В первом разделе «Государственное управление в России с древнейших времен до 1917г.» представлены проблемы, связанные с определением предпосылок и особенностей становления российской государственности на различных этапах исторического развития. Особое внимание уделено характеристике формирование системы высших, центральных и местных государственных органов, анализу реформ и контрреформ в государственном аппарате, а также организации государственной службы. Показана роль отдельных государственных деятелей в развитии государственного управления. Во втором разделе «Государственное управление в советскую эпоху (1917-1991 гг.): предпосылки и тенденции современного государственного управления» дается рассмотрение особенностей формирования системы и органов государственного управления в условиях зарождения, функционирования и распада административно-командной системы государственной власти, а также анализируются современные тенденции реформы государственного управления.
Тема 3. Государственное управление в древнерусских княжествах Xll-начало Xlll веков.
Тема 4. Система государственного и местного самоуправления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды ( Xlll-XVl вв.).
Тема 5.Становление российской государственности в XV-XVl вв.
Тема 6. Разрушение российской государственности в период смутного времени (конец XVl-начало XVll вв.).
Тема 7.Преодоление последствий Смуты и развитие государственного и регионального управления.
Тема 8. Политические реформы Петра l.
Тема 9.Государственное и региональное управление в середине второй половины XVlll в.
Вперед
Тема 12. Становление государственного управления в послереволюционный период.
Тема 13. Система государственного устройства в 30-х-40-х гг. XX в.
Тема 14. Попытки реформирования государственного управления в 50-60-е гг.XX в. (на примере управления промышленностью).
Тема 15. Административно - командная система 70-80 гг. XX в.
Тема 16 .Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления.
Назад
Под властью князи или феодала
Самоуправ-
ляющаяся единица (Новгород, Псков)
Кремль
князья
Население
В основе: территориально-
производственные, а не кровно-родственные связи
Роль: раздел и перераспределение земельных участков между членами общины;
- организация совместного пользования угодьями (выпасы, леса, воды);
- раскладка общинных и государственных повинностей и податей,
- контроль за выполнением;
Административная власть: волостель
3. Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов – князей и бояр. В их статусе (крупных вотчинников) соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.
1. Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практиковали выделение отдельных земель – уделов – в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть.
5. Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (9ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X – начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведения вече и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний
(Продолжение)
Справка.
Многие историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством.
И. Я. Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси; М. Б. Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания главным образом в городах Северо-Западной Руси
Справка. Исследователи полагают, что древнерусская община X-XII вв. сочетала в себе элементы как соседской, так и семейной общины.
(Продолжение)
7. Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом постепенное подчинение общин государству и отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами волостели, приказчики и иные должностные лица.
Наиболее важное значение на рубеже XII – XIIIвв. приобретают:
Они становятся политическими центрами соответственно:
Северо-восточная Русь
Юго-западная Русь
Северо-западная Русь
Тысяцкий (ближайший помощник посадника)- предводитель городского ополчения, в мирное время осуществлял полицейский надзор за порядком в городе, а также судебные функции (по торговым тяжбам). Избирался вечем
Совет господ - это несколько сот бояр, которые сосредоточили все рычаги и нити правления в Новгороде, то есть «совет господ» контролировал представительную и исполнительную власть Новгорода
(Продолжение)
(Продолжение)
3. Эти новые тенденции были связаны с появлением вотчин- частных крупных земельных владений, принадлежавших, как правило, боярам
4. Переход к раздробленности не сопровождался упадком Руси. Он был ознаменован положительными сдвигами в социально-экономическом, политическом и культурном развитии, способствовал подъёму отдельных русских земель, росту городов
5. К отрицательным последствиям наступления раздробленности относится усиление княжеских усобиц и ослабление военной мощи страны
(Продолжение)
4 этапа образования единого государства
В 1612 г. в Нижнем Новгороде на Волге земский староста Козьма Минин начал формировать второе ополчение. В ополчение записывались представители самых разных слоев общества – горожане, крестьяне, дворяне, патриотически настроенные бояре. Командующим ополчения был назначен князь Дмитрий Пожарский.
Второе ополчение встречало поддержку в народе и быстро увеличивалось. За несколько месяцев ополчением были освобождены от поляков обширные районы под Москвой. В сентябре 1612 г. народная армия Минина и Пожарского разгромила польскую армию и освободила Москву.
Угроза польского порабощения была предотвращена.
Вывод 2:
В феврале 1613 г. был созван представительный Земский собор с целью выборов нового царя.
(Схема 7.2.)
Приказ сыскных дел
Челобитный приказ
Приказ что на «сильных» бьют челом
Приказ Великой России
Малороссий-ский приказ
Приказ Вел. Кн. Литовского
Бронный приказ
Ствольный приказ
Приказ городового дела
Приказ каменных дел
Оружейная палата
Рейтарский приказ
Приказ Большой казны
Приказ денежных сборов
Приказ сбора стрелецких денег
Приказ сбора запросных и пятинных денег
Приказ сбора доимочных денег
Постельничий приказ
Конюшенный приказ
Сокольничий приказ
Ловчий приказ
Дворцовый судный приказ
Панихидный приказ
(Продолжение)
Холопий приказ
Монастырский приказ
Печатный приказ
Приказ приказных дел
Приказ сбора ратных людей
Приказ сбора даточных людей
Приказ полковых денег
Полоняничий приказ
Иноземский приказ
Аптекарский приказ
Финансовые приказы
Владимирская четверть
Устюжская четверть
Галицкая четверть
Новая четверть
Приказ денежной раздачи
Хлебный приказ
В 1721 г. Петр I ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер – прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.
Петр I начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти:
В 1711 г. был создан Сенат – верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность генерал – прокурора (назначен П.И. Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносили о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.
Комментарий:
Верхний земский
суд
Губернский магистрат
Верхняя земская расправа
Совестный
суд
Нижняя земская расправа
Городовой магистрат
Уездный
суд
Сенат
По гражданским делам
По
уголовным делам
Схема 10.2 Система высшего и центрального управления в первой половине XIX в.
Император
Министерства
Военное 1802
Морское 1802
Иностранных
дел 1802
Внутренних дел
1802
Полиции
1810-1819
Коммерции
1802-1810
Финансов 1802
Юстиции 1802
Народного просвещения
1802
Духовных дел
и народного
просвещения
1817-1824
Императорского
двора и уделов
1826
Государственных
имуществ 1837
Комментарий:
Схема 10.3 Структура министерств по «Общему учреждению министерств» (1811 г.)
Товарищ министра
Министр
Департаменты (директор)
Отделения (начальник)
Столы (столоначальник)
Канцелярия (директор)
Совет министра
Высшая исполнительная власть (министерства) ставилась под контроль как со стороны Правительствующего сената и со стороны Государственной думы. При этом все законодательные и распорядительные органы избирались снизу вверх, выдвигая своих представителей в вышестоящие учреждения. Суд отделялся от администрации и также являлся выборным. Правительство лишь надзирало за соблюдением судопроизводства через представителей местных судов.
На нижнем уровне законодательной вертикали создавались распорядительные волостные думы, которые избирались на три года из всех земельных собственников и государственных крестьян. В свою очередь, волостные думы избирали гласных в окружные думы и судей в волостные суды, окружные думы – гласных в губернские думы, советы окружных правлений и судей в окружные суды, губернские думы выбирали гласных в Государственную думу, советы губернских правлений и судей в губернские суды.
Комментарий:
Все части управления в проекте государственных преобразований М.М. Сперанского соединялись в Государственном совете и через него восходили к верховной власти. Все законопроекты подготавливались Государственным советом и после их одобрения императором направлялись в Государственную думу для обсуждения. Так же как и местные думы, Государственная дума возглавлялась председателем, который избирался самой Думой и утверждался императором (в Государственной думе предполагалась еще и должность канцлера). Впервые в российской административной практике устанавливалось различие между законом и указом (распоряжением).
Верховная власть в государстве принадлежала монарху, являвшемуся главой государства, источником, носителем и выразителем державной власти в полном ее объеме.
Проект государственных преобразований М.М. Сперанского стал переворотом в понимании государственного устройства. Он предлагал стройную систему администрации, которая подчинялась закону и являлась ему подконтрольной. Так как эта система управления строилась снизу вверх и сочетала в себе бюрократические и выборные принципы, в перспективе она могла существенным образом потеснить бюрократические структуры и подготовить формирование в России эффективной и ответственной администрации.
В середине 19 в. в России начался острейший социально – экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально – крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился поражении России в Крымской войне.
Схема 10.6 Начало реформ Александра II
Александр II начал подготовку проекта крестьянской реформы. В 1857 – 1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии.
В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности.
(Продолжение)
Новый суд основывался на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства (обвинение в лице Прокурора и защита в лице адвоката рассматривали обстоятельства дела, а окончательное решение по делу выносили присяжные заседатели, которых выбирали из различных сословий). Прогрессивным новшеством было создание прокурорского надзора и суда присяжных.
Комментарий:
Комментарий:
Александр III, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, укреплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.
Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н. Победоносцевым. Он утверждал, то либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национально бытия.
Схема 10.9 Александр III. Политика контрреформ
Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.
В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.
Император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовалась вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движение.
ИМПЕРАТОР
Государственная
дума
Государственный
совет
Синод
Сенат
Совет министров
Собственная Е.И.В. канцелярия
Собственная Е.И.В. канцелярия по учреждениям императрицы Марии
Совет государственной обороны 1905-1909
Министерство внутренних дел
Военное министерство
Главное управление Генерального штаба
1905-1910
Морское министерство
Министерство юстиции
Министерство народного
просвещения
Министерство финансов
Министерство путей сообщения
Главное управление государственного коннозаводства
государственный контроль
Главное управление землеустройства и земледелия
Министерство торговли и промышленности
Съезд народных комиссаров
Наркоматы
Областной съезд Советов (не более 500 чел.)
Иностранных дел
Военных дел
Морских дел
Внутренних дел
Финансов
труда
юстиции
социального обеспечения
просвещения
по делам национальностей
почт и телеграфов
путей сообщения
земледелия
торговли и промышленности
продовольствия
ВСНХ
госконтроля
здравоохранения
1 депутат от 125 тыс. жителей
Исполнительный комитет (не более 25 чел.)
Уездный съезд Советов (не более 300 чел.)
Исполнительный комитет (не более 20 чел.)
Волостной съезд Советов
Исполнительный комитет (не более 10 чел.)
Сельский Совет
(от 3 до50 деп.)
Исполнительный комитет
(до 5 чел.)
1 депутат от 10 членов Совета
1 депутат
от 10 тыс. жителей
1 депутат
от 10 тыс. жителей
Городской Совет (население до 10 тыс.) от 3 до50 деп.
Исполнительный комитет
(до 5 чел.)
Городской Совет (население свыше 10 тыс.)
от 50 до1000 деп.
Исполнительный комитет
(до 5 чел.)
1 депутат от 2
тыс. жителей
1 депутат от 5
тыс. жителей
1 депутат от 25 тыс. жителей
1 депутат от 125
тыс. жителей
Наркомат труда
Наркомат финансов
Наркомат водного транспорта
Схема 13.1 (Продолжение)
НК судостроительной промышленности
НК боеприпасов
НК авиационной промышленности
НК тяжелого
машиностроения
НК среднего машиностроения
НК станкостроения
НК
машиностроения
НК промышленности стройматериалов
НК резиновой промышленности
НК электростанций и электропро-мышленности
НК электро-промышленности
НК электростанций
НК цветной металлургии
НК черной металлургии
НК нефтяной промышленности
НК угольной промышленности
НК топливной промыш-ленности
ВСНХ
НК общего машиностроения
НК химической
промышленности
НК тяжелой
промышленности
НК целлюлозной
и бумажной промышленности
НК легкой промышленности
НК лесной промышленности
НК пищевой промышленности*
Таблица 1.
В мае 1957 года сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством».
В соответствии с ним все промышленные и строительные министерства ликвидировались. В общей сложности было упразднено 141 общесоюзное, союзно-республиканское и республиканское министерство.
Схема 14.1 Территориальная схема управления промышленностью
Для руководства промышленными предприятиями и строительными организациями, расположенными на территории экономического района, создавались территориальные органы управления – советы народного хозяйства (совнархозы).
В отличие от министерств совнархозы были коллегиальными органами. Первоначально их аппарат был невелик: председатель, его заместители, руководящие и технические работники. Но со временем его численность резко поползла вверх. Аппарат совнархозов состоял из отраслевых (их было большинство) и функциональных отделов.
Главным преимуществом территориальной системы управления стало то, что руководство промышленностью оказалось приближено к предприятию, к производству. Совнархозы обеспечивали также комплексный подход к развитию экономических районов, что имело немаловажное значение, особенно для отдаленных от центра районов. Наконец, создание совнархозов позволило частично сократить управленческий аппарат.
Схема 14.2 Отраслевая и территориальная схемы управления промышленностью
В систему промышленных министерств вошло 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств.
(Схема 14.2 Продолжение)
Общесоюзные министерства создавались для управления машиностроительным и оборонным комплексом (сначала их было 13, к концу 1970-х годов - 18), а также предприятиями электрорадиотехнической и газовой промышленности. Для управления другими отраслями промышленности создавались союзно-республиканские министерства.
Возвращением к отраслевой системе надеялись избежать присущие ей негативные черты, такие как излишняя централизация, ведомственность, подавление инициативы на местах, разбухание аппарата управления и т.д. Министерства должны были осуществлять общее руководство отраслью в условиях новых принципов планирования и значительно возросшей самостоятельности предприятий. Но на практике они неохотно расставались с привычными директивными методами управления, шаг за шагом умаляя реальное значение полученной предприятиями самостоятельности. Экономическая реформа не смогла изменить основу административно-командной системы и постепенно сошла на нет, усилив ведомственный подход к управлению промышленностью. Опять начался процесс разукрупнения министерств: если при восстановлении системы промышленных министерств (1965) их было 29, то через 10 лет (1975) – стало 35, а к началу горбачевской перестройки (1985-1986 гг.) – почти 40.
Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательный округам с приблизительно равной численностью избирателей, а члены Совета Национальностей – по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1депутат от национально (с 1977 г.-автономного) округа.
Справка
Палаты могли создавать постоянные комиссии. Первоначально их было четыре: мандатная; законодательных предположений; планово-бюджетная; по иностранным делам. Позднее к ним добавились комиссии: по делам молодежи; по промышленности, транспорту и связи; по строительству и промышленности стройматериалов; по сельскому хозяйству; по здравоохранению и социальному обеспечению; оп народному образованию, науке и культуре; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.
Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета СССР. Он избирался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответственен перед ним. Неофициально Президиум Верховного совета называли «коллегиальным президентом». Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства. Он устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству народным хозяйством и социально-культурной сферой, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утверждению на сессии Верховного Совета.
Руководил деятельностью Президиума его Председатель. Эту должность последовательно занимали: М. И. Калинин (1938-1946), Н. М. Шверник (1946-1953), К. Е. Ворошилов (1953-1960), Л. И. Брежнев (1960-1964), А. И. Микоян (1964-1965), Н. В. Подгорный (1965-1977), снова Л. И. Брежнев (1977-1982), Ю. В. Андропов (1983-1984), К. У. Черненко (1984-1985), А. А. Громыко (1985-1988),
М. С. Горбачев (1988-1989).
В первое послевоенной десятилетие Председатель Совета Министров занимал высшее место во властной иерархии СССР, но в 1954-1955 гг. был оттеснен на второй план Первым Секретарем ЦК КПСС. В послевоенное время ан посту председателя Совета Министров находились: И. В. Сталин (1941-1953, до 1946 – председатель Совета народных комиссаров), Г. М. Маленков (1953 – 1955), Н. А. Булганин (1955-1958), Н. С. Хрущев (1958-1964), А. Н. Косыгин (1964-1980), Н. А. Тихонов (1980-1985), Н. И. Рыжков (1985-1990).
Справка
Ведомства – государственные комитеты, комиссии и главные управления – не имели четкого правового статуса. Создавались для координации деятельности министров и ведомств по общим для всех отраслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб) или для узкоотраслевого управления (Госкомитет по образованию, Главное архитектурное управление и т.д.)
Не предусмотренные Конституцией и образуемый Правительством
Главные управления (главки), как и министерства, действовали на основе единоначалия
Все министерства и ведомства делились на 2 категории: общесоюзные, союзно – республиканские
Справка
Справка
( Схема 15.2 Продолжение )
Схема 16.1 Система органов государственной власти.
Племя – объединение родов
РОД
Сходка («мир») членов общества
Совет глав родов, входящих в племя
Вече, тинг ит.п., объединяющее совет глав родов, верхушку племени, участвующих в вече общинников.
Традиции
Запреты (табу)
Опыт старых членов рода, старейшин рода и племени.
Соседская община
Территориальная соседская община
Возникновение и развитие частной собственности
Выделение родоплеменной знати
Вождь, предводитель (воевода)
Дружина (старшая, младшая)
Образование племенных княжеств
Война, набеги, появление патриархального рабства
Поздний этап первобытно-общинного строя. Возникновение соседской общины.
Отделение ремесла от земледелия. Появление поселков ремесленников.
Расклад первобытно-общинного строя. Образование территориальных княжеств. («земель»)
Поход князя Олега в Киев. Объединение Новгородского и ? княжеств. Начало раннефеодального государства « Киевская Русь»
Славяне
как народ
Самая большая в Европе группа народов, объединяемых близостью языков и общностью происхождения. Выделяются 3 ветви славянских народов:
Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)
Западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане)
Южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, черногорцы, босняки)
Большинство исследователей считают древнейшими протославянскими племенами земледельческо-скотоводчиские племена, которые в конце 3-го и во 2-м тысячелетии до н.э. расселились между Днепром на востоке, Карпатами на юге, Одром на западе, Балтийским морем на севере. В конце 1-го тысячелетия до н.э. и в начале н.э. прошел процесс обособления ветви восточных и ветви западных славян, позднее обособилась ветвь южных славян.
Справка:
Народонаселение
славян
Численность отдельных славянских народов на 1980 г. (млн. чел)
Восточные славяне = русские 140; украинцы 44,5; белорусы 9,75
Западные славяне = поляки 40; чехи 10,5; словаки 5,35; лужичане 0,1
Южные славяне = болгары 8,45; сербы 9,7; хорваты 5,55; словенцы 2,15; черногорцы 0,6
(Продолжение 3)
(Продолжение 4)
(Продолжение 5)
(Продолжение 6)
(Продолжение 7)
(Продолжение 8 )
(Продолжение 9)
(Продолжение 10)
(Продолжение 11)
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть