Слайд 2Условия возникновения мотивации человека
Трудовая мотивация начинает формироваться задолго до того,
как человек начинает свою трудовую деятельность в конкретной организации.
Зарождение
трудовой мотивации начинается в процессе социализации человека под воздействием совокупности разнообразных социальных, культурных, политических, семейных и др. факторов той среды, которая окружает человека начиная от момента его рождения.
Слайд 3Условия и причины возникновения мотивации
Совместная деятельность
Строго индивидуальная деятельность
мотиватором
является конечный результат деятельности
мотиваторами выступают те блага, которые работник получит
за выполнение своих обязанностей
Необходимость в мотивации персонала возникает вследствие разделения труда в условиях совместной деятельности
Слайд 4мотивация представляет собой процесс управления поведением человека, которое зависит от
следующих факторов: потребностей, мотивов, стимулов
Слайд 5Потребности – это нужда в чем-то объективном необходимом для поддержания
жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы, основные решающие
силы активности индивида во взаимодействии с окружающим миром
Формой реализации потребности является интерес
Слайд 6Теория мотивации
Мотивы поступков людей
Потребности !
Частично и косвенно могут быть удовлетворены
с помощью денег
МОТИВАЦИЯ
Непрерывна
Бесконечна
Изменчива
Универсальная характеристика человеческого организма
Основание для построения теории мотивации
Классификация неосязаемых целей и потребностей человека
Слайд 7Природа потребностей человека
Принципы
Полное удовлетворение НЕВОЗМОЖНО
Неудовлетворение = Действия
Существует иерархия потребностей
Потребности цикличны
Слайд 9Природа человека
Принципы
Полное удовлетворение НЕВОЗМОЖНО
Неудовлетворение = Действия
Существует иерархия потребностей
Потребности цикличны
Слайд 10Пирамида потребностей по А.Маслоу
Вторичные потребности
Первичные потребности
Слайд 12Самореализующиеся личности
Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью
Принятие
Спонтанность,
простота и естественность
Служение
Отстраненность, потребность в уединении
Автономия, независимость от культуры и
среды, воля и активность
Свежий взгляд на вещи
Мистические переживания и высшие переживания
Чувство идентификации с человечеством в целом
Межличностные отношения
Демократичность
Умение отличать средство от цели, добро от зла
Философское чувство юмора
Креативность
Сопротивление культурным влияниям
Слайд 13Сущность мотива
Мотив – побудительная причина поведения и действий человека,
возникающая под влиянием его потребностей и интересов и представляющая собой
образ желаемого человеком блага, которое удовлетворяет потребности при условии, если будут выполнены определенные действия.
Мотивы выполняют три основные функции
1) Побуждающая функция вызывает активность человека, придает ему энергию. Данная функция проявляется в том, что мотивы обуславливают поступки личности, ее поведение и деятельность.
2) Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от устойчивости системы мотивов, иерархии мотивов, множественности и силы мотивов. Данная функция определяет также выбор объекта, на который будет направлена активность человека в ближайшее время.
3) Регулирующая функция определяет очередность реализации потребностей. Эта функция состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, группы
Слайд 14Стимул
Стимул – это внешняя побудительная причина какой-либо деятельности, не зависящая
от работника
Основные формы стимулов
принуждение (замечания, перевод на другую
должность, перенос отпуска, выговор, лишение премий, увольнение);
финансово-материальное вознаграждение (заработная плата, бонусы (разовые выплаты), участие в акционерном капитале, участие в прибылях компании, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, на покупку жилья и др.);
моральное вознаграждение (благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, дипломы, публикации в прессе, стимулирование свободным временем, стимулирование творческой обстановкой в компании;
самоутверждение (содействие в написании диссертаций, публикации книги, съемке фильма, получении второго высшего образования и др.)
Слайд 17Концепция управления: Управление кадрами Управление персоналом
Управление человеческими
ресурсами
Управление человеческим капиталом
Большое влияние на формирование подходов к
мотивации работников оказывает принятая в организации концепции управления работниками
Слайд 18Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних
потребностей человека, побуждающих его действовать так, а не иначе.
Неудовлетворенная
потребность создает напряжение и неравновесное состояние.
Неудовлетворенная потребность является движущей мотивационной силой поведения человека.
Содержательные теории выявляли основные потребности человека и располагали их в определенном иерархическом порядке.
Слайд 19К содержательным теориям мотивации относятся:
поведенческая теория мотивации Дж. Уотсона,
теория
потребностей К. Левина,
теория иерархии потребностей А. Маслоу,
факторная теория Ф.
Герцберга,
теория приобретенных потребностей Д. Макклелланда,
теория существования, связи и роста К. Альдерфера,
теория оперантного обусловливания Б. Скиннера
Слайд 20Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации анализируют, как человек ведет
себя в состоянии восприятия и ожидания возможных последствий выбранного типа
поведения.
Акцент в исследовании в процессуальных теориях мотивации переносится с изучения внутренних потребностей, как мотиваторов поведения человека, на ожидаемые последствия достижения результата
Слайд 21Основными процессуальными теориями мотивации являются:
теория сознательного ожидания Э. Толмена,
теория
ожидания В. Врума,
расширенная модель ожидания Портера-Лоулера,
теория справедливости С.
Адамса,
расширенная модель мотивации Х. Хекхаузена,
теория постановки целей Э. Локе и Г. Латхэма,
модель трех кругов Дж. Адаира