Слайд 1
Разработка и использование учебных инструкционно-технологических карт
на уроках производственного обучения
Слайд 2Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
Мультимедиа-уроки
Инструкционно-технологические
карты
Слайд 3
Инструкционно-технологическая карта на тему «Проведение ЕТО трактора, запуск пускового и
основного двигателей.
Слайд 4 Цели урока :
обучающая
: научить обучающихся в соответствии с техническими требованиями подготавливать к
работе трактор , запускать основной двигатель, проводить ЕТО за трактором, пользоваться органами управления и приборами , учитывая технику безопасности. развивающая : совершенствовать умения обучающихся в проведении операций ЕТО за трактором и запуске двигателя , работе с органами управления . Развивать быстроту выполнения операций .
воспитательная : воспитывать у обучающихся аккуратность, бережное отношение к технике и ГСМ , самостоятельность . Воспитывать уважение к избранной профессии
Слайд 5
Вводный инструктаж
1.Проверка знаний теоретического материала по теме
« Органы управления
и пуск двигателя гусеничного трактора»
Билет №1.
1.Периодичность проведения операций ЕТО трактора
ДТ-75 ?
2.Необходимо ли при ЕТО проверять масло в гидробаке?
3.Техника безопасности при запуске основного двигателя?
Слайд 6Билет №2.
1.Чем отличается двигатель А-41 от СМД-14?
2.Надо ли ставить рычаги
гидросистемы золотниками в нейтральное положение ?
3.Сколько мм должно быть провисание
гусеничной цепи и как это проверить ?
Билет №3.
1.Порядок работы цилиндров двигателя А-41
2.Назвать операции ЕТО до запуска основного двигателя.
3.Какие приборы находятся на панели управления трактора ДТ-75?
Слайд 7Билет № 4.
1.Необходимые действия для трогания трактора с места?
2.Схема КПП
ДТ-75 ?
3.Емкость дизельного топливного бака?
Слайд 10
2. Изучение учебного элемента: проведение ЕТО трактора ДТ-75
Алгоритм выполнения
операций
Слайд 17Техника безопасности при запуске основного двигателя.
перед пуском двигателя, прежде
всего необходимо проверить техническое состояние трактора , убрать инструмент и
заправочный инвентарь.
поставить рычаг КПП в нейтральное положение
установить рычаги гидрораспределителя в нейтральное положение, вал отбора мощности и шкив выключить
убедиться в отсутствии людей вблизи трактора.
Слайд 18Противопожарные меры безопасности.
После заправки трактора топливом и маслом вытирают заливные
горловины насухо.
Не допускаются подтекания топлива и масла на двигателе.
Следить за
исправностью электрооборудования.
Трактор должен быть оборудован огнетушителем.
Не допускается использовать промасленную и пропитанную топливом спецодежду.
В случае возгорания нефтепродуктов или двигателя огонь гасят огнетушителями, забрасывают песком, землей, накрывают брезентом, чтобы прекратить доступ воздуха к огню.
Нельзя засасывать топливо ртом через шланг.
Нельзя тушить нефтепродукты водой, т.к. они легче воды.
После работы с нефтепродуктами тщательно вымыть руки.
Слайд 19Достоинство письменных инструкций заключается в следующем:
1. К инструкции в целом
и к любой ее части обучающийся может обратиться в любое
время по мере необходимости. При изучении инструкций обучающийся не зависит от деятельности других обучающихся, его работа становится более самостоятельной и активной, учебный процесс больше сообразуется с индивидуальными особенностями обучающихся.
2. Применение письменных инструкций облегчает организацию работы обучающихся, контроль за ее выполнением. Инструктивный материал можно изучать в производственных условиях, у рабочего места, тогда как большее число обучающихся, шум и другие производственные условия, ограничивающие видимость и слышимость, затрудняют проведение другого инструктажа.
3. При письменном инструктировании легче обеспечить грамотность, точность и ясность изложения, лучшие образцы можно сделать достоянием большого числа обучающихся.
4. Можно более эффективно использовать различные наглядности, включая их в инструкции и разъясняя в тексте.
Слайд 20Результаты наблюдений показывают, что не для всех обучающихся значение карт
одинаково.
Наиболее сильные обучающиеся получают представление о порядке и
характере выполнения действий уже в процессе показа. Эти обучающиеся ограничиваются обычно беглым ознакомлением с картой и выбором указаний, имеющих особенно важное значение.
Иной характер работы с картами у большинства обучающихся. Приступая к самостоятельному выполнению новой операции или работы, они предварительно прочитывают все указания карты, а в процессе работы возвращаются к тем из них, которые недостаточно ясны. Эти обучающиеся обычно пользуются картами, при выполнении новых трудовых действий и приемов. Повторяющиеся и уже известные моменты они выполняют без опоры на карты.
Для слабых обучающихся инструкционные и инструкционно – технологические карты являются важнейшим средством выполнения задания. Однако, имея в виду, что из – за непрочных знаний и слабой общей подготовки они не всегда правильно понимают не только новые указания карты, но и те, которые относятся к известному уже материалу. Им необходимо уделить особое внимание, повторным показом и с подробным объяснением.
Слайд 21Таким образом, применение документаций письменного инструктирования на уроке производственного обучения
позволяет мастеру решить следующие дидактические задачи:
более полно и глубоко раскрыть
сущность изучаемых трудовых приемов выполнения и самоконтроля.
наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики.
лучше организовать учебно – познавательную деятельность обучающихся на всех этапах уроков по усвоению знаний, умений и навыков.
установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществить корректировку процесса обучения.
раскрыть дидактические возможности – это, значит, определить, в каких учебных ситуациях наиболее предпочтительно использовать ту или иную письменную инструкцию для организации познавательной деятельности обучающихся.