Разделы презентаций


Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Содержание

План 1. Основной вопрос философии 2. Типология философских направлений 3. Культурно-цивилизационные пути философского познания 4. Логико-историческая типология методов философии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) Мытищинский

филиал

Лекция 3:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Лектор: ФАЛЬКО Владимир Иванович
кандидат философских наук,

доцент кафедры К-7 МФ
«Педагогика, психология, право, история и философия»

Мытищи – 2018
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана  (национальный исследовательский университет)  Мытищинский

Слайд 2 План 1. Основной вопрос философии 2. Типология философских направлений 3. Культурно-цивилизационные

пути философского познания 4. Логико-историческая типология методов философии

План  1. Основной вопрос философии    2. Типология философских направлений  3. Культурно-цивилизационные

Слайд 31.1. Главные вопросы философии (И. Кант)







Иммануил Кант

(1724

– 1804)

1.1. Главные вопросы философии (И. Кант)Иммануил Кант

Слайд 41.2. Основной вопрос философии (Ф. Энгельс)
«Великий

основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об

отношении мышления к бытию».
«Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни…»

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 21. С. 282.





















Фридрих Энгельс
(1820 – 1995)

1.2. Основной вопрос философии (Ф. Энгельс)   «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть

Слайд 51.3. Онтологическая сторона основного вопроса философии
Что первично:
материальное или
идеальное

начало?

?
Мышление Бытие
?
Дух Природа
?
Сознание Материя
?
(Идеальное) (Материальное)


Ф. Энгельс:
«Вопрос об отношении
мышления к бытию, о том,
что является первичным:
дух или природа – …принял
более острую форму:
создан ли мир богом или
он существует от века?»


Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии, с. 283.

1.3. Онтологическая сторона основного вопроса философии Что первично: материальное илиидеальное начало?

Слайд 61.4. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
Ф. Энгельс:
«Но вопрос об отношении
мышления

к бытию имеет ещё
и другую сторону: как относятся
наши мысли об

окружающем
нас мире к самому этому миру?
В состоянии ли наше мышление
познать действительный мир,
можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия».

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии, с. 283.
1.4. Гносеологическая сторона основного вопроса философииФ. Энгельс:«Но вопрос об отношениимышления к бытию имеет ещёи другую сторону: как

Слайд 71.5. Истоки двух сторон основного вопроса философии в «Ригведе»








«Ригведа»


(«Веда гимнов»
XI –X вв. до н.э.)
[Космогонический гимн]
6. Кто поистине знает,


кто теперь бы поведал,
Откуда возникло это мирозданье?
Боги [появились]
после сотворения его.
Кто же знает, из чего оно возникло?
7. Из чего возникло это мирозданье,
создал ли
[Кто его] или нет?
Кто видел это на высшем небе,
Тот поистине знает.
[А] если не знает?

Ригведа. Х. 129.
1.5. Истоки двух сторон основного вопроса философии в «Ригведе» «Ригведа» («Веда гимнов»XI –X вв. до н.э.)[Космогонический гимн]6.

Слайд 81.6. Фундаментальный вопрос философии (Альбер Камю)
«Решить, стоит или

не стоит жизнь того, чтобы её прожить, - значит ответить

на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное - …второстепенно…
Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов».

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 23, 25.
1.6. Фундаментальный вопрос философии  (Альбер Камю)  «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её

Слайд 91.7. Главный вопрос и направления философии (Н.А. Бердяев)
Два типа философии

я бы предложил расположить по следующим проблемам: 1) примат свободы

над бытием и примат бытия над свободой, это первое и самое главное; 2) примат экзистенциального субъекта над объективированным миром или примат объективированного мира над экзистенциальным субъектом; 3) дуализм или монизм; 4) волюнтаризм или интеллектуализм; 5) динамизм или статизм; 6) творческий активизм или пассивная созерцательность; 7) персонализм или имперсонализм; 8) антропологизм или космизм; 9) философия духа или натурализм. Эти начала могут быть по-разному комбинированы в разных философских системах. Я решительно избираю философию, в которой утверждается примат свободы над бытием, примат экзистенциального субъекта над объективированным миром, дуализм, волюнтаризм, динамизм, творческий активизм, персонализм, антропологизм, философия духа.

Бердяев Н. А. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1931. С. 25.

1.7. Главный вопрос и направления философии (Н.А. Бердяев)Два типа философии я бы предложил расположить по следующим проблемам:

Слайд 102.1. Идеализм и материализм

ИДЕАЛИЗМ:

Идеальное Материальное

(Платон,

Беркли, Гегель)


МАТЕРИАЛИЗМ:

Идеальное Материальное

(Демокрит, Дидро, Маркс)

«Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот [основной] вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, …cоставили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.
Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются…».

Энгельс Ф. Цит.
2.1. Идеализм и материализм ИДЕАЛИЗМ:Идеальное     Материальное(Платон, Беркли, Гегель)МАТЕРИАЛИЗМ:Идеальное     Материальное(Демокрит,

Слайд 112.2. Основные философские направления
«Кроме этих двух, прямо

противоположных, способов устранения «дуализма духа и тела», не может быть никакого третьего способа, если

не считать эклектицизма, т.е. бестолкового перепутывания материализма и идеализма». 

