Слайд 1
Морозова
Ольга Геннадьевна
Воспитатель
МБДОУ «Чернухинский д/с №16»
Педагогичеcкий стаж :
16
лет
Педагогическое кредо: «Прежде, чем воспитывать других – начни воспитание с
себя».
1
Слайд 2Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем
Слайд 3Ученые о проблеме
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д.С. Лихачев
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
В наше время этой проблемой занимаются: Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина, Н.Н Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.Л. Семенова, Ю.М. Новицкая, Р.И. Жуковская и др.
В работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследованиях С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Махнева, Е.В. Пчелинцева – делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ
Пропадает интерес у подрастающего поколения изучать историю родного края.
Проблемы воспитания
у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из
поля зрения ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Искажение духовных ценностей подрастающего поколения.
Слайд 5
Задачи:
Способствовать расширению представлений детей об
истории , природе, традициях и земляках родного края.
Способствовать развитию
личностных качеств ребенка, инициативы, самостоятельности, отзывчивости на события общественной жизни.
Способствовать формированию компетенции родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников и активному взаимодействию с ДОУ.
Цель – Воспитание патриотических чувств дошкольников посредством знакомства с родным краем.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Привитие любви к природе родного края.
Культуре и
традициям родного края.
Знакомство с земляками, почетными тружениками
родного села, ветеранами Великой Отечественной войны.
Слайд 71 этап (2013-2014) – Подготовительный
(аналитический)
Изучить опыт работы педагогов по
теме. Подобрать соответствующий методический материал.
Составить перспективный план работы с детьми.
Создать
развивающую среду с привлечением родителей.
Подобрать соответствующий механизм мониторинга.
Слайд 8Програмно – методическое обеспечение
Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольника. –
М.:ЦГЛ,005.-247с.
« С чего начинается Родина?» под редакцией Л. А. Кондрыкинской,
МТЦ, Сфера, 2003г.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой;
«Народные праздники в детском саду»- М. Б. Зацепиной, Т. В Антоновой
«Край мой Арзамасский»-А.Г. Хрусталева;
«Жизнь Нижегородской глубинки»-З. Голованова;
-« Очерки жизни и быта нижегородцев XYII-XYIIIвеков»-Д.Н. Смирнова;
Собран дополнительный материал по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста из Интернет – источников.
Слайд 10ДИАГНОСТИКИ
Диагностика уровня ЗУН по патриотическому воспитанию дошкольников (составленный
по теме вопросник см. ниже).
Диагностика формирований личностных новообразований
ребенка – Н. А. Коротковой (см. ниже).
Анкета «Уровень психолого – педагогической компетенции родителей по патриотическому воспитанию дошкольника» (см. ниже).
Слайд 11Диагностические методики
Вопросы по теме «Мой родной поселок его достопримечательности, природа
и почетные жители».
Как называется наш поселок и почему так назвали?
Как
называется река, протекающая в нашем поселке?
Какие улицы ты знаешь, почему они так называются?
Знаешь ли ты свой домашний адрес?
Есть ли в нашем поселке культурные центры и как они называются?
В честь какой иконы названа наша строящаяся церковь?
Знаешь ли ты ветеранов ВОВ нашего поселка?
Назови несколько названий деревьев нашего края?
Назови по фотографиям луговые растения нашего края?
Какие ягоды произрастают в наших лесах?
Назови животных родного края?
Назови зимующих и перелетных птиц родного края?
Как называется наш район , покажи его на карте?
Как выглядит герб Арзамасского района? Почему на гербе изображен лук и гусь?
Слайд 12Диагностика формирований личностных новообразований ребенка.
Критерии:
Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой)
Инициатива
как целеполагание и волевое усилие(наблюдение за продуктивной деятельностью)
Коммуникативная инициатива (наблюдение
за совместной игрой/ совместной продуктивной деятельностью)
Познавательная инициатива -любознательность
(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)
Слайд 13Анкета «Уровень психолого – педагогической компетенции родителей по патриотическому воспитанию
дошкольника».
Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
Как Вы считаете, кто
несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей, традициями, достопримечательностями, почетными жителями родного края?
Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
Знаете ли Вы как выглядит герб Арзамасского района и Нижегородской области?
Знаете ли Вы историю возникновения родного поселка?
Какие достопримечательности нашего села Вы знаете?
Знаете ли Вы почетных тружеников села?
Назовите ветеранов ВОВ нашего поселка?
Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки родного края? Если не, то почему?
Слайд 14РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
• Уголки родного края
Изготовление макетов
Развивающие игры
Атрибуты к сюжетно-ролевым
играм
Фотоальбомы, иллюстрации
Художественная и познавательная литература
Мини-музеи
Слайд 15Условия для развития патриотического воспитания детей
Слайд 172 этап (2014-2015) – практический
Реализация
программы.
Слайд 18принципы работы в соответствии с ФГОС
Принцип развивающего обучения, целью которого
является развитие ребенка;
Принцип гуманизации, позволяет встать на позицию ребенка, учитывать
его точку зрении, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера;
Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребенка);
Принцип доступности (заключается в необходимости соответствии содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
Принцип систематичности и последовательности (требует постоянного повторения изученного материала с рассматриванием его с новых позиций, увязыванием со своим личным опытом, с личными наблюдениями);
Принцип наглядности (выражает необходимость формирования у воспитанников представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений);
Принцип дифференцированного подхода (учет психологический особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка);
Принцип интегративности (сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества, школой, а так же сочетание всех видов деятельности с историко-культурными особенностями края);
Принцип учета региональных условий в развитии патриотических идей (означающих пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, краю)
Слайд 22Практический метод (игра, опыт, упражнение, моделирование).
Словесные методы (беседа, рассказ, объяснение,
чтение).
Методы ознакомления детей с окружающей действительностью:
Наглядные методы (наблюдение, демонстрация,
использование ИКТ).
Слайд 25Акция «Покормите птиц»
Экскурсия в краеведческий музей
Оформление участка
Участие в праздниках
Выставки
Слайд 27 Библиотека
Музей природы
Дом культуры
Дом творчества
Школа
Слайд 283 этап (2015-2016) – аналитико-обобщающий.
Посвящен систематизации и обобщению результатов работы,
анализу данных, полученных в результате работы, формированию общих выводов, обобщению
опыта.
Слайд 29
показатели знаний и навыков детей о родном крае
Синий – полная
сформированность
Красный– неполная сформированность
Зелёный – не сформированность
Слайд 30Показатель развития личностных новообразований ребенка, инициативы, самостоятельности, отзывчивости на события
общественной жизни.
Слайд 31Показатели информированности родителей по вопросам патриотического воспитания
Слайд 32Результативность опыта
Расширились представления о родном крае, дети знакомы с достопримечательностями
региона.
В процессе познания малой родины, воспитанники научились любить ее, уважать
людей, живущих рядом. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к селу, родной природе. Дошкольники научились сравнивать и сопоставлять события и явления, видеть старое и новое, научились воспринимать конкретные исторические события. В процессе работы по ознакомление дошкольников с малой родиной у детей обогатился и активизировался словарь, расширилось представление об окружающем мире.
Дети стали уважать старшее поколение и оказывать посильную помощь.
Родители стали больше уделять внимание патриотическому воспитанию детей.
Значительно вырос уровень знаний об истории , культуре, традициях родного края. Стали активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 33Новизна
Разработан перспективный план .
Оформлен мини – музей.
Разработаны конспекты.
Дополнялась и развивалась
развивающая среда.
Разнообразила формы работы с детьми, родителями и социумом.
Изготовлен дидактический
материал (Книга памяти воинов – земляков ВОВ, картотека брошюрок «Дети – герои ВОВ, картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию, гербарий растений родного края др.)
Слайд 34Перспективы
Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в
правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на
какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Работу в данном направлении я буду продолжать. Вместе с детьми и родителями мы планируем проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев, через мини-музей «Русская изба». На базе музея, проводить занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности, музыки.
Разработать проекты:
«Мое село» (об истории происхождения названия улиц)
«Чтим и помним» (о ветеранах в годы Великой Отечественной войны)
Слайд 35ЛИТЕРАТУРА:
Закон «Об образовании» Российской Федерации.
«ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»).
Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям. Киев, 1990 – С. 133
Ушинский К.Д. Родное слово, Новосибирск, 1994
С любовью к России: методические рекомендации, - Москва : Воспитание дошкольника,2007
«Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов». Авт.-сост.Натарова В.И. и др – Воронеж:Учитель,2005.
Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольника. – М.:ЦГЛ,005.-247с.
Интернет – ресурсы:
- http://www.maaam.ru «Мааам»
- http://www.soinet.ee «Солнышко»
- http://www.doshkolnik.ru «Дошкольник»