Слайд 1Мотивация трудовой деятельности
Слайд 2Мотив, мотивация (от франц. motif-побуждение)
побуждение к активности и деятельности
субъекта (личности ,социальной группы, общности людей)
Слайд 3Мотивационная функция управления представляет собой процесс создания системы условий или
мотивов (motif — фр. побудительная причина, повод к тому или
иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Слайд 4Мотивация, в организационном контексте
процесс, с помощью которого менеджер побуждает
других людей работать для достижения организационных целей, тем самым удовлетворяя
их личные желания и потребности.
Слайд 5Мотивация
Экстринсивная
Интринсивная
внешняя
внутренняя
Положительная
Отрицательная
Слайд 7Потребность
ощущение нехватки чего-то, без чего человек ощущает состояние дискомфорта,
внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть.
Слайд 8Потребность как системная реакция
Потребность связана с нуждой (нужностью, а не
только с дефицитом)
Потребность – состояние, реакция организма и личности на
воздействия внутренней и внешней среды
Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность
Слайд 9Не сознаваемые
(не ощущаемые)
Осознаваемые
биологические
Осознаваемые
социальные
Потребности организма (нужды)
Потребности личности
Слайд 10Потребности
Врожденные,
Биологические
Социальные
Потребность, привычка
в определенном способе
удовлетворения
биологических потребностей
Первичные
Вторичные
Слайд 11Потребности
В пище
В одежде
В жилище
В познании
В творчестве
В эстетических
наслаждениях
В общении
В труде
В
общественной
деятельности
Материальные
Духовные
Социальные
Слайд 12Мотивы
Индивидуальные
Групповые
Больших социальных
групп
Слайд 13Мотивация как процесс
возникновение потребностей
поиск путей устранения потребности
определение
целей (направления) действия
осуществление действия
получение вознаграждения
устранение потребности
Слайд 16Ранние представления о ведущих мотивах
Томас Гоббс ( 1651)
Джеймс Стюарт
(1767 г. )
мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти
Слайд 17Адам Смит
принцип "экономического человека»:
главной целью человека является стремление
к обогащению и удовлетворению личных материальных потребностей. При этом человек
стремится максимизировать выгоду и минимизировать затраты
"Исследование о природе
и причинах богатства народов»
(1776 г.)
Слайд 18Ф.Тейлор
1. Большой поденный урок (сменное задание), тщательно и детально расписанный.
2.
Нормальные условия труда. Работнику должны быть предоставлены все необходимые инструменты,
материалы, приспособления.
3. Высокая плата за успешную работу при условии выполнения задания.
4. Потеря в случае неисполнения. Под этим подразумевалась оплата по пониженным расценкам и увольнение.
Слайд 19Г.Форд
Рабочие должны постоянно помнить о том, что за воротами
завода стоят сотни безработных, мечтающих занять их места. Это заставляет
трудиться с полной отдачей
Слайд 20Джекоб Морено
на эффективность труда сильное влияние оказывают неформальные отношения
в коллективе
Слайд 21Элтон Мэйо
- Люди имеют общий набор потребностей: принадлежать, нравиться, быть
уважаемым.
- Люди желают индивидуального признания, но еще больше они желают
чувствовать себя в качестве полезной части кампании и своей рабочей группы или подразделения.
- Они будут охотно стремиться сотрудничать и подчиняться целям организации, если будет обеспечено удовлетворение этих существенных потребностей.
- Основная цель руководителя – заставить каждого работника поверить в то, что он является полезным и важным членом рабочей группы.
Слайд 22Хоторнские эксперименты
В1927-1932 гг. на чикагских заводах Hawthorne Works, принадлежавших Western
Electric Company
Слайд 23На суконной фабрике Continental Mills
разрешить проблему большой текучести рабочей силы
причиной являлись неудобные позы, которые приходилось принимать при работе прядильщицам.
Физическое утомление не могло не повлиять на их ментальное, т. е. психическое состояние,- их сознание исполнялось пессимизма, что естественным образом, приводило к снижению производительности труда и высокой текучести кадров.
Слайд 24Крис Арджирис
- Большинство людей способны к проявлению гораздо большей
инициативы, ответственности и креативности, чем от них требует их нынешняя
работа.
- Эти способности представляют собой нетронутые ресурсы, которые в настоящее время теряются.
- Основная цель руководителя – создать среду, в которой его подчиненные смогли бы полностью реализовать себя.
Слайд 25Дэвид МакКлелланд
Потребность в успехе
Потребность в принадлежности
Потребность во власти
Слайд 28Клейтон Алъдерфер
потребности существования
потребности связи
потребности роста
Слайд 29Двухфакторная модель Ф.Герцберга
неудовлетворенность
Отсутствие
неудовлетворенности
Отсутствие
удовлетворенности
Удовлетворенность
ФАКТОРЫ-ГИГИЕНТИСТЫ
ФАКТОРЫ-МОТИВАТОРЫ
Слайд 30Классификация потребностей по С.Б. Каверину
Слайд 32Теория ожидания
Виктора Врума
М = (З/Р) (Р/В) (Vв)
Слайд 33Теория постановки целей Эдвина Лока
Осознание окружения с учетом эмоционального
состояния
Определение цели, задающей направление и интенсивность действий
Осуществление действий
Удовлетворенность результатом
Слайд 34Четыре характеристики цели
• сложность;
• специфичность;
• приемлемость;
• приверженность.