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч., т. 18, с. 88

ИДЕАЛИЗМ: МАТЕРИАЛИЗМ:
И М И М
ДУАЛИЗМ: ЭКЛЕКТИЦИЗМ:
И М И М
(Р. Декарт (Цицерон
И. Кант) Е. Дюринг)

И М

Аристотель

2.2. Основные философские направления    «Кроме этих двух, прямо противоположных, способов устранения «дуализма духа и тела», не может быть

Слайд 122.3. Виды бытия и философские направления
Виды наличного бытия и
формы

существования:
Материальное:
М: s, t – пространственно-

временное бытие
Идеальное:
И:┐s, ┐t – внепространственно-
вневременное бытие
Психическое:
П: ┐s, t – внепространственно-
временное бытие
s – пространство t – время

Философские направления:
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (Платон, Гегель):
И М П
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (Беркли):
И П М
НЕЙТРАЛЬНЫЙ МОНИЗМ:
Эмпириокритицизм (Мах)
П М И
Экзистенциализм (Сартр)
П И М


2.3. Виды бытия и философские направленияВиды наличного бытия и формы существования:Материальное:М: s, t – пространственно-

Слайд 132.4. Субъективный идеализм
Джордж Беркли:
«…Нет иной субстанции,

кроме духа или того, что воспринимает…».
«На самом

деле объект и ощущение одно и то же…».
«Я не отрицаю существования ни одной вещи, которую мы можем воспринять посредством ощущений или рефлексии…».
«Для меня очевидно…, что бытия духа, бесконечно мудрого, благого и всемогущего, с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы».

Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания (1710)










Дж. Беркли
(1685 – 1753)

2.4. Субъективный идеализмДжордж Беркли:   «…Нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает…».

Слайд 142.5. Махизм
Эрнст Мах (1838 – 1916):
«Ощущения –

не “символы
Вещей”. Скорее “вещь” есть
мысленный символ для
комплекса ощущений,


обладающего относительной
устойчивостью. Не вещи (тела),
а… то, что мы называем обыкновенно ощущениями… суть настоящие элементы мира». Э. Мах. Механика (1883).
«Беркли усматривает зависимость элементов от чего-то вне их лежащего, неизвестного (Бог)… Другое дело – защищаемое здесь воззрение: установив зависимость «элементов» друг от друга, оно надеется найти практическое и теоретическое решение проблемы».
Э. Мах. Анализ ощущений (1885)
2.5. МахизмЭрнст Мах (1838 – 1916):   «Ощущения – не “символы Вещей”. Скорее “вещь” естьмысленный символ

Слайд 152.6. Виды бытия в философии Н.О. Лосского

Н.О. Лосский (1870 – 1965):
«Лосский обозначает термином
идеальное бытие, в платоновском
смысле этого термина, то, что не имеет
ни пространственного, ни временного
характера… События, принимающие
форму времени, а не пространственную
форму, составляют психические
процессы. События, протекающие в
пространстве и во времени, являются телесной реальностью. Если же они включаются в процессы отталкивания, то становятся материально телесными. …Кроме идеального и реального бытия, существует также металогическое бытие, например, бога».
Н.О. Лосский. История русской философии.
2.6. Виды бытия в философии Н.О. Лосского

Слайд 162.7. Теория третьего мира Карла Поппера









(1902 – 1994)
К.Р. Поппер:

«…Можем различить следующие три мира, или универсума: во-первых,

мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научной идеи, поэтических мыслей и произведений искусства».
К. Поппер. Эпистемология без познающего субъекта (1967)

2.7. Теория третьего мира Карла Поппера(1902 – 1994) К.Р. Поппер:   «…Можем различить следующие три мира,

Слайд 172.8. Информация. Информационизм
«Информация есть информация, а

не материя и не энергия».
Н. Винер. Кибернетика (1948)

«Законы информации и коммуникации не являются ни законами мысли, то есть законами логики или психологии, ни законами природы».
Г. Клаус. Кибернетика и философия (1963)
«Информация есть информация, а не дух или субъективность».
Г. Гюнтер. Сознание машин (1957)

А.Н. Яковлев:
«Пока только-только нащупывается вектор к познанию самой информации как основы всего и вся…
В основе мира лежит не материя, а информация, информационные системы».

А.Н. Яковлев. Предисловие. Обвал. Послесловие. М., 1992. С. 49, 54.

ИНФОРМАЦИОНИЗМ
(Яковлев, Юзвишин):
i М, П, И
i: s, ┐t

2.8. Информация. Информационизм   «Информация есть информация, а не материя и не энергия». Н. Винер. Кибернетика

Слайд 182.9. Виды наличного бытия

2.9. Виды наличного бытия

Слайд 192.10. Разновидности монизма

2.10. Разновидности монизма

Слайд 202.11. Альтернативы монизму

2.11. Альтернативы монизму

Слайд 21Благодарю за внимание!









Ваши вопросы?

Благодарю за внимание!Ваши вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика