Слайд 1Обучение грамоте
детей с РАС
путем создания
«Личного букваря».
Слайд 2Особенности эмоционального и интеллектуального развития детей с РАС.
хорошо
развито механическое, непроизвольное запоминание, и, одновременно, - низкие возможности осмысленного,
произвольного запоминания;
хорошее усвоение информации, организованной по формальному, внешнему признаку (например, типы геометрических фигур или виды бабочек), но, в то же время, - большие сложности понимания и усвоения информации, организованной по смысловому признаку (причинно-следственные связи, сюжетное развитие событий и т.п.);
способность достаточно легко справляться с невербальными заданиями, особенно если все необходимое для их выполнения находится в зрительном поле, и, одновременно, - серьезные трудности при выполнении заданий, которые даются в устной форме, но не дополнены наглядными «зрительными опорами».
Слайд 3Основные задачи развивающего обучения,
соответствующие образовательным потребностям ребенка с РАС:
Организация произвольного внимания и поведения в учебной ситуации
Развитие осмысленного отношения
ребенка к учебному материалу, к самому процессу обучения. Формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать самостоятельно в собственной жизни.
Формирование способности самостоятельного планирования и последовательного развертывания собственных действий и речи.
Слайд 5«Личный букварь» - это:
Букварь, который начинается с буквы «Я»
Букварь, страницы которого собираются в индивидуальном порядке
Букварь, который ребенок
создает сам вместе со взрослыми, вклеивая фотографии, раскрашивая, делая подписи.
Слайд 6«Личный букварь» - это:
Научно обоснованный метод обучения грамоте, созданный сотрудниками
Института коррекционной педагогики РАО
Метод, подтвержденный в процессе обучения детей
с расстройством аутистического спектра.
Метод, эффективный при обучении детей без проблем здоровья, испытывающих трудности в освоении осмысленного чтения.
Слайд 7Принципы и логика обучения:
Связь учебного материала с личным опытом, с
жизнью ребенка и его семьи
Слово, фраза всегда соотносятся с изображением
(фотография, картинка, рисунок)
Сначала - изучение букв и освоение глобального чтения, затем – переход к чтению по слогам
Особая «личная» последовательность изучения букв
Обучение чтению идет в сочетании с обучением письму печатными буквами
Слайд 9Особая последовательность изучения букв
Слайд 17
«9 шагов по освоению буквы»
Последовательность изучения каждой буквы
включает в
себя:
знакомство с фонетической стороной буквы, ее звучанием; освоение умения определять
на слух, есть ли изучаемая фонема в слове,
опознание буквы по ее изображению (отдельно и в словах),
отработка умения писать изучаемую букву печатным шрифтом,
формирование представления о букве, как о части слова: умения опознавать изучаемую букву в начале, середине, конце слова, вписывать изучаемую букву на нужное место в слово, придумывать слова с изучаемой буквой.
Слайд 21Глобальное чтение используется:
для формирования осмысленного отношения к слову, фразе,
тексту,
для исключения возможности механического чтения;
для формирования представлений о языковых единицах
и их функциях: представления о слове как о части предложения, понимания, что слова и предложения являются носителями определенных смыслов,
для создания мотивации к чтению.
Слайд 30
«Личный букварь»
формирует учебную мотивацию, интерес к книге
помогает избежать механического,
неосмысленного усвоения навыка чтения
формирует целостное представление о письменной речи: о
том, что буквы являются частями слов, за которыми стоят определенные значения; из слов состоят фразы, а из фраз – тексты, передающие сообщения, выражающие определенные смыслы
помогает сформировать у ребенка осмысленные навыки чтения и письма, обеспечивает их осознанное использование ребенком в собственной жизни