Слайд 1Моторные масла
Свойства, Состав, Классификация
Слайд 2
Сила трения — сила возникающая между
соприкасающимися телами при их относительном
движении
Пара трения: поршневые кольца –
стенка цилиндра
Пара трения:
коленчатый вал - шатун
Граничный режим трения – это трение контактных поверхностей без сплошного слоя масляной пленки, приводящее к непосредственному контакту трущихся поверхностей
Гидродинамический режим трения – это
трение контактных поверхностей через
сплошной слой масла
Слайд 3
Производство моторных масел
Нефть
Перегонка на нефтеперерабатывающем заводе
Базовое масло
Смесь углеводородов
A) обычные минеральные
масла (стандартный метод)
B) Синтетические масла (специальный метод)
C) Гидрокрекинговые масла
(специальный метод)
Введение пакета присадок
Присадки – специальные химические вещества, значительно улучшающие и оптимизирующие свойства базового масла
Моторное масло
Слайд 4Получение базовых масел
Нефть
НС-синтез
ИВ≈130÷150
Бензин
Дистиляция
Вакуум. дистиляция
Очистка
Депарафинизация
Гидроочистка
Раффинат
ИВ≈90÷95
Депарафинизация
Вакуум. дистиляция
Кат. гидрокрекинг
Парафины
Крекинг
Этилен
Синтез
(Олигомерация)
Гидрирование
Синтетическое
ПАО ИВ≈130
Слайд 5Классы базового масла по API
Группа 1 – минеральная, содержит менее
90% предельных углеводородов и >0,03% серы, имеют индекс вязкости от
80 до 120 (обычно 90)
Группа 2 – минеральная, содержит не менее 90% предельных углеводородов и < или равно 0,03% серы, имеют индекс вязкости от 80 до 120 (обычно 95)
Группа 3 - НС содержит не менее 90% предельных углеводородов и менее 0,03% серы, имеют индекс вязкости более 120
Группа 4 – полиальфаолефины
Группа 5 – базовые масла других типов, не вошедшие в группы 1-4 (сложные спирты и эфиры, силиконы)
Слайд 6Индекс вязкости базовых масел
VI (viscosity index) – индекс вязкости
LVI -
VI
индекс вязкости
HVI – VI = 95-120 высокий индекс вязкости
VHVI – VI >120 очень высокий индекс вязкости
Слайд 7
Перспективы использования различных
групп базового масла
Слайд 8
Свойства моторного масла
Смазывание:
Создает смазывающую пленку на трущихся поверхностях
Моющие свойства:
Удаляет отложение
и загрязнения в каналах и на поверхностях
Нейтрализация:
Нейтрализует кислоты, образующиеся из
продуктов сгорания топлива
Уплотнение:
Уплотнение зазоров между поршнями, поршневыми кольцами и цилиндрами
Защита:
Защищает от коррозии и ржавления
Охлаждение:
Отводит тепло от поршней, цилиндров, подшипников, шестерен и т.д.
Слайд 9Присадки в моторных маслах
Разделяются на три группы:
Поверхностноактивные
- Моющие
- Диспергирующие
- Противоизносные/противозадирные
(EP)
- Антикоррозионные
- Модификаторы трения
Улучшающие свойства масла
- Вязкостные
- Депрессорные
- Регуляторы степени
набухания эластомеров
Защитные присадки
- Защита от старения
- Деактиваторы металлов
- Антипенные
Слайд 10Классы вязкости SAE J 300
С июня 2001
1) Для вязкостей 0W-40,
5W-40, 10W-40
2) Для вязкостей 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40
Слайд 11Низкотемпературные свойства моторного масла
Слайд 12Спецификации, классификации
API
API-Американский институт нефти делит масла на
различные классы качества:
S-бензиновые
двигатели
C-дизельные двигатели
Универсальные масла - соответствующие обоим классам
Последующие буквы описывают уровень
качества
Пример: API SM бензиновые высший класс качества.
