Слайд 1«Модели введения принципа индивидуализации и в образовательные учреждения»
Т.М. Митрошина,
руководитель
Удмуртского регионального отделения МТА, член правления Межрегиональной тьюторской ассоциации, тьютор
АМОУ «Гуманитарный лицей» г.Ижевск
Слайд 2Вопросы
Что говорится в нормативных документах по теме
«Индивидуализация образования»?
Кто такой тьютор?
Возможные виды тьюторской позиции
в школе?
Если тьютор не школе, то где? (модели введения тьюторства в других образовательных пространствах)
Слайд 3Такт 1.
Что говорится в нормативных документах по теме
«Индивидуализация образования»?
Слайд 4Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в
силу с 21.10.2014)
5 ключевых понятий в ФЗ № 273:
Слайд 6Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России)
от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 448н)
Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Слайд 7ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Слайд 8Жизненная ситуация
тьюторанта
Четыре трудовые подфункции
Сопровождения формирование и реализации ИОП
А.1 –
Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта
запрос
Тьютор
Карта
интересов
Тьюторант
Слайд 9Карта
ресурсов образовательной
среды
А.2 – Проводить совместно с тьюторантом анализ
ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса
Запрос
Тьютор
Р1
Р2
Рn
Ресурсы (Р)
Рn
Четыре трудовые
подфункции
Сопровождения формирование и реализации ИОП
Слайд 10Ресурсы
А.3 – Оказывать содействие тьюторанту в планировании и реализации индивидуальной
образовательной программы
З
Тьютор
Р1
Р2
Рn
Цели и пути достижения
Образовательный
маршрут, траектория,
план, сценарий
Четыре трудовые подфункции
Сопровождения формирование и реализации ИОП
Слайд 11А.4– Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной
программы
Время и место
самоанализ и самооценки
запрос
движение
достижение
Четыре трудовые подфункции
Сопровождения формирование и
реализации ИОП
Слайд 12ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Слайд 13
Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы
Б.1–
Обеспечивать рациональное использование ресурсов среды для реализации индивидуальной образовательной программы
Характеристики среды:
Вариативность
Избыточность
Открытость
Доступность.
Тьютор
Проект среды
Картирование
ресурсов (поиск,
привлечение,
систематизация):
Социо-культурных
Информационных
Средств деятельности
Личностных.
….
06.07.2012
Слайд 1406.07.2012
Б.2 – Сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными
сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы
Организовывать образовательную
среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы
Тьютор
запрос
движение
достижение
Внешний субъект
Слайд 15ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Слайд 16Инструменты тьютора
рефлексивные тексты, отчеты о практике (деятельности), портфолио, форсайт-технологии ,
личностно-ресурсные карты,образовательные карты и др.
Слайд 17Такт 3.
Возможные виды тьюторской позиции в школе
Слайд 18Введение позиции тьютора может быть реализовано в двух качественных категориях:
-Введение
должности «тьютор», с соответствующей записью в трудовой книжке. Должностные обязанности
такого тьютора полностью соответствуют Приказу Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 августа 2010 года;
-Формирование «тьюторской компетенции» у ключевых фигур образовательного учреждения. В этом случае тьютор может быть представлен разными позициями: тьютор-менеджер, тьютор в профильном предмете (тьютор-консультант), социальный продюсер (ресурсный тьютор). Должностные обязанности такого тьютора определяются локальными актами ОУ.
Слайд 19 Тьютор-менеджер (в существующей системе общего образования - директор ОУ,
заместитель директора по НМР, УВР) - проектирует образовательное пространство по
разработке и реализации индивидуальной образовательной программы учащегося (модель построения ИОП, ИУП, выстраивает связи между субъектами).
Слайд 20Тьютор в профильном предмете (в существующей системе общего образования -
преподаватель профильного предмета высшей категории, научный консультант ВУЗа, учитель-методист) -
помогает выстраивать линию индивидуального сопровождения в профильном предмете. Организует иное, сложно организованное, пространство профильного предмета, где большая часть учебного времени принадлежит самостоятельной работе учащихся, участвует в обсуждении образовательных целей и перспектив учащегося.
Слайд 21 Социальный продюсер (ресурсный тьютор) (в существующей системе общего образования
- социальный педагог, психолог, учитель-методист, заместитель директора по НМР, УВР)
- осуществляет посредническое действие между школой и социумом. Социальный продюсер вместе с учащимся фиксирует его проблемное поле и показывает возможные направления движения и ресурсы в социуме. Одним из самых востребованных видов деятельности является организация совместно с куратором, родителями и выпускниками предпрофессиональных стажировок и практик
Слайд 22Такт 4.
Если тьютор не в школе, то где?
Слайд 23По результатам свободного обсуждения в финале вебинара от 9.10.2013 г.Международной
школы практической педагогики(83 участника)
Независимые консультационные тьюторские центры
(возможно совместно с
центрами «Репетитор»)
Система СПО (старшие курсы в позиции «тьютор- навигатор» для младших курсов)
Система дополнительного образования ( тьютор в сопровождении исследовательской, проектной, творческой деятельности)
Общественные организации по работе с детьми- инвалидами (тьюторское сопровождение семей)
Семья
Слайд 24 Ближайшие планы 2016-2017
Экспертиза практик индивидуализации в ОУ УР, сентябрь-октябрь
КПК
«Введение в теорию и практику тьюторства» (72 часа), документ ИРО,
в течение года
«Методические среды»- технологии тьюторской деятельности, раз в месяц
НПК «Антропопрактики: между вызовом и желанием» 4-6 декабря УдГУ
Авторский семинар «Образовательная картография», «Индивидуальный проект в старшей школе»
Слайд 25
Митрошина Татьяна
Михайловна, vitami@udm.ru ,
8-912-8520690
Основные проекты:
-Школа индивидуального образования
АМОУ «Гуманитарный лицей» (реализуется с 1997 года)
-Республиканский турнир «Дебаты» среди
старшеклассников (реализуется с 2002 года)
-Региональный тьюторский центр – Удмуртия (реализуется с 2010 года)