Слайд 2Монастыри появились в Древней Руси в XI в., спустя несколько
десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными.
Слайд 3Начало русского монашества летопись связывает с деятельностью монаха Антония, жителя
города Любеча, принявшего монашество на Афоне и появившегося в Киеве
в середине XI в.
Слайд 4По преданию, Антоний научился правилам иноческого жития, а затем получил
повеление от Бога возвратиться на Русь. В «Повести временных лет»
говорится, что, придя в Киев, Антоний ходил по монастырям в поисках места подвижничества, но «не возлюбил» ни одного из них. Найдя пещеру Илариона, он поселился в ней.
Слайд 5Первым русским православным монастырем считается Печерский (впоследствии Киево-Печерская лавра), возникший
на одной из киевских гор по почину Антония.
Слайд 6Однако подлинным родоначальником монашества Русская православная церковь считает Феодосия, принявшего
иночество по благословению Антония.
Слайд 7При нем число братии возросло с двадцати до ста человек.
Феодосий очень заботился о духовном возрастании монахов и об устроении
монастыря, строил кельи, а в 1062 г. заложил каменный храм Успения Богородицы.
Слайд 8При Феодосии Печерская обитель получила общежительный устав по образцу Студийского
монастыря в Константинополе и стала самым крупным монастырем в Киеве.
Феодосий был талантливым церковным писателем, оставил немало духовных сочинений.
Слайд 9Обычно монастыри строили вдали от суеты, чаще всего за городской
чертой, в пустынном месте. Их ограждали высокими стенами, которые нередко
имели военно-стратегическое значение. Монастырские стены обозначают границу между духовным и мирским. За ними человек должен ощущать себя защищенным от внешних бурь и волнений, отгороженным от мира.
Слайд 10В ограде монастыря нет суеты, люди говорят тихо, здесь исключен
праздный смех, запрещены пустые разговоры, а тем более бранные слова.
Тут не должно быть ничего, что рассеивало бы внимание или соблазняло человека, напротив, все должно настраивать на высокий духовной лад. Монастыри были духовной школой не только для лиц, избравших иноческий образ жизни, но и для мирян.
Слайд 11Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной
истории Руси. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания
представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты. Они были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на древнерусский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения, летописи.
Слайд 12Благочестивые иноки собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого
разнообразного содержания. И не только Священное Писание и богослужебные книги,
но и разного рода сборники, поучения, сказания, жития святых, которые сделались любимым чтением грамотного человека.
Слайд 13Первым летописцем, по преданию, был монах Нестор (живший во второй
половине XI в.), а составителем первого летописного свода — игумен
одного киевского монастыря Сильвестр (начало XII в). Записи достопамятных событий, совершавшихся из года в год (из лета в лето — отсюда название «летопись»), сохранили для нас исторические события далекого прошлого.
Слайд 14К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях
и крупных городах Руси. Наиболее известные из них — это
Юрьев монастырь в Новгороде
Слайд 15К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях
и крупных городах Руси. Наиболее известные из них — это
Антониев монастырь в Новгороде
Слайд 16К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях
и крупных городах Руси. Наиболее известные из них — это
Варлаамо-Хутынский монастырь в Новгороде
Слайд 17К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях
и крупных городах Руси. Наиболее известные из них — это
Елецкий монастырь в Чернигове
Слайд 18К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях
и крупных городах Руси. Наиболее известные из них — это
Богородице-Рождественский монастырь во Владимире-на-Клязьме