Условия утверждаемости (assertion conditions) – условия, от которых зависит, уместно ли произносить/делать высказывание x.
Теории речевых актов (Speech acts theories)
Теории значения (Theories of meaning)
Локуция (locution) – то, что собственно высказывается в момент произнесения высказывания x.
Иллокуция (illocution) – то, что при этом имеется в виду в том контексте, в который погружено высказывание x.
Перлокуция (perlocution) – та цель, которая достигается высказыванием x.
«Смерть субъекта» – отрицание любых квазиестественных форм идентичности субъекта (основанных на теле или памяти). Классический суверенный субъект утрачивает в исследованиях Мишеля Фуко свою определенность, подвергается фрагментирующему, дисциплинирующему и модерирующему воздействию дискурса. Субъект – продукт дискурса.
«Дестабилизация объекта» – феномены, с которыми нас знакомят наши знания (тело, общество, пол, государство и пр.), не являются устойчивыми фрагментами независимой реальности. Любой объект получает свое существование в дискурсе, высказывания которого делают этот объект доступным для нашего мышления. Объект – продукт дискурса.
Задача археологии знания – прояснить дискурсивные действия, совершаемые при помощи высказываний, и их материальные последствия.
Исторически сложившаяся совокупность конкретных практик производства высказываний фиксирует основные характеристики дискурса:
1) Тип феноменов, который может стать объектом данного дискурса
2) Инстанцию «субъекта», которая устанавливается данным дискурсом
3) Матрицу понятий, которые могут быть осмысленно применимы в данном дискурсе
4) Вид интерпретаций, которые могут быть сформированы в данном дискурсе
Описание структуры (диспозитива) этой совокупности дискурсивных практик в контексте дисперсной логики их соединения. Каждая дискурсивная практика не отдельный взаимозаменяемый «кирпичик» дискурсивной формации, а уникальный мозаичный «блок», поскольку каждая из этих практик обладает собственным способом производства высказываний, а значит, и своим собственным способом выявления своего объекта как существующего.
Описание отдельных практик, выявление свойственных им способов производства высказываний, в основе которого лежит множество анонимных правил, которые действуют и находят свое актуальное применение в данной социальной, географической и языковой локации.
3) Правила, определяющие институциональные рамки, в пределах которых этот дискурс имеет силу и смысл.
4) Правила, определяющие возможные формы практических отношений между участниками дискурса и его объектами.
Метод археологии знания открыто служит интересам релятивизирующего дескриптивизма. Подобный метод разрушает иллюзию единства и непрерывности в области телеологии разума и эволюции человеческой мысли. Исследуя дискурсивные практики археология знания не пытается подвергнуть редукции их исторически сложившееся разнообразие, не пытается их суммировать в некоторой форме генерализирующего исследования. Напротив, археология знания пытается как можно детальнее и точнее описать линии их дифракции, соответствующие исторически сложившемуся разнообразию дискурсивных практик.
Сами наши знания, равно как и наши знания о знании, никогда не будут иметь под собой никакой прочной абсолютной основы. Они всегда будут ограничены собственными условиями производства и как таковые будут подлежать периодическим переопределениям.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть