Разделы презентаций


01.03.2019 Теория и методология дизайна 1 Учебный курс

Содержание

Теория и методология дизайнаСтруктура методологического знания дизайнераТема 2. Философская методология Структура и функции методологического знания Современные мировоззренческие ориентации Общенаучные принципы и методы исследования Системный подход Деятельностный подход Методологические основы дизайна Система

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория и методология дизайна
Учебный курс

Теория и методология дизайнаУчебный курс

Слайд 2Теория и методология дизайна
Структура методологического знания дизайнера
Тема 2.

Философская

методология
Структура и функции методологического знания
Современные мировоззренческие ориентации
Общенаучные

принципы и методы исследования
Системный подход
Деятельностный подход
Методологические основы дизайна
Система дизайн-деятельности
основные элементы системы дизайна
творческий процесс в дизайне
Базовые принципы дизайна
Базовые категории дизайна

План

Теория и методология дизайнаСтруктура методологического знания дизайнераТема 2. Философская методология Структура и функции методологического знания Современные мировоззренческие

Слайд 3Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
ОБРАЗ
Образ как философская

категория
– результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека,


возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в
форме знаковых систем;
– явление человеческой психики и наиболее экономичный способ накопления
человеком «свернутой», «упакованной» информации об объекте без необходимости
задействования рассудочно-логической, интеллектуальной компоненты оценки и
суммирования полученных данных.

Материальная основа образа – соответствующие нейрофизиологические процессы,
протекающие в коре головного мозга человека или животного.
Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык,
различные знаковые модели.

В современной философской литературе различают:
гносеологический, чувственный, мыслительный и художественный образ.

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаОБРАЗОбраз как философская категория– результат и идеальная форма отражения объекта

Слайд 4Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Художественный образ
– всеобщая

категория художественного творчества, средство и форма освещения
жизни искусством;
– элемент

или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным
существованием и значением (персонаж в литературе, кинофильме и пр.);

! Далеко не все, что изображено, может называться художественным образом. Большая роль характеристик изображения, которые позволяют говорить о том, не «что» изображено а «как» это сделано.

В самом общем смысле - форма существования художественного произведения,
проявляющаяся в его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности.

– особый, присущий только искусству, вид освоения и выражения действительности,
являющийся результатом конкретной художественно-творческой деятельности и
одновременно реализацией исторического культурного опыта человечества в сфере
индивидуально-личностного и общественного сознания;
– форма мышления в искусстве, существенно отличающая его от образа-представления; реализует себя как творческое отношение к действительности, как способ домыслить, дополнить саму логику реальной жизни – это конкретно-чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора.

Образ произведения искусства - предметно соотнесенный сплав эмоции и смысла,
существующий в особом пространстве нашего сознания, пластически выраженная и
закрепленная в материале логика соотнесения и сцепления сущностных смыслов.

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаХудожественный образ– всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освещения

Слайд 5Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Аспекты художественного образа:

онтологический:
художественный образ - факт идеального бытия, своего рода схематический

объект, надстроенный над своей материальной основой некоторые характеристики которой имеют для него значение, другие – нет;
семиотический:
художественный образ - знак, символ, художественную модель, выполняющая трансляцию смыслов и значений в рамках определенной культуры, факт воображаемого бытия, всякий раз заново реализующийся в воображении адресата, владеющего «ключом», культурным «кодом» для его опознания и уразумения; существует в «представимом» пространстве, имеющем свою геометрию и временные связи;
гносеологический:
художественный образ - вымысел, имеющий определенное тождество с такой разновидностью познающей мысли, как допущение;
эстетический:
художественный образ - единство многих факторов творчества, целесообразный организм, в котором нет лишнего, случайного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей.
Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаАспекты художественного образа: онтологический: художественный образ - факт идеального бытия,

Слайд 6Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Качественные характеристики художественного

образа:

целостность и внутренняя нерасчлененность;
одномоментное постижение явления через целостное

представление, минуя логические рассуждения по его поводу;
эмоциональная окраска, являющаяся выражением и результатом отношения к явлению;
идеальность (существование только в сознании);
относительная самостоятельность (сохранение в сознании и возможность развития независимо от непосредственного контакта с произведением);
развитие во времени и в пространстве; существование художественного образа реализуется в процессе диалога между художником и зрителем, вследствие чего он является не мыслью, а процессом и ему свойственна некоторая «незавершенность», «неоднозначность».

