Слайд 1История морского флота России.
План:
1. Создание морского флота в России.
2. Торговый
флот России на рубеже ХIХ – ХХ веков:
3. Морской флот СССР в 20-30 гг. ХХ в.
4. Морской транспорт Советского
Союза в годы ВОВ ( 1941- 1945 гг.)
5.Развитие морского транспорта СССР во второй половине ХХ века.
6. Морской флот России на рубеже ХХ-ХХI веков .
Слайд 2В VII – VIII веках
Восточные славяне заселяя Русскую равнину, осваивают
территории по берегам Днепра, Волги и Оки, поэтому неудивительно, что
судоходство и судостроение получило у них большое развитие. Позднее, из крупного центра международной торговли – Ладога начинается путь «из варяг в греки»( от Финского залива до Черного моря)в Византию
Слайд 4Основным плавсредством
средневековой Ладоги были килевые суда ладейного типа с клинкерной
обшивкой, построенные в скандинавской традиции.
Строили и « корабли» из
прутьев, коры и кожи.
Использовали и иностранные суда: галеры,
ушкуи, триеры и т.д.
Слайд 6Важную роль у восточных
славян играл торговый путь по Волге, который
соединял Восточную Европу со странами Востока( Персией, Индией, Китаем).После нашествия
монголо-татар торговля по Днепру и Волге оказалась под контролем Золотой Орды. Отечественное мореплавание теперь развивалось только на Севере и Северо-западе Руси, центром его был Великий Новгород.
Слайд 7Основными соперниками
новгородцев в торговле на Балтике были: Швеция, Дания и
немецкие купцы. Позднее Новгород войдет в состав крупного европейского союза
«Ганза», но в 1478 г. новгородские земли будут присоединены к Москве, а в 1492 г. Иван III заложил на реке Нарове Ивангород, который стал первым русским портом на Балтийском море.
Слайд 8В ходе Ливонской войны
1558-1583 Россия потеряла выход к Балтийскому морю.
В
ХV-ХVII в.в. единственным регионом, где продолжало развиваться морское судоходство и
судостроение, был Север.
Вся северная торговля с 1585 года осуществлялась через порт Архангельска, до начала ХVIII он оставался единственным портом, который связывал Россию с Европой.
Слайд 9В устье Северной Двины
У Архангельска Петр 1 заложил государственную верфь
и основал Адмиралтейство. В 1694 г. там был спущен на
воду двухпалубный парусный корабль
«Св. Павел». Первый свой рейс с поднятым флагом он совершил в Голландию.
Слайд 10В 1704 г. в Петербурге была
заложена Адмиралтейская верфь,
а в 1713 г. центр морской торговли был перенесен из
Архангельска в Петербург ( столица России)
Победа в русско-турецкой войне(1768-1774 гг.) и присоединение Крыма в 1783 г. вывели Россию на северо-западное побережье Черного моря. Был заложен порт Одесса.
Слайд 12Ф.Ф.Ушаков - выдающийся флотоводец,
один из создателей Черноморского флота.
В ХVIII в.
В России начинается подготовка кадров для флота, открываются школы, где
готовят мореходов. Хорошо образованные и подготовленные морские специалисты сыграли важную роль в освоении Северного морского пути и Дальнего Востока.
Слайд 13В ХIХ веке в мире начинают создавать пароходы.
В России первый
пароход «Елизавета» был построен в Петербурге в 1815 г., а
к 1850 г.
их уже было 60, однако, основную часть торгового флота составляли парусные суда,
которых имелось более 1,5 тысячи.
После поражения в русско-турецкой войне
1853-1856 г.г. особое внимание уделяется строительству пароходов. В 1896 г х насчитывалось 522, 47 построены в России, а остальные зарубежом.
Слайд 14Техническим переворотом в торговом флоте
явилось изобретение и внедрение на флоте
двигателей внутреннего сгорания и появление судов – теплоходов. Всего из
15 имеющихся в мире к 1912 г теплоходов 14
было построено в России и лишь один в
Германии.
Слайд 15В 1898 г. был построен
первый в мире ледокол «Ермак». Автором
идеи и проекта явился командующий эскадрой на Балтике вице- адмирал
С.О.
Макаров. Ледокол в 1901г. совершил первую экспедицию, положив начало освоения Северного морского пути.
Слайд 18Для улучшения работы на
флоте важную роль играли кадры.
В 1902
г. в России вместо мореходных классов, созданных в 1867 г.,
открываются мореходные училища, мореходные школы и курсы мореходных знаний. В 1905 г. учреждаются специальные учебные заведения для подготовки судовых механиков торгового флота. К 1915 г. в
Российском торговом флоте было 7007 человек, которые имели право водить суда.
