Слайд 1МОДУЛЬ 1. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМА 1-2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИИ, ЕГО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Лемешева Елена Михайловна
Lemeshevw@mail.ru
Слайд 5Основная проблема исследования общества –
с одной стороны, общество есть продукт
творческой деятельности людей, сознательно преследующих свои цели и интересы.
с другой
стороны — оно есть система объективных общественных отношений, детерминирующих целенаправленную человеческую деятельность.
Слайд 6Зачем мне нужно изучать обществознание?
Слайд 7Дореволюционный этап в развитии обществознания
Мы не можем говорить о существовании
такого предмета или предметной области, правильнее говорить о развитии социально-политических
идей в России XIX – начале XX.
В основном, это проекты социального преобразования, программы изменения социальной реальности в соответствии с общественным идеалом.
Слайд 8Художественное направление: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский;
Социально-политические исследования:
М. М. Сперанский;
Школа политической и правовой науки, представленная именами Б. Н. Чичерина,
К. П. Победоносцева, М. Я. Острогорского, Л. А. Тихомирова, И. А. Ильина и др.
Ведущей тенденцией российской общественной мысли являются историософские поиски смысла истории и «суда» над историческим процессом. К данному направлению относятся такие крупнейшие русские философы, как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. С. Хомяков, В. Ф. Эрн и др.
Слайд 9Под историософией понимается исследование общих принципов философии истории с акцентом
на идее софийности. Историософия предстает как философско-теологический поиск смысла русской истории и русского государства,
как осознание исторической миссии русского народа.
Ответ на эти вопросы определяется парадигмой «Запад – Россия», задающей направленность социальных исследований. В полемике западников и славянофилов с особой силой проявился подъем русского национального самосознания, патриотизм и чувство ответственности за судьбу России.
Слайд 10Общинный дух проявляется в органических отношениях между народом и властью,
построенных на любви и свободе. Общественный идеал для Хомякова находится
в прошлом, — это допетровская «Святая Русь». Россия представляет собой иной, отличный от Запада путь исторического развития.
Западники, в отличие от славянофилов, рассматривали Россию не как иной тип исторического развития, а как другую ступень единого общеисторического развития. На этом основании делался вывод о необходимости для России капиталистического пути.
Слайд 11Центральная идея историософии Соловьева — «взаимная необходимость» христианского Востока и Запада
как условие и этап всемирно-исторической перспективы человечества, завершающего себя в
Богочеловечестве. Создание культуры Богочеловечества («вселенской культуры») является главной задачей «христианской политики».
История человечества у Соловьева предстает не как одномерный политический процесс, а как сложный нравственно-эстетический феномен.
Слайд 12Состояние и проблемы обществоведческого образования в XX веке
История развития предмета
может быть представлена следующей периодизацией:
первый этап — 1917/1918 —
середина 1930-х гг.;
II этап — середина 1930-х — начало 1960-х гг.;
III этап — начало 1960-х — конец 1980-х гг.;
IV этап — конец 1980-х — до настоящего времени.