Суть и предназначение художественного образа - способность разжигать
«симпатическое волнение», возбуждать поэтическую деятельность у воспринимающего.

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаКачественные характеристики художественного образа: целостность и внутренняя нерасчлененность; одномоментное постижение

Слайд 7Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Среди факторов, влияющих

на развитие художественно-образного мышления не только
практические умения, навыки, но

и специфика восприятия художником
действительности; согласованное взаимодействие практического опыта, знаний,
умений с фантазией, воображением, эмоциональным настроем и эстетической
позицией художника.

Структура художественного образа:
объективная реальность;
субъективный мир художника;
жизненный опыт реципиента.

Составляющие художественно-образного мышления:
образ, возникающий в сознании художника, который он стремится воплотить
средствами искусства
художественное как профессионально-специфический компонент (совокупность
средств искусства для выявления идеи, образа произведения; эстетическая
характеристика, которой оценивают произведение)

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаСреди факторов, влияющих на развитие художественно-образного мышления не только практические

Слайд 8Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Образ в дизайне

(проектно-художественный образ) –
– идеально-чувственное предметное представление смыслов и идей,

возникающее в процессе формирования проектного замысла, создания и восприятия (освоения) объекта дизайна;
– присущий дизайну способ отражения, осмысления и художественной переработки объективной действительности с позиций определенного эстетического идеала в конкретно-чувственной форме;

Образ в дизайне ≠ образу в искусстве, хотя родовые свойства художественного образа здесь сохраняются.

образ в искусстве

образ в дизайне

воспроизведение жизни "в формах самой жизни" (изобразительная
природа) - отражение конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике ;

знаки изобразительного типа, предполагающие сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика – изобразительные искусства; литература, актёрское искусство);

неизобразительный способ образно-художественного отражения
жизни (неизобразительная природа);
знаки неизобразительного типа, т.е. не допускающие узнавания в
образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и
обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам
восприятия, а также знаки смешанного, изобразительно-
неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам
творчества;
выражение различных эмоциональных состояний, влияние на человека
при помощи особых выразительных средств:
эстетически осмысленная и в техническом материале проработанная
сущность конструкции предмета, физические и физико-механические
закономерности (тектоника);

критерии точности, чистоты, математической заданности;

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаОбраз в дизайне (проектно-художественный образ) – – идеально-чувственное предметное представление

Слайд 9Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
образ в искусстве
образ

в дизайне
содержание образа в дизайне определяется объективным началом (требования

к техническому совершенству объекта, его экономической выгоде, учет вкусовых предпочтений массового
потребителя и пр.);
выражаемое содержание носит всегда внеиндивидуальный, типовой, “коллективистский” характер, дизайнер творит не от своего лица, а от лица общекультурной потребности и согласовывает свое авторское видение с эстетическими предпочтениями целевой аудитории;

содержание объекта, отражаемого в
художественном образе, определяется в
значительной степени субъективным
видением художника;
выразительная форма всегда индивидуальна;

«сниженная» степень одухотворенности художественного содержания; художественные ценности слиты с утилитарными и выступают лишь одним из слагаемых (часто подчиненным) общей
ценностной характеристики предмета и потому не претендуют на глубину духовного содержания;

высокая степень одухотворенности
художественного содержания;
художественные ценности формируют
глубину духовного содержания;

элементы предметно-пространственной среды являются объектом изображения

элементы предметно-пространственной среды рассматриваются в
качестве объектов художественной организации;

красота в ее функциональной зависимости от пользы, от
общественных качеств вещи; совмещение красоты и пользы,
художественные ценности соединяются с ценностями утилитарного,
прагматического свойства.

неутилитарное созерцание

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаобраз в искусствеобраз в дизайне содержание образа в дизайне определяется

Слайд 10Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Образ в дизайне

включает:
проектный образ (образный метод проектирования, функция проектного мышления дизайнера:

все возможные восприятия создаваемого дизайнером образа переносятся в план его внутренней речи и отражаются в точке зрения на проектируемый объект);
потребительский образ (образность как свойство вещи, рассматриваемой в контексте восприятия и осмысления ее потребителем).

Проектный образ:
идеальный объект, или художественная модель, созданная воображением дизайнера, в которой отражается реальный смысл;
целостная и завершенная в своем строении художественная форма, в которой все части согласованы друг с другом и с целым, в соответствии с выражаемым в этой форме содержанием;
предметно выраженный смысл.

Проектный образ ≠ потребительскому образу (отражает сознание совокупности потребителей, экономику, производство, культуру и пр.).

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаОбраз в дизайне включает: проектный образ (образный метод проектирования, функция

Слайд 11Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Основные качественные характеристики

образа в дизайне:

идеальность;
целостность и внутренняя нерасчлененность;
одномоментное постижение

явления через целостное представление, минуя логические
рассуждения по его поводу;
развитие во времени и в пространстве;
относительная самостоятельность (сохранение в сознании и возможность развития
независимо от непосредственного контакта с произведением), корректировка в процессе потребления;
эмоциональная окраска, являющаяся выражением и результатом отношения к явлению; в силу
специфики визуальных средств деятельности, дизайнеру подвластны для генерирования средствами
дизайна только обобщенные состояния чувственных переживаний человека (доведенные до высокой
степени абстракции), комбинацией которых можно описать большинство возможных впечатлений от
объекта проектирования (например: статичность (спокойствие, уверенность) – динамичность
(подвижность, беспокойство);стройность – расслабленность; строгость – рассеянность; деловитость –
скромность; нарядность, торжественность – уютность и пр.).
выразительная визуальная организация на основе тектоники;
масштабность (смысловая сторона объекта, его ранг, роль среди других элементов и явлений
действительности – масштаб героический, грандиозный, как бы исключающий соразмерность
человеку в своем восприятии и масштаб камерный, более мелкий);
«заземленность», определяемая массовым характером потребности, прагматичностью,
утилитарностью проектных задач.
Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаОсновные качественные характеристики образа в дизайне: идеальность; целостность и внутренняя

Слайд 12Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Стороны образного содержания

дизайнерского объекта:

эмоциональная ориентация – совокупность ожидаемых и фактических эмоционально-чувственных

характеристик дизайнерского произведения, отражает способность потребителя испытать тот или иной набор чувств и переживаний, вызванных внешним видом и особенностями функционирования данного прибора, инструмента, средовой ситуации.
Из-за специфики своих визуальных средств дизайну подвластны только обобщенные состояния, доведенные до высокой степени абстракции: такие ощущения, как стройность, строгость, деловитость, нарядность, торжественность, расслабленность, динамичность, статичность, скромность, уютность и пр.; если дизайнеру нужны более конкретные и тонкие ассоциации, он прибегает к средствам других видов искусства;
масштабность – складывающаяся у потребителя представление о значении, роли дизайнерского объекта по отношению к его окружению, человеку вообще и обществу в целом;
тектоничная организация дизайн-формы.

Художественный образ в дизайне возникает тогда, когда пластическими средствами
в объекте воплощается (приобретает физическое бытие) некое целостно-духовное, эмоционально-
интеллектуальное содержание, обращенное к аналогичному – целостно-духовному,
эмоционально-интеллектуальному – восприятию, переживанию человека в процессе практического
использования данного объекта или же при его созерцании (в условиях домашнего или музейного
экспонирования).

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаСтороны образного содержания дизайнерского объекта: эмоциональная ориентация – совокупность ожидаемых

Слайд 13Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Механизм формирования образных

представлений
Восприятие и эмоционально-чувственная оценка объекта дизайна реализуются посредством его формы

- системы элементарных зрительных образов, соединенных сознанием реципиента в цельную структуру, несущую информацию об:
ограничивающих «тело» объекта поверхностях;
прорисовывающих его линиях;
их объемных и пространственных комбинациях;
цветовых характеристиках и т.д.

Структура зрительного освоения дизайнерской формы:
отдельные реакции глаза на те или иные зрительные раздражения - от рисунка линий, цветных пятен и пр.;
более или менее отчетливые представления о предметах и явлениях, входящих в дизайнерский ансамбль;
комплексное мнение о смысле формы, ее предназначении, роли в жизни человека.
Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаМеханизм формирования образных представленийВосприятие и эмоционально-чувственная оценка объекта дизайна реализуются

Слайд 14Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Слагаемые и результаты
Специфика

получаемой информации
Суть процессов восприятия
Образ объекта
Художественное
видение
(оценка целого)
Визуальное
целое
(дизайнерская


структура)

Формализация
(обобщение,
укрупнение значимых
элементов структуры)

Беспорядочное
поэлементное
восприятие
(фундамент будущих
образных впечатлений)

трансформация
ощущения в образ

IV

ІІІ

ІІ

І

Интегральные
впечатления:
тектоническая организация;
масштабность
эмоциональная ориентация

*при сохранении «частных»
моментов восприятия

Композиция совокупности
элементов
игра объемов, цветовые сочетания,
пространственные комбинации,
ритмические ряды, контрастные
и нюансные сопоставления

Дизайнерские
объекты
(элементы
системы)

«формальная» логика
развития проектной идеи

«Элементарные»
визуальные сигналы
пятно, линия, цвет, фигура,
грань, размер, масса, поверхность,
объем, пространственное тело

Визуальные свойства
элементов

Средства, процессы и системы визуализации дизайнерского замысла

Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаСлагаемые и результатыСпецифика получаемой информацииСуть процессов восприятияОбраз объекта Художественное видение

Слайд 15Теория и методология дизайна
Методологические основы дизайна
2.3.3
Базовые категории дизайна
Основные качественные характеристики

образа в дизайне:
идеальность;
целостность и внутренняя нерасчлененность;
одномоментное постижение явления через целостное

представление, минуя логические рассуждения по его поводу;
развитие во времени и в пространстве;
относительная самостоятельность (сохранение в сознании и возможность развития независимо от непосредственного контакта с произведением), корректировка в процессе потребления;
эмоциональная окраска, являющаяся выражением и результатом отношения к явлению; в силу специфики визуальных средств деятельности, дизайнеру подвластны для генерирования средствами дизайна только обобщенные состояния чувственных переживаний человека (доведенные до высокой степени абстракции), комбинацией которых можно описать большинство возможных впечатлений от объекта проектирования:
статичность (спокойствие, уверенность) - динамичность (подвижность, беспокойство);
стройность - расслабленность;
строгость -рассеянность;
деловитость - скромность;
нарядность, торжественность - уютность.
Для более конкретных и тонких ассоциаций дизайнер должен прибегать к средствам других видов искусства.
выразительная визуальная организация на основе тектоники;
масштабность (смысловая сторона объекта, его ранг, роль среди других элементов и явлений действительности - масштаб героический, грандиозный, как бы исключающий соразмерность человеку в своем восприятии и масштаб камерный, более мелкий);
«заземленность», определяемая массовым характером потребности, прагматичностью, утилитарностью проектных задач.
Теория и методология дизайнаМетодологические основы дизайна2.3.3Базовые категории дизайнаОсновные качественные характеристики образа в дизайне:идеальность;целостность и внутренняя нерасчлененность;одномоментное постижение

Слайд 16Теория и методология дизайна
Per áspera ad astra (лат.). / Через

тернии к звездам
До новой встречи!
Грызите гранит науки!

Теория и методология дизайнаPer áspera ad astra (лат.). / Через тернии к звездамДо новой встречи!Грызите гранит науки!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика