Слайд 1Монастыри Тульской области
МКОУ «Двориковская СОШ» Воловского района Тульской области
Презентация по
ОРКСЭ
5 класс
Работу выполнила Плотникова Е,Н.
2015г
Слайд 2Монастырь – это место, где живут монахи (монахини) или иноки.
Слайд 3Монастырь – это община монахов, проживающих на одной территории, подчиняющихся
единому уставу и служению Богу.
Монастырь – это
также комплекс богослужебных, хозяйственных и жилых строений, используемых монашеской общиной.
Слайд 4Монастыри на Руси играли роль центров духовной культуры и просвещения:
в них создавались летописи, иконы, переписывались книги. В каждом монастыре
обязательно есть храм. Сегодня монастырей не так много, как раньше, но многие из сохранившихся являются поистине жемчужинами архитектуры.
Слайд 7Монастырем управляет игумен или игуменья
Слайд 8Монастыри на Руси, монахини, иноки и другие представитель духовенства, принявшие
монашеский обряд появились очень давно.
Слайд 9В монастырях (а они бывают раздельные для монахов и монахинь)
живут люди, которые решили уйти от мирской суеты и посвятили
свою жизнь Богу. Они усердно молятся, заботятся о неимущих, больных, сиротах; также они трудятся в монастыре: занимаются овощеводством, скотоводством, рыбной ловлей (если рядом река), плотничают, шьют одежду и т.д.
Слайд 10Монахи строго соблюдают все посты, ведут очень скромную жизнь; вы
видите келью (комнату) монаха, в ней нет ничего лишнего.
Слайд 11Монастыри на Руси играли роль центров духовной культуры и просвещения:
в них создавались летописи, иконы, переписывались книги. В каждом монастыре
обязательно есть храм. Сегодня монастырей не так много, как раньше, но многие из сохранившихся являются поистине жемчужинами архитектуры.
Слайд 12Свято Казанский женский монастырь
с. Колюпаново Алексинский район
Слайд 13Свято-Казанский женский монастырь
Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского
района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексием II и является одним из молодых строящихся православных монастырей. Однако история зарождения монастыря начинается в далеком прошлом.
Святынями монастыря являются мощи блаженной Евфросинии Христа ради юродивой под спудом, которые находятся на месте ее захоронения в 1855 году в храме Казанской Божией Матери и святой источник блаженной Евфросинии. Источник имеет статус памятника регионального значения.
Слайд 16Престольный Праздник — день памяти Cвятой Блаженной старицы Ефросинии, в
храме Свято-Казанского женского монастыря села Колюпаново Алексинского района отмечается ежегодно
16 июля, в этот день сюда съезжаются паломники не только из России, но и из дальних зарубежных стран помолиться, набрать воды из целебного колюпановского источника, окунуться в купальне в прохладную святую воду.
Слайд 17В начале XVI века в Тульской губернии образовалось село Колюпаново
и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу
Оки во имя иконы Казанской Божией матери. Он просуществовал до 1779 г. и сгорел от удара молнии. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили спасенную от пожара икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Храм строился на средства М.А. Бобрищева-Пушкина, и в начале 1783 г. постройка была окончена. Икона Казанской Божией матери с большим торжеством было перенесена в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом храме в июле 1855 г. погребена блаженная старица Евфросиния Христа ради юродивая княжна Вяземская.
Слайд 186 июля (3 июля по ст. ст.) 1855 года в
селе Колюпанове, Алексинского уезда, Тульской губернии, в доме помещицы Натальи
Алексеевны Протопоповой скончалась «неизвестная старица, блаженная Евфросиния Григорьевна».
Блаженная старица, отказавшись от мира, тщательно скрывала своё происхождение, но об обстоятельствах из своей жизни сама она случайно упоминала в разговорах с людьми. По окончании Смольного института Евдокия Вяземская, происходившая из знатного рода, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II.
Три фрейлины договорились. одновременно оставить мир и провести остальную жизнь в подвигах ради Христа. Они оставили свои платья на берегу большого глубокого пруда, чтобы убедить всех, что они утонули, купаясь. Евдокия вместе с Марфой Яковлевной Сониной и девицей Соломией переоделись в костюмы крестьянок и отправились странствовать, добровольно приняв вольную нищету и юродство, которое святыми отцами Церкви признается за самое высокое подвижничество
Слайд 19За время этого странствования Евдокия побывала в нескольких монастырях, где
несла разного рода послушания. В монастыре преподобного Феодосия Тотемского, Вологодской
губернии она жила на скотном дворе и доила коров, в другом работала в просфорне. Так в труде и лишениях и неустанной борьбе со слабостями человеческой природы проводила она годы. Готовая вступить на молитвенный подвиг, Евдокия пришла в Москву к митрополиту Платону, просила помочь укрыться от мира под покровом неизвестности. Мудрый архипастырь, убедившись в твердости её решения, отправляет ее в женский Серпуховской Владычний монастырь к игумений Дионисии (1806- 1815 г.) с собственноручным письмом и напутствованным благословением. В документе, предназначенном настоятельнице, она значилась дочерью сенатора. Так, под вымышленным именем «дуры Евфросинии» старица начала свой великий подвиг юродства Христа ради, который продолжала до самой блаженной кончины своей.
