Слайд 1«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».
(М.Монтень)
Слайд 2 Мнемотехника или мнемоника
система различных
приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных
ассоциаций.
Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. И названы по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Слайд 3Считается, что слово мнемоника, придумал
Пифагор Самосский
Слайд 4
В специальных (коррекционных) школах используются наиболее доступные мнемонические приемы запоминания
такие как:
рифма и ритм. из наиболее действенных способов обеспечить запоминание
материала – это зарифмовать его. Если едешь на Камчатку, не забудь надеть перчатки. Если едешь на Таймыр, то возьми с собою сыр;
аббревиатура(акроним) Этот способ широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами,(ОБЖ, СБО, ППТ – название учебных предметов; ЧС, МЧС, СИЗ, ЗОЖ – термины из курса «Человек и его среда» и т.д.);
метод расположения предметов представляет собой способ запоминания с помощью фиксирования месторасположения предметов: главное, что надо сделать – это установить некоторую последовательность в перечислении и др.
Слайд 5 метод наглядного моделирования и метод пиктограмм
Слайд 6 Пиктограмма
( от лат. рictus- рисовать
и греч. граууа –запись)
– знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на
которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Слайд 7
Историческая справка
С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения
информации и ее передачи на большие расстояния.
Слайд 8Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в
магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная
служба, сигналы светофора)
Слайд 9Актуальность данного метода
заключается в том, что он помогает:
облегчить общение;
улучшить
всестороннее развитие ребенка;
активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление)
Слайд 10Метод наглядного моделирования относится к невербальным средствам общения и используются
как:
как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и
желания общаться;
как средство постоянного общения с ребенком, неспособного говорить в будущем;
как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций(символизация, формирование элементарных представлений и понятий).
как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)
Слайд 11Этапы обучения ребенка работе с наглядным изображением (пиктограммами).
1
ЭТАП
Ознакомление ребенка с изображением (знаком символом) и уточнение его понимания:
Слайд 13идентификация изображения;
МЕБЕЛЬ
СТУЛ
ШКАФ
КНИЖНЫЙ ШКАФ
ДИВАН
СТОЛ
Слайд 14выбор нужного изображения из ряда других;
ШКАФ
ДИВАН
ШКАФ
СТОЛ
СТУЛ
ШКАФ
Слайд 15выбор такого же изображений среди
определенного множества других;
ДИВАН
ПОСУДНЫЙ ШКАФ
СТОЛ
СТУЛ
ПЛАТЕЛЬНЫЙ ШКАФ
КНИЖНЫЙ
ШКАФ
ШКАФ
Слайд 16конструирование фразы с помощью наглядного моделирования;
Слайд 17выбор из нескольких фраз той, которую назвал фразу;
Мы живем в
доме
В доме есть спальня
На кухне есть электроплита
В гостиной стоит кресло
ДОМ
ГАРАЖ
МАГАЗИН
АПТЕКА
ВАННАЯ
СПАЛЬНЯ
ГОСТИНАЯ
КУХНЯ
РАКОВИНА
СТОЛ
ПЛИТА
ШКАФ
ДИВАН
КРЕСЛО
СТУЛ
ПЛИТА
2 ЭТАП
Алгоритм установления
связи между изображениями предметов
и их функциями
Слайд 20выбрать те изображения, которые относятся к одной тематической группе;
На кухне
В
спальне
ЭЛЕКТРОПЛИТА
ПОЛОТЕНЦЕ
КРАН
ПОКРЫВАЛО
КРОВАТЬ
ПОДУШКА
КАСТРЮЛЯ
КАСТРЮЛЯ
ШКАФ
СТОЛ
ТАРЕЛКА
ОДЕЯЛО
СТАКАН
пылесос
ВАННА
УНИТАЗ
Слайд 21пятый лишний;
ШКАФ
ДИВАН
ШКАФ
ШКАФ
ШКАФ
ПОСУДНЫЙ ШКАФ
ШКАФ
СТУЛ
СТОЛ
ПЫЛЕСОС
Слайд 22найти и исправить ошибку в парах изображений
СПАТЬ
ЭЛЕКТРОПЛИТА
ВАРИТЬ
КРОВАТЬ
ПОЛОТЕНЦЕ
КРЕСЛО
КРАН
ПОДУШКА
ВАННА
ТАРЕЛКА
ПОКРЫВАЛО
КАСТРЮЛЯ
ОДЕЯЛО
ПОЛОТЕНЦЕ
КРОВАТЬ
ДИВАН
3 ЭТАП
Последовательность логического конструирования
фразы путем самостоятельного выбора необходимого изображения
Слайд 25добавить фразу нужным изображением выбрав из серии других;
Слайд 26составить из изображений произнесенную взрослым фразу;
Мальчик испачкался. Взял полотенце и
пошел в ванную.
Слайд 27составление логических цепочек из символов;
Слайд 28дифференц-я:
сочетание
реалистичных
изображений
и символов
составление логических цепочек;
Слайд 29
Разложи предметы в соответствующие шкафы.