -С.176.
Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева А.Ю., Куров В. Н. Куров, М., 2013. -180 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Медицина, 2003. - 113 с. - (Науч.-попул. мед. литература)
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 2013.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб: Речь, 2003. -161с.
Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – М.: Просвещение, 2003. – 115 с.
Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. -84с.
Слайд 26Другая литра
Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М.:
Академия, 2002. -84с.
Любина Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А.
Любина. О.В. Желонкина Ребёнок в детском саду. - 2013.- № 4. – С. 33-35.
Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша [Текст] / под ред. А.С. Батуева – М.: Айрис-прес, 2003. – 208с.
Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. [Текст] / Начальная школа – 2014 – №8 – с. 13-14.
Оглоблина, И.Ю. Развитие мелкой моторики рук. [Текст] / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6. – С. 18-21.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для логопеда детского сада. - М. 2013 г.
Рузина М.С, Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. [Текст] / – СПб. Кристалл, 1997. – 336 с.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.П. Савина. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. – 44с.
Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. [Текст] / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272с.
Фомина Л.В. Сенсорное развитие детей 4-6 лет. Программа, Ярославль, 2008 г., 67 стр.
Фридрих ФребельБудем жить для наших детей. У-Фактория: 2005. Серия: Психология детства: Классическое наследие
Харитонова Л.Г., Сулянцева Л.А. Программа развития мелкой моторики рук у детей школьного возраста: Методические рекомендации. [Текст] / – Омск: СибГАФК, 2006. – 92с.
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. Цвынгарный. – СПб: АкадемПресс, 2008. – 58 с.
Слайд 27Аксарина Н.И. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина.
– М.: "Медицина" – 2012. – 264.
Аксёнова М. Развитие тонких
движений пальцев рук у детей с нарушением речи. [Текст] / Аксёнова М., – Дошкольное воспитание, № 8, 2012. – с. 62-65.