Слайд 1Недостатки диссертационных работ и пути их преодоления
В.В.Сериков, зам пред.
диссертационного Совета
Слайд 2Формулировка темы
Ясность проблемы!
Новые подходы к ее решению!
Принадлежность к
обозначенной научной специальности!
Слайд 3Доказательство актуальности
Признаки актуальности: затруднения в практике + отсутствие необходимого научного
знания!
Доказательство: факты + ссылки на экспертов!
Слайд 4Объект и предмет исследования
Объект существует объективно, его можно увидеть, услышать,
«потрогать».
Предмет – нечто, выделенное исследователем, абстрагированное.
Слайд 5Гипотеза
Недостатки: абстрактность, неверифицируемость, тривиальность;
отсутствие показателей ожидаемого результата;
не представлена
зависимость предлагаемых средств и ожидаемых результатов;
подмена предположений задачами исследования («будет
разработано», «будет обосновано»…)
Слайд 6Еще о гипотезе…
Если автор в гипотезе не может четко показать:
что нового он вносит в цели, содержание, методы, критерии образования,
в чем проявится результат действия предлагаемых им средств, то возникает сомнение в том, что исследование на самом деле проводилось!!!
Слайд 7
Формальное декларирование «подходов» и не следование им на деле!
Заявляют деятельностный
подход – и не показывают, что должен проделать и пережить
ребенок!
Заявляют целостный подход, но разделяют личностное качество на компоненты, из которых выводят критерии качества или компетентности в целом.
Т.е. свойства целого выводятся из свойств частей, что противоречит целостному подходу!!
Слайд 8…еще о подходах!
Заявляют личностно-ориентированный подход, но предлагают формы работы, не
показывая, как воспринимают их дети, что их волнует, о чем
они говорят и думают.
Т.е. описываются внешние «формы работы» без диагностики внутренних переживаний!
Голословные утверждения о появлении у детей «новых смыслов», хотя науке уже известны многие механизмы и условия смыслообразования…
Слайд 9Описание формируемого качества
Вместо показа его проявлений, говорят безо всяких оснований
о его «функциях», т.е. его влиянии на другие качества и
«на личность в целом».
При этом не приводится никаких коэффициентов корреляции между «компонентом» и его «вкладом» в личность.
При переходе к эксперименту все эти «функции компонентов» забываются и кроме обычных показателей ничего не используется.
Слайд 10
Смешение исследовательских и практических процедур
Из диссертации: «на первом этапе эксперимента
было сформировано…, приступили ко второму этапу – к формированию…» и
т.п.
Эксперимент – это метод исследования!! Он служит не для «формирования», а для апробации, проверки, доказательства!..
Слайд 11…еще про эксперимент
Особо успешный эксперимент – в котором не подтвердилась
первоначальная гипотеза, т.е. были отсечены ошибочные пути работы педагогов!!
Необходима рубрика
– «обсуждение результатов эксперимента».
Увы, формирующему эксперименту не предшествует пилотный. После теоретических рассуждений сразу начинается «формирующий» который всегда всё подтверждает…
Слайд 12
Некорректное использование понятия «ситуация»
Ситуация объявляется педагогическим средством, которое можно применить,
использовать, реализовать и т.п.
О чем, на самом деле речь?
Понятие «ситуация»
обозначает объективно-субъективные условия, которые надо создать, чтобы вызвать желательные действия и переживания воспитанника.
Сами действия педагога не гарантируют возникновение ситуации!!
Что мы в этом случае мы апробируем в эксперименте? – Возможные средства создания желательной ситуации! Эти средства – не одинаковы для разных детей…
Слайд 13Этапы процесса
Они соответствуют психологическим закономерностям развития качества, а не
придуманным диссертантом «уровням».
Дети проходят эти этапы неравномерно.
Нас интересует не только
«большинство учащихся», но и каждый ребенок!
Слайд 14
Из диссертаций пропал субъект педагогической деятельности
Кто создает этот «целостный педагогический
процесс»? Эти ситуации?
В реальной практике, как известно, индивидуальность педагога играет
более важную роль, чем «приемы и методики»!!
Требования к педагогу исчезли из задач и выводов исследования.
Слайд 15
Структура и жанр диссертационного текста
Почему забыто известное правило: 40% -
теория,
60% - опытная работа?
В современных работах соотношение: 85-90% -
теория, 10-15% - эксперимент.
Педагогика стала теоретической наукой, в которой можно делать открытия «на кончике пера»?
Преобладает стиль лекции, а нужен жанр научного отчета… Его особенность – для каждого утверждения должен быть показан метод его обоснования!