Слайд 1Многопоточное программирование
© Составление, Будаев Д.С., Гаврилов А.В., 2013
Лекция 7
УНЦ «Инфоком»
Самара
2013
Слайд 2План лекции
Потоки инструкций и многопоточное программирование
Создание потоков и управление ими
Совместное
использование ресурсов и блокировки
Взаимодействие между потоками
Слайд 3Проблемы однопоточного подхода
Монопольный захват задачей процессорного времени
Смешение логически несвязанных фрагментов
кода
Попытка их разделения приводит к возникновению в программе новых систем
и усложнению кода
Слайд 4Многопоточное программирование
Последовательно выполняющиеся инструкции составляют поток
Потоки выполняются
независимо
Потоки могут взаимодействовать друг
с другом
В многоядерной системе поток монопольно занимает одно ядро
Это не
так
условно
Слайд 5Многопоточная архитектура
При наличии нескольких процессоров теоретически каждому можно выделить отдельную
задачу
Что же делать, если используется вычислительная система с одним процессором?
Слайд 6Квантование времени
(Time-Slicing)
Время разделяется на интервалы (кванты времени)
Во время одного кванта
обрабатывается один поток команд
Решение о выборе потока принимается до начала
интервала
Переключения между потоками с высокой частотой
Иллюзия одновременности!
T1
T2
T3
T4
T3
T4
Слайд 7Преимущества
Одновременная работа нескольких приложений
Одновременное обслуживание нескольких запросов одним приложением
Одновременное обработка
входящих данных от нескольких устройств
Более гибкое управление выполнением задач, возможность
корректировки задачи
Слайд 8Особенности многопоточности
Простота выделения подзадач
Более медленное выполнение
Выигрыш в скорости выполнения
при разделении
задач по используемым ресурсам
Выигрыш в скорости выполнения на многоядерных системах
Недетерминизм
при выполнении
?
Слайд 9Класс Thread
Поток выполнения представляется экземпляром класса Thread
Для создания потока выполнения
можно
создать класс, наследующий Thread
переопределить метод run()
Для запуска потока используется метод
start() у объекта класса-наследника
Слайд 10Использование класса Thread
Описание класса
Запуск потока
public class extends Thread
{
public void run() {
// Действия, выполняемые потоком
}
}
<Имя класса> t = new <Имя класса>();
t.start(); //именно start(), а не run() !!!
Слайд 11Пример работы с Thread
Описание класса
public class MyThread extends Thread {
public void run() {
long sum = 0;
for (int i = 0; i < 1000000; i++) {
sum += i;
}
System.out.println(sum);
}
}
MyThread t = new MyThread();
t.start(); // 499999500000
Запуск потока
Слайд 12Интерфейс Runnable
Объявляет один метод – void run()
Объект данного типа не
является потоком
Невозможно использовать напрямую методы класса Thread
Возможность создать класс, описывающий
тело потока и наследующий от класса, отличного от Thread
Можно получить ссылку на объект текущего потока с помощью статического метода currentThread() класса Thread
Слайд 13Использование интерфейса Runnable
Описание класса
public class implements Runnable {
public void run() {
// Действия, выполняемые потоком
}
}
Runnable
r = new <Имя класса>();
Thread t = new Thread(r);
t.start();
Запуск потока
Слайд 14Пример работы с Runnable
public class MyRunnable implements Runnable {
public void run() {
long sum = 0;
for (int i = 0; i < 1000000; i++) {
sum += i;
}
System.out.println(sum);
}
}
Thread t = new Thread(new MyRunnable());
t.start(); // 499999500000
Описание класса
Запуск потока
Слайд 15Управление потоками
void start()
Запускает выполнение потока
void stop()
Прекращает выполнение потока
void suspend()
Приостанавливает выполнение
потока
void resume()
Возобновляет выполнение потока
void join()
Останавливает выполнение текущего потока до завершения
потока, у объекта которого был вызван метод
static void sleep(long millis)
Останавливает выполнение текущего потока как минимум на millis миллисекунд
static void yield()
Приостанавливает выполнение текущего потока, предоставляет возможность выполнять другие потоки
Слайд 16Группы потоков
(ThreadGroup)
Каждый поток находится в группе
Группы потоков образуют дерево, корнем
служит начальная группа
Поток не имеет доступа к информации о родительской
группе
Изменение параметров и состояния группы влияет на все входящие в нее потоки
T1
T2
T3
T4
T6
T5
TG1
TG2
TG3
TG4
Слайд 17Создание групп потоков
Создание группы
Создание потока
//Без явного указания родительской группы
ThreadGroup group1
= new ThreadGroup("Group1");
//С явным указанием родительской группы
ThreadGroup group2 = new
ThreadGroup(group1, "Group2");
//Без явного указания группы
MyThread t = new MyThread("Thread1");
//С явным указанием группы
MyThread t = new MyThread(group2, "Thread2");
Слайд 18Операции в группе потоков
int activeCount()
Возвращает оценку количества потоков
int enumerate(Thread[] list)
Копирует в
массив активные потоки
int activeGroupCount()
Возвращает оценку количества подгрупп
int enumerate(ThreadGroup[] list)
Копирует в массив
активные подгруппы
void interrupt()
Прерывает выполнение всех потоков в группе
Слайд 19Приоритеты потоков
Приоритет – количественный показатель важности потока
Недетерминированно воздействуют на системную
политику упорядочивания потоков
Базовый алгоритм программы не должен зависеть от схемы
расстановки приоритетов потоков
При задании значений приоритетов рекомендуется использовать константы
Слайд 20Приоритеты потоков
Константы
static int MAX_PRIORITY
static int MIN_PRIORITY
static int NORM_PRIORITY
Методы потока
int getPriority()
void setPriority(int newPriority)
Методы группы потоков
int getMaxPriority()
void setMaxPriority(int priority)
Слайд 21Приоритеты потоков
public class MyThread extends Thread {
public void run()
{
long sum = 0;
for (int i = 0;
i < 1000000; i++) {
if (i % 1000 == 0) {System.out.println(getName() + ": " + i/1000);}
}
}
}
Thread t1 = new MyThread();
t1.setPriority(Thread.MIN_PRIORITY);
t1.start();
Thread t2 = new MyThread();
t2.setPriority(Thread.MAX_PRIORITY);
t2.start();
Слайд 22Приоритеты потоков
Thread-0: 0
Thread-1: 0
Thread-1: 1
Thread-0: 1
Thread-1: 2
Thread-0: 2
Thread-1: 3
Thread-0: 3
Thread-1:
4
Thread-0: 4
Thread-1: 5
Thread-0: 5
Thread-1: 6
Thread-0: 6
Thread-1: 7
Thread-0: 0
Thread-0: 1
Thread-1: 0
Thread-0:
2
Thread-1: 1
Thread-0: 3
Thread-1: 2
Thread-0: 4
Thread-1: 3
Thread-0: 5
Thread-1: 4
Thread-1: 5
Thread-1: 6
Thread-1: 7
Thread-1: 8
Слайд 23Демон-потоки
(Daemons)
Демон-потоки позволяют описывать фоновые процессы, которые нужны только для обслуживания
основных потоков выполнения и не могут существовать без них
Уничтожаются виртуальной
машиной, если в группе не осталось не-демон потоков
void setDaemon(boolean on)
Устанавливает вид потока.
Вызывается до запуска потока
boolean isDaemon()
Возвращает вид потока:
true – демон, false – обычный
Слайд 24Демон-группы потоков
Демон-группа автоматически уничтожается при остановке последнего ее потока или
уничтожении последней подгруппы потоков
void setDaemon(boolean on)
Устанавливает вид группы
boolean isDaemon()
Возвращает вид
группы:
true – демон, false – обычная
Слайд 25Неконтролируемое совместное использование ресурсов
Недетерминизм программы
Конечный результат работы программы непредсказуем
Некорректность работы
программы
Возможность некорректной работы алгоритма, возникновения исключительных ситуаций
Слайд 26Неконтролируемое совместное использование ресурсов
public class Shared {
private int a
= 0, b = 1;
public void one() { a
= b; }
public void two() { b = a; }
...
}
public static void main(String[] args) {
final Shared object = new Shared();
for (int i = 0; i < 1000; i++) {
new Thread() { public void run() { object.one(); } }.start();
new Thread() { public void run() { object.two(); } }.start();
}
...