Слайд 19В годы первой мировой
войны (1914-1918 г.г.) российский флот состоял из
1013 пароходов, 91 теплоходов и 2524 парусников. В сражениях было
потеряно 90 транспортных судов.
Слайд 20Линкор «Полтава». 1915 г. Балтийский флот
Слайд 215 февраля 1918 г. СНК
принял декрет о национализации торгового флота
и заключил ряд торговых договоров с германским правительством и некоторыми
нейтральными странами, что помогло избежать полной изоляции.
Для управления морским транспортом в 1923 г. был создан Наркомат путей сообщения (НКПС).а в 1931 г. Народный комиссариат водного транспорта (Наркомвод).
Слайд 22В 1939 г.
Наркомвод разделился на два народных комиссариата: Наркомата речного
флота
СССР и Наркомата морского флота СССР.
Накануне второй мировой войны
в составе Наркомата морского флота числилось 870 транспортных судов,14 морских пароходств, 51 морской порт,27 судоремонтных предприятий, 3 высших учебных заведения и 9 морских техникумов.
Слайд 23С началом Второй мировой войны
из 146 судов Балтийского и Черноморского
Пароходств
50 наиболее крупных сухогрузов и танкеров пришлось перевести на Север
т Дальний Восток, где они работали по планам Мурманского и Дальневосточного пароходств.
После начала ВОВ часть судов были переданы военно-морскому флоту.
Слайд 24В июне 1941 г.
в порты Финского залива и в Белое
море были выведены все транспортные и промысловые суда Балтийской акватории.
В
условиях установления блокады Ленинграда часть транспортных судов продолжала действовать, перевозя по ладожской «Дороге жизни» продовольствие в осажденный город, эвакуируя жителей и раненых.
Слайд 25Активное участие торговый флот
Черноморско-Азовского бассейна принимал в обороне Одессы,
в освобождении Крыма, Приазовья, Сталинграда.
На Севере обеспечивали поставки военной техники,
материалов и продовольствия по договору о ленд-лизе через порты Архангельск и Мурманск. На Дальнем Востоке также осуществлялись поставки по ленд-лизу.
Слайд 26После ВОВ (1941-1945 гг.)
были восстановлены Канонерский, Рижский, Одесский, Новороссийский ,
Керченский, Каспийский и Дальневосточный судоремонтные заводы.
Велось активное строительство нового, современного
флота. Уже в 70-е годы в эксплуатацию вступило 130 сухогрузных теплоходов, 30 лесовозов, 16 контейнеровозов,27 танкеров, атомоход
«Арктика» и т. д.
Слайд 27Морской флот СССР
развивался как единый комплекс ,в 60-80
годы в системе
морского транспорта Советского Союза находилось 70 морских торговых портов, 40
торговых пунктов. Все они участвовали в перевалке грузов и были важным связующим звеном между морским флотом и другими видами транспорта страны
Слайд 28После распада СССР в 1991 г.
из общего числа судов 1745
- Россия получила 790, из 17 пароходств – 10.
В 1992
г. был создан Департамент морского транспорта в составе Министерства транспорта России и начался процесс преобразования пароходств морского транспорта в акционерные предприятия .Крупнейшим транспортным холдингом стал «Совкомфлот»,контрольный пакет акций которого находится у государства.
Слайд 29В 2017 году
флот холдинга «Совкомфлот» насчитывал:
123 танкера, 13 газовозов,12 специализированных
судов и 2 сухогруза.
Россия является единственной страной в мире,
которая обладает атомным ледокольным флотом. Эксплуатацией и обслуживанием ледоколов занимается
Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот»
Слайд 30Ледокол «50 лет Победы» построен в 2007 г.
Слайд 31Составной частью развития отечественного морского транспорта являются порты
На Балтике
построены порты Приморск в 2006 г. и Усть – Луга
в 2015 г., что дало возможность не использовать порты Балтийских государств. После вхождения Крыма и Севастополя в состав России.
Россия получила в распоряжение Керченский, Севастопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Ялтинские порты, которые вошли в состав государственного предприятия «Крымские морские порты»
Слайд 32Крымский мост открыт в дек.2019 г.
Слайд 33Строительство
Крымского моста решило большинство экономических, социальных и логистических проблем. Морской
транспорт Черноморско-Азовского региона получил возможность сократить паромные перевозки, увеличить доставку
грузов прибрежным городам и расширить международные контакты.
Слайд 34Список литературы.
1. Гуженко Т.Б. Морской транспорт СССР:
К 60- летию отрасли.
– Москва: Транспорт, 1984.
2.Гранков Л.М. Русское судоходство. История и современность.-
Москва: Морской флот, 2004.
3.Вайнер Б.А. Северный флот в Великой Отечественной войне.- Москва: Воениздат,
1964.