Слайд 13
Спецификации, классификации
API S-классы для бензиновых двигателей
SK - не применяется из-за
возможных совпадений с маркировками
Корейских производителей масел
Слайд 14Спецификации, классификации
AСЕА
АСЕА- европейская ассоциация по сертификации масел
А- для бензиновых двигателей
легковых автомобилей
В- для дизельных двигателей легковых автомобилей
С 2004 г. классы
А и В объеденены в класс А/В
Е- дизельные двигатели для тяжелой техники
Цифры 1-5 показывают производительность(нагруженность)
Пример: А3/В4-04 универсальное для бензиновых и дизельных
двигателей легковых авто и микроавтобусов с топливной системой "Common rаil", непосредственным впрыском или с насос-форсунками.
Принята в 2004 г.
Слайд 15
ACEA 2008 А1/В1 PKW
(легковые а/м бензин , дизель)
Маловязкие масла
SAE 0W-30,5W-30,5W-20
Экономия топлива ≥2,5% по сравнению с SAE 15W-40
Сниженная высокотемпературная
вязкость HTHS <3,5 (типовое значение 2,6-2,9)
Стандартные и увеличенные интервалы замены
Для стандартных нагрузок
Общая сульфатная зольность 1,3%
Допуски на основе А1/В1:
Ford 913-B
Слайд 16ACEA 2008 А3/В3 PKW
(легковые а/м бензин , дизель)
Без ограничений
по вязкости
Нет требований по экономии топлива
Высокая высокотемпературная вязкость HTHS
≥3,5
Стандартные интервалы замены
Для высоких и экстремальных нагрузок, обычных мощных и турбированных двигателей
Общая сульфатная зольность 1,5%
Допуски на основе А3/В3:
MB 229.1 Opel GM-LL-A-025
Слайд 17
ACEA 2008 А3/В4 PKW
Базовые требования A3/B3 и дополнительно:
Улучшенная
термоокислительная стабильность
Увеличенные интервалы смены
Работа в двигателях c Common Rail, насос-форсунками,
непосредственным впрыском
(4D4, FSI,GDI)
Общая сульфатная зольность 1,6%
Допуски на основе А3/В4:
BMW Long life 01
MB 229.3/5
Opel GM-LL-В-025
Porsche
Renault RN 0700/0710
VW 502 00/505 00
Слайд 18ACEA 2008 А5/В5 PKW
(легковые а/м бензин, дизель)
Базовые требования A1/B1
и дополнительно:
Для высокофорсированных двигателей и увеличенных интервалов замены
Допуски на основе
А5/В5:
BMW Long life 01 FE
Renault RN 0700
VW 503 00/506 00
Слайд 19Предпринимаемые изменения
конструкции двигателя и катализатора
под нормы EURO IV-VI
Сажевый
фильтр
Лямбда-зонд
Увеличение давления впрыска до 2000 бар common rail
Управление фазами газораспределения
Слайд 20
Схема двухступенчатого катализатора
с сажевым фильтром
CPF (Catalyzed Particulate Filter)
Датчик
давления
Датчик температуры
Ва- фильтр
Pt-катализатор
Слайд 21
Современные системы выпуска и нейтрализации отработавших газов
Принцип действия системы SCR
заключается
в химической реакции аммиака с окисью азота
выхлопных газов,
в результате которой образуются безвредный азот и водяной пар.
