Слайд 1МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Повторение.
Слайд 2Части слова (морфемы)
Приставка – стоит перед корнем, служит для образования
новых слов, может быть две приставки.
Корень – содержит лексическое значение
(суть, смысл), в слове может быть два корня
Суффикс – стоит после корня, может быть несколько, служат для образования новых слов
Окончание – стоит на конце слова (если нет возвратного суффикса), служит для образования форм слова, может быть нулевым, может отсутствовать
Возвратный суффикс – ся, сь (у глаголов и глагольных форм), обозначает обращение действие на себя, служат для образования новых слов
Интерфикс – соединительная гласная о, е, и
Основа слова – все, кроме окончания, включая возвратный суффикс
Слайд 3Суффиксы различных частей речи
Суффиксы имен существительных
ан- (-ян-), -анин
(-янин), -ач, -ени[j-э], -ет-, -еств- (-ств-), -есть, -ец, -изм, -изн-,
-ик (-ник), -ин, -ист, -итель (-тель), -их -иц- (-ниц-), -к-, -л-, -лк, -льник, -льщик (-льщиц-), -ни[j-э], -от-, -ость, ун, -чик (-чиц-, -щик);
Суффиксы прилагательных
-ал- (-ел-), -ан- (-ян-), -аст- (-ат-), -ев- (-ов-, -[j]-), -еват- (-оват-), -ен-, -енн- (-онн-), -енск- (-инск-), -ив- (-лив-, -чив-), -ин- ист-, -ит- (-овит-), -к-, -л-, -н- (-шн-), -тельн-, -уч- (-юч-, -яч-), -чат-;
Слайд 4Суффиксы различных частей речи
Суффиксы глаголов
-а(ть), -я(ть), -ка(ть), -е(ть),
-ева(ть), -ова(ть), -ива(ть), -ыва(ть), -и(ть), -нича(ть), -ну(ть), -ствова(ть), -ся;
Суффиксы наречий
-а, -е, -и, -жды, -либо, нибудь, -о, -то, -учи(-ючи).
Суффиксы местоимений
-либо, -нибудь, -то.
Слайд 5
Помимо этого в русском языке есть суффиксы субъективной оценки,
которые обозначают не новые предметы, понятия, явления, а просто придают
субъективную, нередко эмоционально-экспрессивную оценку (книга - книжонка, легкий - легонький, тихо - тихонечко) (подробнее - на страницае с суффиксами сущ., прил., нареечий)
Суффиксы субъективной оценки
Слайд 6Способы словообразования (В1)
1) Приставочный
Глаголы (воздействует ← действует, переписать
← писать);
наречия (навсегда ← всегда, задаром ← даром, послезавтра
← завтра);
сущ. (сверхчеловек ← человек, беспорядок ← порядок, соавтор ← автор, прадед ← дед);
прил. (преогромный ← огромный, гиперактивный ← активный);
мест. (никогда ← когда, нигде ← где)
Приставка не меняет часть речи!
Для слова с приставкой сначала всегда ищем однокоренное с такой же приставкой.
Слайд 7Способы словообразования (В1)
2) Суффиксальный
Наречия на -о, -е (молниеносно
← молниеносный, трижды ← три); глаголы с суф. -ыва-,
-ива-,
-ва- (рассматривать ← рассмотреть, наливать ← налить, мыться ← мыть); сущ. с суф. -ени-, -ни-, -и-, -ти- и т.д. (положение ← положить, лесничество ← лесник, героизм ← герой, учитель ← учить, просительница ← проситель); мест. (какой-то ← какой)
Внимание! Также к этому способу словообразования относятся слова тип земледельческий ← земледелие, водопроводчик ← водопровод. Это не сложение!
Слайд 8Способы словообразования (В1)
Суффиксальный
Слайд 9Суффиксы словоизменительные
Суф., которые служат для образования форм слова;
1) суф.
прош.вр. -л-: гул-я-ть – гул-я-л;
2) суф. -и- в форме глагола
пов.накл.: изобраз-и;
3) суф. прич.: -ущ-/-ющ-; -ащ-/ящ-; -вш-/-ш-; -ем-/-ом-/-им-; -нн-, -енн-, -т-;
4) суф. деепр. СВ / НСВ: -а-/я-; -в-, -вши-, -ши-;
5) суф. сравнительной степени прил.: -ее-, -е-, -ше-. В притяжательных прил. возникают трудности при определении суф.: медведь – медвежий, человек – человечий (-ий – суф.), но висячий (-ий – окончание). Аналогично при изменении сущ. в Р.п. мн.ч.: голубей (-ей – окончание), семей (-ей – суф.).
Постфиксы выступают как в словообразовании (-ся/съ, -то, -либо, -нибудь), так и в словоизменении (-те).
Слайд 10Способы словообразования (В1)
3) Приставочно-суффиксальный
Глаголы (разбежаться ← бежать, нагуляться
← гулять, пересилить ← сила, постукивать ← стучать);
прил. (беспомощный
← помощь, застольный ← стол);
сущ. (подснежник ← снег, приморье ← море, наручники ← руки, безветрие ← ветер);
наречия (по-моему ← мой, во-первых ← первый, по-новому, снова ← новый, вправо ← правый)
Особое внимание уделить словам типа подворье, перепутье, бездорожье, у них «скрыт» суф.j: подворье ← по+двор+j, перепутье ← пере+пут+j, бездорожье ← без+дорог(ж)+j
Слайд 11Способы словообразования (В1)
Приставочно-суффиксальный
Слайд 12Способы словообразования (В1)
4) Бессуффиксальный (бессуффиксный, усечение основы, суффикса)
–
сущ. образованные от глаголов (значение действия) (нагрев ← нагревать, смотр
← смотреть, бег ← бегать, сторож ← сторожить, перерыв ← перерывать, россыпь ← рассыпать, крик ← кричать, выход ← выходить, задира ← задирать, взрыв ← взрывать)
– сущ. ж.р. на -ь образованные от прил. (ширь←широкий, даль←далекий, синь←синий)
Слайд 13Способы словообразования (В1)
5) Сложение
а) Словосложение. Сложение основ обычно происходит с
помощью интерфикса (соединительной гласной) -о-, -е-, -и- (темнОкожий ← темная
кожа, углЕдобывающий ← добывать уголь, семИлетний ← семь лет,языкОзнание, землЕтрясение).Интерфикс может быть нулевым (скатерть-самобранка, (о) скатерти-самобранке, ракета-носитель, (в) ракете-носителе, стенгазета ← стенная газета, спецкор ← специальный корреспондент).
б) Основосложение. Главное отличие от простого сложения – первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению (плащ-палатка, (в) плащ-палатке;царь-пушка, (к) царь-пушке)
Слайд 14Способы словообразования (В1)
5) Сложение
в) Основосложение с одновременной суффиксацией (землепроходец ←
проходящий землю, мореплаватель ← по морю плавать, хлебоуборочный ← хлеб
убирать, мимоходом ← ходить мимо).
г) Аббревиация. (МГУ ← Московский Государственный Университет, ЕГЭ ← Единый Государственный Экзамен, СМИ ← Средства Массовой Информации) (аббревиатура согласуется в роде и числе по главному слову в словосочетании)
д) Слияние (сращение). Словосочетание превращается в единое сложное слово без сокращения основ и без интерфикса (умалишенный ← ума лишенный (нет интерфикса), быстрорастворимый ← быстро растворимый (нет интерфикса -о-, наречие с суф. -о слилось с идущим далее словом), долгоиграющий ← долго играющий, вечнозеленый ← вечно зеленый).
Слайд 15Способы словообразования (В1)
6) Переход из одной части речи в другую.
а) переход в разряд сущ. (субстантивация) из прил. (столовая ←
столовая комната, дежурный по этажу ← дежурный ученик, помнить прошлое ← прошлое воскресение); из прич. (главный управляющий ← человек, управляющий производством, заведующий производством ← человек, заведующий хозяйственной частью)
б) переход из прич. в прил. (ведущий специалист в отделе ← ведущий судно штурман).
в) переход в разряд наречий из сущ. (ехать лесом ← за нашим лесом); из деепричастия (нес бревно шутя (легко) ← остроумно шутя)
г) переход в разряд предлогов из наречий (ходил вокруг дома ← ходил вокруг); из деепричастий (пришли все, включая Вадика ← будь осторожен, включая газ)
Слайд 16Алгоритм действий.
1) Выписать слово в начальной форме (для склоняемых частей
речи – Им.п., ед.ч., для прил. – м.р., для глаголов
– Inf) и выделить окончание или формообразующий суф. (-ть, -чь или –ти у глаголов).
2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.