}
Слайд 27Блокировки
Только один поток в один момент времени может установить блокировку
на некоторый объект
Попытка блокировки уже заблокированного объекта приводит к приостановке
потока до момента разблокирования этого объекта
Наличие блокировки не запрещает всех остальных действий с объектом
Слайд 28
Блокировки
Поток 1
Поток 2
Поток 3
Объект
1) Накладывает блок
2) Работает
3) Пытается наложить блок
4)
Ждет
5) Снимает блок
6) Накладывает блок
7) Работает
Объедк
Слайд 29Синхронизация
Синхронизированный блок
Синхронизированный метод
//Блокируется указанный объект
synchronized () {
синхронизации>
}
//Блокируется объект-владелец метода
public synchronized void () {
}
Слайд 30Характерные ошибки
Отсутствие синхронизации
Необоснованная длительная блокировка объектов
Взаимная блокировка (deadlock)
Возникновение монопольных потоков
Нерациональное
назначение приоритетов
Слайд 31Специальные методы
класса Object
Каждый объект имеет набор ожидающих потоков исполнения (wait-set)
Любой
поток может вызвать метод wait() любого объекта и попасть в
его wait-set, остановившись до пробуждения
Метод объекта notify() пробуждает один, случайно выбранный поток из wait-set объекта
Метод объекта notifyAll() пробуждает все потоки из wait-set объекта
Слайд 32Особенности использования методов класса Object
Метод может быть вызван потоком у
объекта только после установления блокировки на этот объект
Потоки, прежде чем
приостановить выполнение после вызова метода wait(), снимают все свои блокировки
После вызова освобождающего метода потоки пытаются восстановить ранее снятые блокировки
Слайд 33Запрещенные действия
над потоками
Thread.suspend(), Thread.resume()
Увеличивает количество взаимных блокировок
Thread.stop()
Использование приводит к
возникновению поврежденных объектов
Слайд 34Прерывание потока
public void interrupt()
Изменяет статус потока на прерванный
public static boolean
interrupted()
Возвращает и очищает статус потока (прерван или нет)
public boolean isInterrupted()
Возвращает
статус потока (прерван или нет)
Поток должен в ходе своей работы проверять свой статус и корректно завершать работу, если его прервали
Слайд 35А если поток «спит»?
В том случае, если в текущий момент
поток выполняет методы wait(), sleep(), join(), а его прерывают вызовом
метода interrupt()…
метод прерывает свое выполнение с выбросом исключения InterruptedException !
Потоку не сообщается, что его прервали!
Слайд 36Пример кода
объекта-посредника
public class Keeper {
private Object data;
private boolean gettingData = false;
synchronized public void
putData(Object obj)
try {
while(gettingData)
wait();
data = obj;
gettingData = true;
notifyAll();
} catch(InterruptedException e) {
Thread.currentThread().interrupt();
}
}
...
Слайд 37Пример кода
объекта-посредника
...
synchronized public Object getData()
throws InterruptedException {
while(!gettingData)
wait();
gettingData = false;
notifyAll();
return data;
}
}
Слайд 38Отличия wait() и sleep()
wait() вызывается потоком у объекта, а sleep()
вызывается для потока
ожидающий поток можно запустить методами notifyAll() или notify(),
а «спящий» поток «разбудить» нельзя
wait() вызывается из синхронизированного контекста, а для sleep() это не обязательно
wait() обычно вызывается при условии, причем поток освобождает блокировку на объект
Слайд 40Дополнительные источники
Арнолд, К. Язык программирования Java [Текст] / Кен Арнолд,
Джеймс Гослинг, Дэвид Холмс. – М. : Издательский дом «Вильямс»,
2001. – 624 с.
Вязовик, Н.А. Программирование на Java. Курс лекций [Текст] / Н.А. Вязовик. – М. : Интернет-университет информационных технологий, 2003. – 592 с.
Хорстманн, К. Java 2. Библиотека профессионала. Том 2. Тонкости программирования [Текст] / Кей Хорстманн, Гари Корнелл. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2010 г. – 992 с.
Эккель, Б. Философия Java [Текст] / Брюс Эккель. – СПб. : Питер, 2011. – 640 с.
JavaSE at a Glance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oracle.com/technetwork/java/javase/overview/index.html, дата доступа: 21.10.2011.
JavaSE APIs & Documentation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oracle.com/technetwork/java/javase/documentation/api-jsp-136079.html, дата доступа: 21.10.2011.