Слайд 21Поселившись сначала в самом монастыре в особой уединенной келие, блаженная
старица была вынуждена покинуть монастырь и поселиться в тесной избушке
за монастырской оградой. Здесь каждый предмет ее жизненного обихода составлял часть ее тяжелого добровольного креста. В своей хижине старица держала двух кошек и трех собак — Милку, Барбоску и Розку; здесь же помещались куры, индейки, а по ночам прилетал сюда и ворон, которого матушка кормила. Этот ворон послужил ей. Однажды у нее в келие случился пожар: кто-то из озорников в открытое окно бросил пучок соломы с огнем, и келия загорелась. Старица так обожглась, что шесть недель после этого лежала без движения; один ворон не оставлял ее: он приносил ей пищу и питие и влагал ей в уста. Свою убогую келию юродивая никогда не чистила. Пол был завален остатками пищи животных, которые здесь же, в келие, и кормились в особом, стоявшем на полу, корытце. Когда наступало время кормить животных, блаженная подходила к корытцу и стучала по нему палкой.
Слайд 22Тогда ее любимые кошечки и собачки, слыша знакомый звук и
отлично его понимая, в одну минуту собирались около корытца, и
старица кормила их, ласково приговаривая: «Кушайте, кушайте, дорогие мои!» Воздух в келие был страшно тяжелый. Обыкновенному человеку было трудно дышать в этом помещении, которое, кстати сказать, в жару топилось, а зимой почти нет. Как-то, часто наезжавшая к старице из Москвы игумения Евгения Озерова, сказала ей: «Матушка, зачем Вы держите животных? Такой ужасный воздух!» На это блаженная с улыбкой ответила: «Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе».
Слайд 24Митрополит Филарет (Дроздов) неоднократно посещал Серпуховской Владычний монастырь и всегда
с большим вниманием и уважением относился к юродивой. Старица обыкновенно
встречала архипастыря вне монастырской ограды, и когда принимала от него благословение, благоговейно целовала его руку, а святитель в свою очередь лобызал руку старицы. Затем, находясь в монастыре, он много времени проводил в беседе с подвижницей, то прогуливаясь с ней по монастырю, то навещая ее в убогой келие. При отъезде святителя из монастыря, старица провожала его за святые ворота и здесь принимала от него прощальное благословение. Слава о ее подвигах привлекала к ней множество посетителей и посетительниц. Многие издалека приходили и приезжали навестить великую подвижницу, и она никого не отпускала без слова назидания, часто обнаруживая при этом удивительный дар прозорливости.
Слайд 25Старица исполнена была благих дел и долгих дней. За три
недели до своей праведной кончины в воскресенье во время обедни
матушка вышла на крыльцо, которое было напротив церкви и вдруг изумительным громким голосом позвала к себе няню, которая за ней ухаживала: «Няня, ты ничего не видишь? Посмотри, вон два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: «Евфросиньюшка, пора тебе к нам!»
Слайд 27Такие видения были ей три воскресения подряд – в одно
и то же время, а в четвертое после литургии и
принятия Святых Христовых Тайн, старица отошла ко Господу тихо и безболезненно, скрестив на груди свои исхудалые руки. Лицо усопшей праведницы сияло небесным блаженством. Едва она испустила последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по всей её комнате. Так тихо и безмятежно предала она свою праведную душу в руки Божии 3 июля 1855 года, в день святого блаженного Иоанна, Христа ради юродивого московского чудотворца, в 3 часу пополудни.
Согласно завещанию старицы, тело её облачено было в монашеское одеяние и положено в простой гроб, а в руки был вложен кипарисный крест и четки. Погребение было торжественное. Литургию совершали три священника, а отпевание совершали шесть священников.
Слайд 287 июля было её погребение. По благословению бывшего преосвященного епископа
Тульского Дмитрия, похоронили её тело в приделе Казанского храма, в
трапезной с южной стороны под полом.
Старица Евфросиния при жизни своей неоднократно предрекала, что в Колюпаново, будет воздвигнута иноческая обитель для желающих посвятить себя на служение Господу. 16 июля 1995 года при Казанской церкви был учрежден Казанской иконы Божией Матери женский монастырь»
В 1988 г. Евфросиния Колюпановская была канонизирована в лике святых Тульской земли. Составлены служба, акафист, тропарь, кондак.
Слайд 30Мужской монастырь.
Жабынь.
Тульская область. Белевский район.
Слайд 31Широкую славу Белёву принёс монастырь Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь, основанный
аж в конце XVI века преподобным чудотворцем монахом Макарием. А
находится он у впадения в реку Оку, речки Жабынки. Белёв находится от него всего лишь на расстоянии 5 километров.
Про личность старца-монаха Макария известно очень мало. Самое главное, что он причислен к лику святых. Родился он в 1539 году, как раз в тот время на троне находился кровожадный князь Российской империи Иван Грозный. Так же известно, что Макарий с юных лет посвятил себя служению Богу.
Слайд 32Белевский Женский Крестовоздвиженский монастырь
Слайд 33Спасо-Преображенский монастырь
Белевского района
Слайд 34Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь. Мужской монастырь Белевский район
Слайд 35Свято-Казанский женский монастырь
с. Папортка Богородицкого района
Слайд 36Свято-Никольский женский монастырь. Веневский район
Слайд 37Свято-Успенский мужской монастырь Новомосковского района
Слайд 38Богородице-Рождественский Анастасов монастырь - Анастасово - Одоевский района
Слайд 39Богородичный Пантелеймонов Щегловский мужской епархиальный монастырь г. Тула
Слайд 40Богородицерождественский женский епархиальный монастырь. г. Тула