Слайд 22
ACEA 2008 Low SAPS С1
Бензиновые и дизельные под
EURО 4-6
Базовые
требования A5/B5 и дополнительно:
HTHS не более 2,9 мПа /с
Сульфатная зола
≤ 0.5%
Содержание серы ≤ 0,2%
Содержание фосфора ≤ 0,05%
Допуски на основе C1:
Mazda DPF
Mitsubishi DPF
Слайд 23
ACEA 2008 Mid SAPS С2
Бензиновые и дизельные под
EURО 4-6
Базовые
требования A5/B5 и дополнительно:
HTHS больше 2,9 мПа/с
Сульфатная зола ≤ 0.8%
Содержание
серы ≤ 0,3%
Содержание фосфора ≤ 0,09%
Допуски на основе C2:
Citroen DPF
Honda DPF
Toyota DPF
Peugeot DPF
Mitsubishi DPF
Слайд 24
ACEA 2008 Low SAPS С3
Бензиновые и дизельные под
EURО 4-6
Базовые
требования A3/B4 и дополнительно:
HTHS больше 3,5 мПа/с
Сульфатная зола ≤ 0.8%
Содержание
серы ≤ 0,3%
Содержание фосфора ≤ 0,09%
TBN (щелочность) ≥ 6
Испаряемость не более 13%
Допуски на основе C3:
BMW Long life 04
MB 229.31/51
VW 505 01, 504 00, 507 00
Слайд 25
ACEA 2008 Mid SAPS С4
Бензиновые и дизельные под
EURО 4-6
Базовые
требования A3/B4 и дополнительно:
HTHS более 3,5 мПа /с
Сульфатная зола ≤
0.5%
Содержание серы ≤ 0,2%
Содержание фосфора ≤ 0,09%
TBN (щелочность) ≥ 6
Испаряемость не более 11%
Допуски на основе C4:
Renault RN 0720
Слайд 26
Допуски автопроизводителей
500 00 Моторные масла для бензиновых и атмосферных дизельных
двигателей
501 01 Универсальные масла для бензиновых и атмосферных
дизельных двигателей
502 00 Моторные масла для бензиновых двигателей с улучшенной устойчивостью к старению
505 00 Универсальные масла для атмосферных и турбированных дизельных (без насос-форсунок) двигателей, в том числе с интеркулерами
505 01 Специальные масла для дизельных двигателей с насос-форсунками
503 00 Масла с удлиненным интервалом смены для бензиновыхдвигателей (30.000 км)
503 01 Для бензиновых турбированных двигателей автомобилей Audi Turbo
506 00 Масла с удлиненным интервалом смены для дизельных, без насос- форсунок, двигателей (50.000 км)
506 01 Для дизельных двигателей с насос-форсунками
504 00 Решение проблем износа при эксплуатации на маслах предыдущего поколения и соответствие нормам токсичности EURO 4-6
507 00 Решение проблем износа при эксплуатации на маслах предыдущего поколения и соответствие нормам токсичности EURO 4-6
Слайд 27Допуски автопроизводителей
227.0/1 масла с малым интервалом замены для грузовых дизельных
автомобилей
228.0/1 масла с средним интервалом замены для грузовых автомобилей
c дизельным двигателем
228.3 масла с высокими интервалами замены для грузовых автомобилей с дизельным двигателем
228.5 масла с удлиненными интервалами замены для грузовых автомобилей с дизельным двигателем
229.1 масла с высокими эксплуатационными характеристиками для легковых автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем
229.3 масла с очень высокими эксплуатационными характеристиками для бензиновых и дизельных двигателей
229.31 масла с высокими эксплуатационными характеристиками энергосберегающими свойствами и соответствует нормам токсичности EURO 4
229.5 масла с очень высокими эксплуатационными характеристиками с удлиненным интервалом смены, с высокими энергосберегающими свойствами
Слайд 28Допуски автопроизводителей
Porshe для всех типов моторов после 17011/99 TI
BMW
Spezialöl и бензиновые двигатели до 1998, а также для всех
дизельных двигателей.
BMW Longlife-98 для всех бензиновых двигателей с 1998, а также для всех дизельных двигателей.
BMW Longlife-01 для всех бензиновых двигателей с 2001, а также для всех дизельных двигателей.
BMW Longlife-01FE для всех бензиновых двигателей с 2001 возможно (HTHS <3,5-3,9).
BMW Longlife 04 для всех бензиновых двигателей с непосредственным впрыском и дизельных с DPF.
Слайд 29
Допуски автопроизводителей
WSS M2C913 A Бензиновые и дизельные двигатели (минимум
HTHS 2,9, максимум 3,5 mPa*s)
WSS M2C917 A Дизельные двигатели с
насос- форсунками для Форд Galaxy
WSS M2C912 A1 заменен на WSS M2C913 A
GM-LL-A-025 высшая производительность ACEA A3 / B3, и HTHS> 2,9 mPa*s).
GM-LL-B-025 с весны 2002 предписано (ACEA A3 / B3, B4 и HTHS> 3,5 mPa*s).