Слайд 35Теория равенства и справедливости
Дж. Стейси Адамса
ВВи/ВЗи = ВВсл./
ВЗсл
N1
N2
Слайд 36Теория усиления
Б. Ф. Скиннера
Стимулы
Поведение
Последствия
Будущее поведение
Слайд 37Теории X, Y, Z
Д. МакГрегор, О. Шелдон, В. Оучи.
Слайд 38Теория X
людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе;
она не выступает
для них мотиватором и, если можно, они стараются ее избежать;
в
силу этого людей необходимо принуждать к работе и контролировать их, в том числе - держать под угрозой наказания;
«среднему человеку» присуще стремление избежать ответственности и желание, чтобы им руководили;
люди мотивируются, в основном, экономическими потребностями и будут делать то, что дает им наибольшую экономическую выгоду;
люди исходно пассивны, и их нужно стимулировать, заставлять работать.
Слайд 39Теория Y
людям изначально присуща потребность реализовывать умственные и физические усилия
для выполнения какой-либо работы; это так же естественно, как отдыхать
или играть;
контроль и угроза - не единственные средства мобилизации усилий, человеку свойствен также и самоконтроль, и само руководство;
цели деятельности, а не только вознаграждение мотивируют работу людей;
человеку свойственна потребность в ответственности и инициативе;
само содержание труда и интерес к нему также выступают мотиваторами деятельности;
люди в основном мотивируются социальными потребностями
стремятся проявлять свою индивидуальность.
Слайд 40Теория Z
гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
создание атмосферы корпоративной общности,
преданности фирме;
необходимость постоянного внимания руководства к исполнителям, максимально частые контакты
между ними;
гласность внутрифирменной информации, общность целей и ценностей руководства и рядовых работников;
создание атмосферы общей ответственности;
предоставление возможно большей свободы в выборе средств работы; создание «духа доверия» работнику;
особое внимание к социальным контактам исполнителей по «горизонтали», т.е. к неформальным связям.
Слайд 41Два основных подхода к реализации функции мотивирования
комплексно-
методический
адаптационно-
организационный
Слайд 42Комплексно-
методический подход
1) экономические методы,
2) целевой метод,
3) метод проектирования
и перепроектирования работы («обогащения труда»),
4) «метод соучастия» - вовлечения
работников («партисипативный метод» ).
Слайд 43Экономические методы основаны на системе основополагающих принципов организации материального вознаграждения
за работу. Они сформулированы Д. Синком:
Слайд 44коммуникация и согласие между исполнителями и руководством по поводу общих
правил организации системы стимулирования;
справедливая оценка работы;
поощрение связано с
результативностью;
создание атмосферы сотрудничества, а не конкуренции;
гарантия работы и др.
Слайд 45Существуют еще три общих «экономических правила» мотивирования:
Размер премии — не
менее 30% зарплаты.
Резкое возрастание эффективности экономических методов при сочетании
их с социально-психологическими. Например, вручение премии публично.
Избежание ошибок «далеких материальных выгод» (отчисления в пенсионный фонд не окажут влияния на текущую мотивацию).
Слайд 46Целевой метод
Придание целям четкой формы. Наличие субъективно принятой цели
считается важным и самостоятельным мотиватором поведения.
Трудные цели обладают большей
мотивирующей силой, чем легко достижимые.
Слайд 47Требования к целям
измеримость целей;
обозначение результатов работы;
точные сроки;
концентрация внимания
на возможности роста производительности труда;
потенциальные стимулы для исполнителей;
поддержка
организации;
контроль;
лица, ответственные за цели;
оценка, ясность результатов достижения цели и др.
Слайд 48Метод проектирования и перепроектирования работ (обогащения труда)
Слайд 49
Основные черты богатой в мотивационном отношении работы:
ответственность за результаты;
достижения:
уверенность работника в том, что он выполняет важную работу;
контроль
над ресурсами;
обратная связь: информация о результатах работы;
возможность профессионального роста;
контроль работника над условиями труда.
Слайд 50Высококвалифицированным можно считать лишь тот труд, который обладает следующими особенностями:
разнообразием,
законченностью,
значимостью,
самостоятельностью,
психологическим комфортом,
возможностью личного и профессионального роста,
отсутствием антимотиваторов
Д. Хак-мэн и Г. Олдхэм
Слайд 51Метод вовлечения работников
право голоса у работника при решении проблем;
поиск согласия;
использование индивидуальной и коллективной мудрости;
совместное принятие решения;
делегирование прав;
выявление проблем и определение действий;
создание надлежащих условий и установки;
механизм для улучшения сотрудничества.
Слайд 52Адаптационно-организационный подход
система мотивирующих воздействий распределяется по основным фазам трудовой деятельности
— от приема на работу и профессиональной адаптации до завершения
карьеры.
Слайд 53Скрытые факторы, влияющие на работу человека по Ф.Форнису