Слайд 1 Архитектура и скульптура России
Материал для подготовке к ГИА и
ЕГЭ по истории.
Слайд 2I раздел
Архитектура
А) древнерусская архитектура
Слайд 4 Десятинная церковь в Киеве
В лето 6497 … Володимер помысли
создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек.
«Повесть временных лет»
Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название.
Слайд 6Софийский собор в Киеве
храм, построенный в XI веке в центре
Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был
внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Слайд 7Софийский собор в Киеве
По одной из версий строительство началось в
1037 году в честь победы над печенегами.
В 1240 году
Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.
Слайд 9Софийский собор в Новгороде
главный православный храм Великого Новгорода, созданный в
1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным
славянами.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Слайд 11Церковь Покрова на Нерли
белокаменный храм во Владимирской области России, в
полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.
В литературе
принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне.
Слайд 13Успенский собор Владимира
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе
Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор
был расписан. «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится».
Слайд 15Дмитровский собор Владимира
придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском
дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского, построен в
1194—1197 гг.
Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде.
Слайд 16Церковь Спаса на Нередице
храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км
к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла
Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.
Слайд 17Церковь Спаса на Нередице
Построена за один сезон около 1198 года
при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших
сыновьях.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.
Слайд 18С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и
других жителей.
Их объединяют общие черты новгородского стиля:
Одноглавые
Невысокие
Небольшие в объёме,
трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие
Спаса на Ильине улице,
1374г.
Церковь Симеона
в Зверином монастыре
Церковь Федора
Стратилата на Ручью
1360 – 1361гг.
Слайд 19I раздел
б)Московская архитектура
XIY –XYII в.в.
Слайд 20Белокаменный кремль (картина Васнецова)
Слайд 21Белокаменный кремль (картина Васнецова)
Дубовые стены и башни Кремля прослужили более
двадцати пяти лет. В 1365 году в один из засушливых
дней в московской церкви Всех Святых случился пожар, получивший в истории название Всехсвятского. В течение двух часов сгорела вся Москва, в том числе и деревянные стены Кремля.
Княжившему в то время великому московскому князю Дмитрию Ивановичу необходимо было срочно возводить новые укрепления для защиты Москвы от нападений Золотой орды и Литовского княжества. Было решено строить стены и башни из более прочного и несгораемого материала - из камня, что и было сделано в 1367 году.
Слайд 22Успенский собор Московского Кремля
Слайд 23Успенский собор Московского Кремля
Первое каменное здание собора было заложено в
1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой.
В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Слайд 24Благовещенский собор Московского Кремля
Слайд 25Благовещенский собор Московского Кремля
Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с
элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он
расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль в конце XV века.
Слайд 26Благовещенский собор Московского Кремля
великий князь Иван III поручил построить свою
домовую церковь зодчим города Пскова. У восточной стены его строится
двухэтажное хранилище - Казенный двор, где хранилась государева казна.
Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе.
Слайд 27Архангельский собор Московского Кремля
Слайд 28Архангельский собор Московского Кремля
Первый деревянный Архангельский собор в Кремле в
1247—1248 годах.
В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил
новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода.
Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового.
Слайд 29Грановитая палата Московского Кремля
Слайд 30Грановитая палата Московского Кремля
памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из
древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 годах
по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения
Слайд 31Церковь Ризположения Московского Кремля
Слайд 32Церковь Ризположения Московского Кремля
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы служила домовым
храмом митрополитов и патриархов русских. Она была построена псковскими мастерами
в 1484-1485 годах.
Слайд 34Колокольня Иван Великий
Колокольня Ивана Великого была построена в 1505-1508 гг.
вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника “иже под колоколы”, возведенной при
Иване Калите на Соборной площади. Итальянский архитектор Бон Фрязин создал ярусное сооружение - “восьмерик на восьмерике” высотой около 60 м, завершающееся главой.
Слайд 36Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в
1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»
— главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.
Монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки.
Слайд 38Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также
называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной
площади Китай-города в Москве.
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, Барма и Постник — два разных архитектора,
Слайд 39Красный Кремль Москвы
Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается
под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари (см.:
Кастелло Сфорцеско). В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами.
Слайд 40Красный Кремль Москвы
Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие
в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая
высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м. В 1485—1516 годах строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением
Слайд 41Троицкая башня
Троицкая башня построена в 1495—1499 гг. итальянским архитектором Алевизом
Фрязиным Миланцем (итал. Aloisio da Milano). Своё нынешнее название получила
в 1658 году указом царя Алексея Михайловича по находившемуся рядом подворью Троицкого монастыря.
Слайд 42Спасская башня
Башня была сооружена в 1491 году в период княжения
Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные
плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.
Слайд 43Тайницкая башня
В последние годы XV века Иван III задумал перестройку
башен и стен Кремля. Начало этого строительства тесно связано с
именем зодчего с итальянскими корнями Антона Фрязина. Итальянский архитектор прибыл в Москву в 1469 году в составе свиты для подготовки брака Ивана III и Софии Палеолог. В 1485 году Антон Фрязин заложил башню.
Слайд 45Теремной дворец Кремля
построены в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила
Романова мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым.
Это первые каменные покои в царском дворце.
В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлёвского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.
Слайд 46I раздел
в)Шатровый стиль
XVI – XVII в.в.
Слайд 47Церковь Вознесения в Коломенском
Слайд 48Церковь Вознесения в Коломенском
Первый каменный шатровый храм в России. Основатель
храма — великий князь Московский Василий III. Строительство храма историки
связывают с рождением долгожданного сына Василия III Ивана IV в 1529/1530 году.
Слайд 49I раздел
г)Барокко
1) МОСКОВСКОЕ (НАРЫШКИНСКОЕ)
2) ПЕТРОВССКОЕ
3) ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ
Слайд 501.МОСКОВСКОЕ (НАРЫШКИНСКОЕ)барокко
Нарышкинский стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с
элементами центральноевропейского, прежде всего украинского барокко, элементами «больших» европейских стилей,
таких как ренессанс и маньеризм, белорусских ремесленных промыслов, прежде всего, израцового дела
Успенская церковь на Покровке, в Москве
Слайд 51МОСКОВСКОЕ (НАРЫШКИНСКОЕ)барокко
Церковь Покрова в Филях
Слайд 522.Петровское барокко
термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю,
одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в
новой российской столице Санкт-Петербурге.
Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры
Слайд 53Церковь Архангела Гавриила
(Меншикова башня), арх. И.Зарудный
Слайд 54Кунсткамера,
арх. Георг Маттарнови, Н. В. Гербель, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский,
Р.Р. Марфельд.
Слайд 55Петропавловский собор Петербурга
Возведён в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на
месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704)
Слайд 563.Елизаветинское барокко
термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны
(1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда
второе название— «растреллиевское».
Слайд 58Смольный собор Петербурга
В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна
решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое
монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. Архитектор собора — Бартоломео Франческо Растрелли.
Слайд 60Никольский собор Петербурга
крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный
в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Никольский морской собор строился как «морская
полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского.
Слайд 62Зимний дворец Петербурга
Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах
итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко
с элементами французского рококо в интерьерах. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.
Слайд 63Екатерининский дворец в Царском селе
Слайд 64Екатерининский дворец в Царском селе
Здание заложено в 1717 году по
приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко под
руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1743 году взошедшая на престол Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец.
Слайд 65Большой Петергофский дворец,арх.Б.Растрелли
Слайд 66Красные ворота, арх. Д.В.Ухтомский
Слайд 67I РАЗДЕЛ
Д) КЛАССИЦИЗМ
(1760- 1840г.г.)
Слайд 68Александровский дворец в Царском селе
Слайд 69Александровский дворец в Царском селе
Александровский дворец (также известный как Новый
дворец, Царскосельский дворец) был построен в 1792—1796 годах по распоряжению
императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича (будущего импе- ратора Александра I). Проект дворца составил знаменитый итальянский архи-тектор Джакомо Кваренги. Классицизм.
Слайд 71Дом Пашкова
одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее
Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым по заказу Екатерины
II.
Слайд 72царицино
Царицыно-важнейший памятником «русской готики»; над созданием императорской резиденции в течение
20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи
— Василий Баженов и Матвей Казаков.
Слайд 73Русский классицизм
Сена́тский дворе́ц — здание на территории Московского Кремля, построенное
по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах
Слайд 74Русский классицизм
Голицынская больница — самая старшая из трёх объединённых больниц,
она была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812)
на средства, которые были завещены князем Д. М.Голицыным
Слайд 76Казанский собор Петербурга
один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле
ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А.
Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы.
Слайд 78Исаакиевский собор Петербурга
собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм
Санкт-Петербурга.
Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана;
строительство курировал император Николай I.
Поздний классицизм
Слайд 80Алексадровская колонна
Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре
Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I
в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года.
Слайд 81О́сип (Джузеппе) Ива́нович Бове
российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара
1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть
сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма
Слайд 84Триумфальные ворота (Москва)
сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту
архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в
Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы.
Слайд 86Большой Кремлёвский дворец
один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849
годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под
руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин[1]).
Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров
Слайд 87Большой Кремлёвский дворец
Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и
Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время
используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
Слайд 88Жилярди, Доменико
швейцарский архитектор, работавший в Москве. Лично и в соавторстве
с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные
здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки.
Слайд 91Храм Христа Спасителя (Москва)
кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от
Кремля на левом берегу реки Москвы.
Существующее сооружение — осуществлённое в
1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Слайд 92Храм Христа Спасителя (Москва)
Оригинал храма был воздвигнут в память о
наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности
и любви к Вере и Отечеству,…». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
Слайд 94Храм Христа Спасителя (Москва)
По замыслу К. А. Тона, Храм Христа
Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции
классических примеров, а также и черты Владимиро-Суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии.
Слайд 95I раздел
Е) период эклетики (смешение стилей)
2/2 XIX века
Слайд 96Храм Спаса на крови в Петербурге
Слайд 97Храм Спаса на крови в Петербурге
Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́
или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге сооружён в память того, что
на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России
Слайд 98Храм Спаса на крови в Петербурге
Храм был возведён по указу
императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора
Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «неорусском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Слайд 100Верхние торговые ряды в Москве
Ныне существующее здание Верхних торговых рядов
построено параллельно Кремлёвской стене в 1890—1893 годах по проекту архитектора
А. Н. Померанцева, инженеров В. Г. Шухова и А. Ф. Лолейта. Здание выдержано в псевдорусском стиле, элементы декора позаимствованы у русских памятников эпохи узорочья, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению соседнего здания Исторического музея.
Слайд 102Исторический музей. А.Семенов, В.Шервуд.
Слайд 103Исторический музей в Москве
Здание музея – уникальный историко-архитектурный памятник. Московская
городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего
музея участок земли на Красной площади. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг.
Слайд 104Кракау, Александр Иванович
В 1832 году Кракау поступил в Императорскую
Академию художеств (ИАХ), в класс академика архитектуры К. А. Тона.
В 1839 году Кракау окончил Академию Художеств с Большой золотой медалью. На посту главного архитектора создал одну из своих самых известных построек — здание Балтийского вокзала на Обводном канале (1855—1857 гг.)
Слайд 105Балтийский вокзал. А.Кракау. Санкт-Петербург.
Слайд 107Казанский вокзал в Москве
Здание вокзала построено в 1862—1864 годах (автор
проекта арх. М.Ю. Левестам , с 1894 также и для
Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Рязанского вокзала 20 июля 1862 года.
Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым с авторским коллективом.
Слайд 109Архитектура модерна
архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы
в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от
прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Слайд 111Ярославский вокзал в Москве
В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое
здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества
принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек.
Слайд 112Особняк С. П. Рябушинского, архитектор Ф. О. Шехтель
Слайд 113Дом компании «Зингер» архитектора Павла Сюзора
Слайд 114Елисеевский магазин, архитектор Г. В. Барановский
Слайд 115Гостиница «Метрополь», 1905 год, В. Ф. Валькот, Л. Н. Кекушев,
Н. Л. Шевяков
Слайд 117Конструктиви́зм
советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии
и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине
1930 годов.
Слайд 118Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины
Слайд 119Функциональный метод
— это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная
на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким
образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура.
Слайд 120Дом известий
архитектор Григорий Бархин
Слайд 121Постконструктивизм
название для стиля советской архитектуры 30-х годов XX века, когда
под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма
к сталинскому ампиру. В эту же эпоху многие здания, первоначально выстроенные в стилистике конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении.
Слайд 122Постконструктивизм
Школа 518, Москва, 1932–1936, арх. И. А. Звездин
Слайд 123Сталинский ампир
одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном
искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В
средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.
Слайд 124Иван Владиславович Жолтовский
Дом на Моховой, 1931—1935
Слайд 125Иван Владиславович Жолтовский
Здание Московского ипподрома, 1950—1955
Слайд 126Сталинский ампир
Министерство иностранных дел, арх. М. Минкус, 1948 по 1953
годы
Слайд 127Сталинский ампир
Главное здание МГУ. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С.
Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов, 1949—1953 годы
Слайд 128Сталинский ампир
Гости́ница «Москва́» — одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная
в 1933—1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана
и А. Щусева. Разобрана в 2004 году.
Слайд 130Скульптура ½ XVIII века
В Петровское время интерес к скульптуре становится
невероятно острым. «Становится вполне осознанной глубокая содержательная функция скульптура, были
оценены ее многообразные возможности. Ее рассматривали как могучее средство пропаганды идей большого общественного значения, как средство выражения духовного и физического совершенства человека».
Слайд 131Карло Растрелли
Памятник Петру I (Михайловский замок), 1743 (установлен в
1800).
Слайд 132Медный всадник
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в
1768—1770. Голову Петра лепила его ученица , Мари-Анна Колло. Змею
по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев.
Слайд 133 Иван Зарудный.
Иконостас Петропавловского собора, 1726. Дерево
Слайд 134Скульптура 2/2 XVIIIвека
В середине XVIII века декоративная скульптура переживала подъем.
Она нашла широкое применение в архитектуре барокко. Тогда в России
строилось огромное число роскошных дворцовых и общественных сооружений. В этот период определяющим стилем являлось барокко, который характеризуется динамичностью, каскадом объемов и живописным светотеневым трепетом, беспокойностью.
Слайд 135Федот Шубин
Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это
бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического,
М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие.
Создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785)
Слайд 136Федот Шубин
Ломоносов
Мраморная статуя Екатерины II.
Слайд 137Михаи́л Ива́нович Козло́вский
Памятник Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге
Слайд 138Михаи́л Ива́нович Козло́вский
Скульптура Самсона в центральном фонтане парка Петергоф
Слайд 140Иван Мартос
памятник русскому учёному-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову, открытый в
Архангельске в 1832 году
Слайд 141Скульптура XIX века
Особенное оживление получила русская скульптура во второй половине
царствования императора Николая I благодаря любви этого государя к искусству
и покровительству, которое он оказывал отечественным художникам, равно и таким громадным предприятием, как постройка и украшение Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. Простор этот открылся с наступлением эпохи великих реформ Александра II — эпохи, в которую начертательные искусства России, вслед за её литературой, сделались выразителями самосознания, пробудившегося в русском обществе, стали невольно отзывчивы на его сомнения, желания и надежды.
