Слайд 1Моральные и этические учения
ВШ МиСО
Слайд 2Проблемы…
Каким образом добродетель сочетается со счастьем?
Каким образом ориентация на абсолютные
ценности сочетается с достижением жизненного успеха?
Каким образом мораль приобретает общезначимый
характер?
Слайд 3Критерии выделения концепций
и учений
Жизнеучения
Прошли проверку временем
закрепились в традиции
Этико-нормативные программы рассматриваются на примере жизни
и творчества их создателей
Слайд 4Учителя человечества
Конфуций
Будда
Моисей
Иисус Христос
Мухаммед
Слайд 5Философы моралисты
Сократ
Эпикур
Эразм Роттердамский
Кант
Гегель
Ницше
Слайд 6Моралисты ХХ века
Л. Н. Толстой
А. Швейцер
Слайд 7Моисей
законодатель и учитель еврейского народа,
основатель религии иудаизма.
путь к
человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, верховенство
закона.
Десять заповедей (Десять речений, Десятисловие, Декалог).
Слайд 8Рождение Моисея
Родился в то время, когда евреи испытывали тяжкий гнет.
Чтобы спасти сына мать оставила его в камышах на берегу
Нила. Младенца нашла дочь фараона, она же дала ему имя Моисей.
Слайд 9Жизнь при дворе
Защищая провинившегося раба, он убивает человека. Спасаясь от
гнева фараона, Моисей бежал, где в доме жреца по имени
Иофор нашел приют и жену.
Слайд 10Изгнание
Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел охваченный огнем, но
не сгорающий куст терновника («неопалимая купина»).
Он услышал обращенный к
нему голос, который представился как Бог его предков и объявил о своем решении спасти свой народ от рук египтян.
Слайд 11Возвращение к своему народу
Возвращается к своему народу в 80 лет.
Просит отпустить израильтян в пустыню на расстояние трех дней, чтобы
принести жертвы своему Богу.
Получив отказ фараона, Яхве подвергает египтян страшным наказаниям —десять казней египетских.
Слайд 12Преследование
Бог, указывая днем путь облачным, а ночью огненным столбом, повел
евреев по пустынной дороге, чтобы у них не появилось искушения
вернуться.
Шестьсот отборных египетских колесниц во главе с самим фараоном преследовали израильтян у берега Тростникового (Красного) моря.
Тогда Моисей по указанию Яхве своим знаменитым волшебным посохом разделяет воды, превращает море в сушу. Наутро Моисей вернул море на свое место, и оно поглотило преследователей.
Слайд 13Сорок лет в пустыне
Укрепляет сознание богоизбранности своего народа, приучает к
нравственной, юридической и ритуальной дисциплине.
Слайд 14Миссия Моисея
— вывести евреев из египетского рабства.
Слайд 15Десять заповедей
(Декалог)
Содержат общие религиозные, нравственные и юридические принципы поведения.
Именно благодаря
им Моисей приобрел значение, выходящее далеко за пределы еврейско-иудаистской культуры,
и стал одним из учителей человечества.
Слайд 16Первая заповедь
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли
Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других
богов перед лицом Моим.
там, где молятся многим богам, там нет единой правды. Иное дело Яхве, он — один, он одинаково справедлив ко всем.
Слайд 17Вторая заповедь
Не делай себе кумира и никакого изображения того,
что на небе вверху, и что на земле внизу, и
что в воде ниже земли.
Слайд 18Третья заповедь
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо
Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его
напрасно.
Слайд 19Четвертая заповедь
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай,
и делай в них всякие дела твои; а день седьмой
– суббота Господу Богу твоему.
Ибо в шесть дней создал господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
И в то же время это — день, в который перед лицом Бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их социального статуса.
Слайд 20Пятая заповедь
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе
было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую
Господь, Бог твой, даёт тебе.
призвана подчеркнуть, что новый религиозно-национальный горизонт общественного поведения не отменяет родственные обязанности, вековечный закон почитания родителей.
Слайд 21Шестая заповедь
Не убивай.
Заповеди с шестой по десятую можно
охарактеризовать как нормы отношения человека к ближним, понимая под ближними
всех представителей своего народа и только их.
Слайд 22Седьмая заповедь
Не прелюбодействуй.
Слайд 24Девятая заповедь
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Слайд 25Десятая заповедь
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего
твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его,
ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Слайд 26Особенности Декалога как нормативной программы
Сознание не разделено
Нравственные требования – религиозно
обоснованы и имеют юридические следствия
категоричный характер
Концентрирует внимание на внешних действиях человека,
оставаясь равнодушным к нравственному образу мыслей
Награды и наказания оторваны от личных деяний и распространяются на далекое потомство, что противоречит идее индивидуальной нравственной ответственности
Не знает идеи загробного воздаяния или иной награды за добродетель
Слайд 27Об избранном народе и справедливости
Избранность народа
Свое покровительство израильтянам Бог «аргументирует»
не их заслугами, а недостатками их врагов
Моисей видит свое назначение
в том, чтобы подвести израильтян к практическому осознанию необходимости жить справедливо.
Слайд 28Выводы:
Субъектом этики Моисея является народ
Идея справедливости составляет смысловой центр
Ветхозаветная мораль
- сурова и беспощадна
Кротость, милосердие в этике Моисея — это
справедливость как щадящая, более мягкая (по сравнению с неограниченной местью) форма человеческих взаимоотношений и как щадящая (мягкая) форма самой справедливости.