Слайд 1Мотивация как функция менеджмента. Теории мотивации.
Слайд 2Определение термина
Мотивация как функция менеджмента связана с процессом побуждения себя
и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для
достижения личных целей и целей организации.
Слайд 3Мотивация как функция менеджмента
Человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения
потребностей.
Потребности – это внутреннее состояние человека, которое отражает физиологический или
психологический недостаток чего-либо, вызывающий состояние дискомфорта.
Слайд 4Первичные и вторичные потребности
Выделяют первичные и вторичные потребности.
Первичные потребности являются
по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут
служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать.
Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и общении.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Слайд 6Вознаграждение может быть внутренним и внешним.
Внутреннее вознаграждение – это
удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения какого-либо действия. Например,
это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение – это выгоды, предоставляемые человеку организацией. Примеры внешних вознаграждений – зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки).
Слайд 7Подходы к мотивации
Содержательный подход
Процессуальный подход
Какие потребности побуждают людей проявлять активность
в труде.
Исследователи выделяли группы потребностей и определяли, какие из них
являются более важными.
Классификации потребностей
Люди оценивают различные виды поведения через результаты, которые, по их мнению, можно получить.
При каких условиях и каким образом можно повлиять на деловую активность работников.
Предлагались формулы, пропорции, схемы. Попытка измерить мотивацию.
Слайд 8Содержательные теории мотивации
В рамках содержательного подхода существуют разные теории мотивации.
Мы рассмотрим 3 из них:
Иерархическая пирамида потребностей Маслоу;
Теория приобретенных потребностей
Мак-Клелланда;
Двухфакторная модель Герцберга.
Слайд 9Иерархическая пирамида А.Маслоу
Слайд 105 уровней
физиологические потребности (пища, питье, секс);
потребность в безопасности (крыша над
головой, одежда, чувство безопасности);
социальные потребности (любовь, дружба, семья, принадлежность к
группе людей);
потребность в уважении (самоуважение, признание, власть);
потребность в самовыражении, самореализации (т.е. раскрытие своего потенциала, потребность в росте как личности).
Слайд 11Выводы из теории
Потребности удовлетворяются снизу вверх (по пирамиде).
Пока потребность более
низкого уровня не удовлетворена, потребность более высокого уровня не мотивирует.
Удовлетворенная
потребность мотивировать перестает.
Слайд 12Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
МакКлелланд, оспаривая положения Маслоу, выдвинул теорию приобретенных
потребностей.
Автор выделяет три группы потребностей:
потребность в успехе;
потребность во власти;
потребность
в причастности.
Слайд 13Потребности приобретенные
Потребность в успехе – это стремление человека достигать поставленных
целей, решать сложные задачи, достичь большого успеха, превзойти других людей.
Потребность
в причастности реализуется через поиск и установление хороших контактов с окружающими, получение от них поддержки, стремление к недопущению конфликтов.
Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия. Имеется в виду не только административная власть, но и власть авторитета, таланта и т.п.
Слайд 14Вывод:
Одна из потребностей является доминантной, самой главной, но для каждого
человека она индивидуальна: у кого-то основной является потребность во власти,
у кого-то потребность в причастности, у кого-то потребность в успехе.
Менеджеру необходимо определить, какая потребность у подчиненного является ведущей, чтобы мотивация была успешной.
Доминантные потребности на протяжении жизни у человека могут меняться.
Слайд 15Двухфакторная модель Герцберга
Концепция Ф. Герцберга называется двухфакторной моделью. Автор показал,
что на поведение людей влияет не только удовлетворенность, но и
неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем их изменение происходит независимо друг от друга.
Слайд 16Модель Герцберга
Потребности
Мотивирующие Гигиенические
Слайд 18Вывод Герцберга
При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов
у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то
сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Слайд 19
Герцберг считал, что активность исполнителей будет высока, если:
работа имеет
смысл, общественную значимость,
работа не примитивна, не убивает интереса к себе,
работа
позволяет развивать способности, достигать успеха,
требования к работнику не занижаются,
результаты труда не обезличиваются, своевременно вознаграждаются,
каждый вправе получать необходимую информацию, принимать самостоятельные решения, осуществлять самоконтроль.
Слайд 20Процессуальный подход к мотивации
Согласно процессуальному подходу поведение личности определяется не
только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с
ней, оценкой своих возможностей, последствий выбранного типа поведения. В рамках процессного подхода выделяют несколько концепций:
теория ожиданий Виктора Врума;
теория справедливости Дж. Адамса;
модель Портера-Лоулера.
Слайд 21Теория ожиданий В. Врума
Во многих случаях или ситуациях люди
сознательно оценивают, какие линии поведения можно выбрать, и выбирают ту,
которая приведет к нужным результатам.
Указанная теория включает три главные переменные:
Ожидание (О) – представление людей о том, в какой мере их действия приведут к необходимому результату
(«затраты труда» «результат»);
Инструментальность (И) – предполагаемая взаимосвязь между двумя следствиями («результат» «вознаграждение»);
Валентность (В) – степень желательности, привлекательности, получения какого-либо вознаграждения
(«результат» «вознаграждение»);
М=О×И×В
Слайд 22ОЖИДАНИЕ
Ожидание определяется на основе анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции и
оказывает значительное влияние на активность человека, его стремление к достижению
поставленной цели. Поскольку ожидание является вероятностной категорией, его числовая характеристика изменяется от 0 до 1.
Если у человека нет определенного представления о возможности завершить данную работу вовремя, то ожидание равно 0, а если он уверен, то – 1. Например, ученик начал готовить доклад за неделю. Он располагает достаточным материалом и умеет выбрать важное, основное из потока информации. Ожидание, что он успеет закончить работу в срок, будет высоким, равным 1.
Слайд 23Теория справедливости Дж. Адамса
Слайд 24Выводы из теории
При этом в затраты включаются не только усилия
по выполнению данной работы, но и стаж, уровень квалификации и
проч.
Если человек видит, что вознаграждение за работу справедливо, он ощущает удовлетворенность и будет добросовестно трудиться. В противном случае деловая активность человека снижается.
Недовольный работник начинает «восстанавливать справедливость», требуя повышения заработной платы, улучшения условий труда, продвижения по службе. Когда людям переплачивают, большей частью свое поведение они менять не склонны.
Слайд 25Модель Портера-Лоулера
представляет собой комплексную процессуальную теорию мотивации, которая включает
элементы теории ожидания и справедливости.
Теория
оперирует 5 переменными:
усилия;
восприятие;
результаты;
вознаграждение;
степень удовлетворенности.