Слайд 142Бори́с Ива́нович Орло́вский
монументы Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора
Слайд 143Бори́с Ива́нович Орло́вский
Ангел на Александровской колонне
Слайд 145Марк Матве́евич Антоко́льский
«Иван Грозный»
Слайд 146Марк Матве́евич Антоко́льский
«Нестор-летописец» (1890)
Слайд 147Михаил Осипович Микешин
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в
Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного
призвания варягов на Русь.
Слайд 148Михаил Осипович Микешин
В 1859 г. объявлен конкурс на
сочинение проектов памятника, предположенного к постановке в Новгороде по случаю
тысячелетия России; М. принял участие в этом состязании, и представленный им проект, признанный лучшим из всех, был принят к исполнению. Ему пришлось изучать скульптурную технику, дабы руководить работами специалистов, приглашенных им для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник "Тысячелетие России" создал М. репутацию выдающегося русского ваятеля. Со времени его открытия художник, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во всех конкурсах по монументальной скульптуре, объявленных не только в России, но и во многих заграничных.
Слайд 149Михаил Осипович Микешин
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. 1873
Слайд 150Михаил Осипович Микешин
Надписи: на постаменте накладными знаками с лицевой
стороны: М. Ю. / Лермонтову / 1814 — 1841;
с тыльной
стороны: Демон, / Ангел, Бородино, / Герой нашего времени, / Песня про купца / Калашникова, / Пророк, Отчизна, /Валерик, Мцыри, / Спор.
Слайд 151Алекса́ндр Миха́йлович Опеку́шин
памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза,
гранит, открыт в 1880), сочетающий приподнятость образа с его исторической
конкретностью и достоверностью.
Слайд 152Скульптура XX века
Лучшие традиции русской скульптуры развили дальше советские мастера
А. Т. Матвеев, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков,
И. Д. Шадр, В. И. Мухина и др. В первые годы после Октябрьского переворота, в период Гражданской войны не было возможности создавать памятники из твердых дорогих материалов, поэтому они почти не сохранились.
Слайд 153Анна Семёновна Голубкина (1864-1927)
Голубкина стала одним из первых скульпторов, создавших
в своих произведениях образ людей труда. Ей также принадлежит первый
в России скульптурный портрет Карла Маркса.
Слайд 154Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия Иванов, 1887—1941)
«Булыжник — оружие пролетариата»
Слайд 155Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953)
Рабочий и колхозница, 1937
Сталь. Высота: около 25
м
Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937). Ныне —
близ Северного входа на ВВЦ
Слайд 156Серге́й Тимофе́евич Конёнков (1874 — 1971)
Конёнков работает над «лесной серией»,
в которой широко использует дерево, применяя различные приёмы обработки. Для
него лес — это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918).
«Нищая братия»
Слайд 157Сергей Михайлович Орло́в (1911—1971)
Памятник Юрию Долгорукому, 1954,бронза.
Тверская площадь, Москва
Слайд 158Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (1908 — 1974)
«Во́ин-освободи́тель» — монумент в берлинском
Трептов-парке.
установлена 8 мая 1949 года).
Слайд 159Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (1908 — 1974)
Работая в соавторстве с архитекторами,
стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы
пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.[
Слайд 160Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (1908 — 1974)
1958—1967г. По проекту и под
непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на
Мамаевом кургане в Волгограде
Слайд 161Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (1908 — 1974)
1957 год. Вучетич
становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у
здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала ГТГ на Крымском валу в Москве.
Слайд 162Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (1908 — 1974)
Па́мятник Фе́ликсу Эдму́ндовичу Дзержи́нскому был
воздвигнут в 1958 году в Москве на площади, названной именем
Дзержинского после его смерти (1926), напротив главного здания ОГПУ (НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ). Демонтирован 22 августа 1991 года.
Слайд 163Зура́б Константи́нович Церете́ли (1934- …)
Памятник был воздвигнут в 1997 году
по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния
Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.
Слайд 164III раздел
Примерные задания В12, В13 КИМов 2013, 2014 года
«рассмотрите изображения
и выполните задания»
Слайд 165
В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1. памятник находится во
Владимире.
2. памятник построен в стиле «нарышкинского ба-рокко».
3. построен в честь
рожде-ния наследника Василия III
4. построен в шатровом стиле.
5. церковь разрушена в годы Великой Отечествен-ной войны.
Слайд 166В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы царствования
правителя, в честь рождения которого построена церковь?
1)
2)
3)
4)
Слайд 167В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1. памятник построен в
честь победы над Наполеоном.
2.памятник расположен на Дворцовой площади.
3.заказчиком был АлександрI.
4.автор
монумента Фальконе.
5.этот памятник воспет М.Ю. Лермонтовым.
Слайд 168В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы царствования
императора, при котором был создан монумент?
1)
2)
3)
4)
Слайд 169В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1. памятник сооружен по
указанию Петра I в честь победы в Северной войне.
2. архитектор
– Б.Растрелли.
3. Памятник расположен в Москве.
4. Заказчиком монумента была Екатерина II.
5. Архитектор – Фальконе, итальянский архитектор специально приглашенный в Россию.
Слайд 170В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1.Памятник является победителем конкурса,
про- водимого Академией худо- жеств.
2. Автор – Опекушин.
3. Памятник находится
в Ниж- нем Новгороде.
4. Автор – Микешин.
5. Памятник сооружен по зака- зу императора АлександраII.
Слайд 171В13. Какое здание из представленных ниже находится в городе, где
установлен монумент?
1)
2)
3)
4)
Слайд 172В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1. Монумент расположен на
Малаховом кургане.
2. Автор – Е.Вутетич.
3. Входит в мемориальный комплекс, посвященный
Сталинградской битве.
4. Расположен в городе- герое Севастополе.
5. Посвящен Курской битве.
Слайд 173В13. Какой памятник сооружен по проекту этого же скульптора?
1)
2)
3)
4)
Слайд 174В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1.Памятник посвящен событиям Смутного
времени.
2.Находится на Дворцовой площади Петербурга.
3.Сооружен по распоряжению Михаила Романова.
4.Находится на
Красной площади Москвы.
5.Автор – Козловский М.И.
Слайд 175В13. Какое здание входит в ансамбль площади, на которой находится
памятник?
1)
2)
3)
4)
Слайд 176В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
Памятник включен в ансамбль
Казанского собора Петербурга.
2. Посвящен одному из выдающихся полководцев Отечественной войны
1812 г.
3. Автор – А.Мартос.
4. Памятник сооружен по распоряжению СНК.
5. Памятник разрушен в годы Великой Отечественной войны
Слайд 177В13. Какое здание из представленных ниже посвящено этому же историческому
событию?
1)
2)
3)
4)
Слайд 178В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
Расположен на Поклонной горе
в Москве.
Автор – Мухина В.
Монумент расположен в берлинском Трептов-парке.
Символизирует победу
советского народа над фашизмом.
Автор – Вутетич Е.В.
Слайд 179В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы установки
памятника?
1)
2)
3)
4)
Слайд 180В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1)Памятник установлен в Петербурге.
2)Скульптор
– Вутетич Е.В.
3)Памятник воздвигнут в честь 50-ой годовщины СССР.
4) Памятник
советской эпохе, был демонтирован в 1991 году.
5) Памятник основателю ВЧК.
Слайд 181В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы установки
памятника?
1)
2)
3)
4)
Слайд 182В12.Какие 2 суждения о памятнике являются верными?
1.Памятник Новгородской земли XII
века.
2. Памятник Владимиро- Суздальской земли XII в.
3.Построен по заказу Владимира
Мономаха на месте гибели братьев.
4.Относится к шатровому стилю.
5.Построен по заказу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне.
Слайд 183В13. Какое здание из представленных ниже построено в годы правления
князя, при котором был создан памятник?
1)
2)
3)
4)